Собор Николая Чудотворца. Армавир, апрель 2015

Mar 27, 2017 20:10



В 1884 году русские переселенцы из центральной России, составившие уже в последней четверти XIX века большинство населения Армавира, «не более как в два месяца» построили в селе первый православный храм, получивший посвящение во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
В 1888 году близ первой церкви была заложена и уже в следующем году доведена кирпичной кладкой до сводов новая Николаевская церковь. К 1892 году она была достроена и после освидетельствования инженером Александровским и благочинным священником Александром Осецким освящена 29 ноября того же года.

Построенный в эклектическом стиле второй Николаевский храм Армавира был одноглавым, имел шлемовидный купол, завершённый луковичной главкой на короткой шейке. Над западным притвором с пристроенными с северной и южной сторон дополнительными объёмами-крыльями, как и основной объём увенчанными шлемовидными куполами, была возведена двухъярусная с шатровым завершением колокольня, соединённая трапезной с четвериком основного объёма. Казанский придел храма, видимо, был устроен в покрытой конхой с маленькой луковичной главкой апсиде, пристроенной с юга к основному объёму.
Со временем храм обнесли металлической на каменном основании оградой, ворота которой украсили богато оформленной аркой с увенчанным луковичной главой уступчатым аттиком над карнизом. Вокруг храма, на отведённой приходу площади, был разбит сквер.
14 февраля 1915 года согласно указу духовной консистории Николаевский храм получил статус штатного собора.

1911 год.
Второй Николаевский храм в селе Армавир.
Вид с юго-западной стороны:



После установления в городе советской власти, для совершения богослужений в Николаевском соборе прихожане были вынуждены арендовать его здание.
В 1939 году договор аренды по инициативе Армавирского городского совета «в связи с... невыполнением распоряжения горсовета о производстве необходимого ремонта здания культа» был расторгнут, а здание собора решено «использовать под культурно-просветительные цели». Несмотря на последнее, в том же году согласно принятому богоборцами из горсовета постановлению Николаевский храм был разрушен.
Прихожане соборного храма для проведения служб стали арендовать часть помещений армянского Успенского храма.

17 апреля 2015 года.
Армавирский армянский Успенский храм, часть которого арендовалась православными для совершения богослужений после разрушения первого Николаевского собора.
Вид с юго-западной стороны:



Устав воссозданного Николаевского прихода в Армавире был зарегистрирован 2 июня 1992 года.
19 апреля 2004 года состоялась первая литургия в возрождаемом большом храме Николы Угодника.
5 февраля 2012 года митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) в сослужении с духовенством епархии совершил освящение законченного строительством Николаевского храма города.
Ещё до того, как состоялось освящение главного престола, в его левом приделе - пристроенном к основному объёму четверике, завершённом световым барабаном-восьмериком с луковичной главкой синего цвета - иерейским чином был освящён престол в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
В 2013 году в главном приделе храма был установлен трёхъярусный иконостас, который составили 46 икон.
По представлению епископа Армавирского и Лабинского Игнатия (Бузина) указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 5 сентября 2014 года Николаевский храм получил статус кафедрального собора.

Николаевский собор в Армавире.
Вид с южной стороны:



Бесстолпный, трёхапсидный, двухпрестольный пятый Николаевский храм Армавира построен в формах, близких южнорусскому зодчеству, стилистике так называемого «казацкого барокко» - при взгляде на него сразу вспоминаются храмы Киево-Печерской лавры (Крестовоздвиженский над Ближними пещерами, Богородицерождественский рядом с Дальними) или, скажем, киевский Софийский собор, или даже первые, казачьи, церковные постройки Екатеринодара.
Совершенно типичными для этой архитектурной манеры являются завершения Никольского храма: пять стилизованных бань над основным объёмом, две бани над трёхчастной звонницей и одна над южным притвором. Особенно характерна центральная баня, составленная из целых трёх ярусов: на самый нижний, короткий, приплюснутый восьмерик, завершённый восьмигранным куполом-полусферой, посажен ещё один барабан с таким же куполом, а на него - третий, уже слепой и круглый, увенчанный круглым же куполом, который венчается уже луковичной главкой золотого цвета на короткой шейке, при этом диаметр луковицы - меньше диаметра барабанов.

Имеющий очевидные южнорусские черты завершений Никольский собор, тем не менее, нельзя считать однозначным представителем архитектурной линии казацкого барокко. Если для последнего характерны прямые и зачастую составные профилированные карнизы основных объёмов построек, то фасады основного объёма Никольского храма имеют... типично великорусские формы - разделённые на традиционные три прясла его стены завершены килевидными закомарами. Следовательно, вернее всего говорить об эклектическом архитектурном облике этого храма, а если попытаться определить своеобразный стиль постройки, то его можно назвать «русско-казацким».

Подробнее:
Селиверстов А. В. Все храмы края. Том I. Краснодар, 2016. С. 52-54, 64-67.

Вид с северо-западной стороны:



Вид с западной стороны:





Вид с юго-западной стороны:



Вид с северо-западной стороны:



Иконостас Николаевского собора:



округа и районы: Армавир, Армавир

Previous post Next post
Up