О чувствах.

May 28, 2012 10:31

Когда родители говорят ребенку:

- Не зли меня!
- Не расстраивай папу!
- Не обижай бабушку!

То тем самым они внушают ребенку мысль, о том, что он ответственен за их чувства.
Не они сами злятся, расстраиваются и обижаются, но он их злит-расстраивает и обижает.

психолингвистика, ответственность, "словарь мертвецов"

Leave a comment

shveps May 29 2012, 09:15:09 UTC
но ведь правда. позиция - "можешь делать что угодно, моего состояния это никак не изменит" - это будто сказать ребенку, что он никто и не значит ничего... типа, можно делать что угодно, и никак последствий не будет.

Reply

vse_horosho May 30 2012, 13:18:57 UTC
Нет, тут про другое. Про то, кто несет ответственность за чувства: тот, кто чувствует или кто-то другой.
Ведь родитель в ответ на хамство ребенка может сказать "Я злюсь", а не "ты меня злишь", "я тебя сейчас стукну", а не "ты вынуждаешь меня стукнуть тебя".

Дело в том, что никто не хочет быть "виноватым" или плохим. Кучу раз слышала, как мамы говорили - "будешь себя плохо вести - отдам тебя милиционеру". Т.е. она то хорошая, а вот милиционер - злой.

Тут тоже самое: не я злюсь (потому что выбираю злиться на твое плохое поведение и несу за свою злость ответсвтенность), а ты меня злишь (ответственность за мои чувства на тебе.)

Reply

shveps May 30 2012, 14:08:42 UTC
Сложно. Что считать несением ответственности?
Вот комментарием выше про причинно-следственную связь...
Если ответственность, это вина - кто виноват, и кто причина, тогда ответственность тут пополам, по-моему. Да, с ребенка нельзя в полном объеме требовать такой ответственности, как со взрослого. Но полностью переключать её на себя нельзя (в такой мере, в какой вина - регулятор социального поведения).

"Я злюсь"
"Да ну и злись, я то тут причём?"

И всё. Дальше - либо как раз объяснение, что ты всё-таки виноват и ответственен:
"это потому что ты разбил окно в учительской!"

либо молчание и попустительство, и тогда ребенок запоминает, что он то никогда ни в чём не виноват - злость, радость, гнев, счастье других людей - не может быть вызвано им. В итоге эдакая бесчувственность.

Reply

vse_horosho May 30 2012, 16:34:52 UTC
Психолингвистически есть большая разница между ( ... )

Reply

relaxich May 30 2012, 18:27:23 UTC
Катя, вот мне кажется, что упомянутая психолингвистика -
это какая то очень надуманная и крайне искусственная псевдонаука,
предоставляющая прекрасное поле и формализованные (узаконенные) алгоритмы
для словесной эквилибристики.
Я читал про то, что каждый сам выбирает свою реакцию и т.д...
Но почему психолингвистика отрицает корректность (опять обращусь к ней)
причинно-следственной связи второго уровня (сам сейчас изобрёл термин)
ты нагадил - я бешусь т.к. ты нагадил - ты меня выбесил?
Согласен с коментом [info]shveps -
"Но полностью переключать её на себя нельзя
(в такой мере, в какой вина - регулятор социального поведения)."
В противном случае, замкнутая полностью на себя позиция "я бешусь" -
грозит саморазрушением.

Впрочем, это сугубо мои ощущения, и в психологии я ни разу не образован.

Reply

vse_horosho June 1 2012, 00:21:44 UTC
Для меня психолингвистика - этакая ювелирная наука. При этом ручейки слагают море. Так же и здесь. Если начать править свою речь с мелочей, например:
- убирая безличные предложение (мне сказали, меня предупредили и т.д.)
- вводя активную позицию (я злюсь, а не меня злят; я обижаюсь, а не меня обидели) и т.п., то через некоторое время можно наблюдать изменения на личностном уровне, чувствуя, как шире разворачиваются плечи и ноги тверже и увереннее стоят на земле. Ещё бы - ведь это Я управляю, а не мной управляют. Мелочь, а кардинально меняет мироощущение.

И это ни в коем случае не отрицает причинно следственную связь поступка: "ты нагадил - я обиделся". Но именно Я принял решение обидеться, а не ТЫ меня обидел, т.е. имеешь надо мной и моими чувствами власть и управление. Да, я обижаюсь на такие твои поступки, но не ты обижаешь меня.

Разница действительно тонкая, но значительная.

Reply

relaxich June 1 2012, 07:45:47 UTC
хмм, звучит интригующе,
может почитаю что-нибудь, как время будет

Reply

vse_horosho June 1 2012, 12:31:43 UTC
Ага. Жаль только, что мало об этом пишут.

И ещё из личных наблюдений - очень сложно бывает заменять это "меня" на "я" и рассказывать что-то словами, начиная с "я", а не с "ты". По принципу:
- И вот ты выходишь из метро и чувствуешь, как устал и идешь в магазин и покупаешь пиво.
или
- И вот я выхожу из метро и чувствую, как устал и иду в магазин и покупаю пиво.

Вроде одно и тоже, но акценты и мироощущение разные.) Первый рассказ про кого-то "тебя" и ответственность за происходящее на нем же.
Второй вариант рассказ про меня и ответственность на мне же. А получив ответственность за свои действия я получаю и пульт управления от своей жизни.

Reply

vse_horosho June 1 2012, 17:24:31 UTC
И вот сегодня ещё искала анекдот один в своем жж, наткнулась на пост про я-ты:
http://vse-horosho.livejournal.com/92864.html

Reply

relaxich June 1 2012, 18:18:07 UTC
Согласен, обезличенность и отвлечёнка это проще.
А своё Я, оно какое-то сакральное чтоли...
(или может и правда это самоуспокоение?)
С другой стороны старинная практика двух имён -
сакрального/родового и общественного/паспортного
до сих пор так или иначе в ходу.
Милые-семейные прозвища не афишируются ;)
Вобщем, чорт его знает.

Reply


Leave a comment

Up