После вчерашнего пуска Вулкана, сопровождаемого у ряда блоххеров радостным "юсаф признало пуск успешным " , ну да , если цель полета была отправить в косиос болванку то да, но вроде как цель пуска была сертификация Вулкана и отваливающиеся от него части немного этому не способствуют.. ( возможно они лишние?).
А если глянуть ширше, то это и "чего то там не так" со второй ступенью Фалкона , не попавшего недавно в заданный район акватории и проблемы с движками малой тяги Старлайнера , которая была не критичной как оказалось, но была теоретичеески из за чего перекорежили план полетов на МКС и работы там, в целом можно списать как досадные мелочи..
рискну предположить, что 30 лет назад подобные мелочи привели бы к авриям и катастрофам, но за эти годы особенно после Шатлов отношение к надежности и резервированию вкупе с технологическим прогрессом привело к тому, что РКТ повсеместно стало сильно надежнее ( конечно не так как пассажирская авиация) но даже серьезные инциденты с одной системой, узлом , деталью не приводит к тяжелейшим последствиям .
но колокол звонит , и тут можно добавить и Боинг, где масштабы производства и значит проблем более выпуклы..
на мой взгляд причины этого в том, что работа в "производстве " даже авиа космопроме сильно потеряла в престиже и заработке и все менее интересна для молодого поколения , в онлайне , финансовых рвнках модных стартапах , или программировании или биотехе все интереснее и доходнее..Производство же скушно , требует дисциплины , даже в СпейсХ вся движуха на Старбейз , а в цехе где клепают вторые ступени Ф9 сплошной день сурка плюс главная задача как снизить себестоимость , выдержав план поставок..поэтому сокращаем персонал или расходы на него .,
плюс чисто американская особенность все компании публичные акционерные общества, почти все торгуются на бирже и их перепродажа слияния и разделения постоянный процесс на котором делаются большие деньги иногда существенно большие чем прибыль от самого производства, не говоря уже о том, что цель менеджмента, выбранного на короткие сроки это повысить стоимость акции и сорвать бонус за это ..
Слава Богу, что пока совершенствование конструкции изделий ( тут реально огромный прогресс) позволяет компенсировать отказы отдельных узлов), но тенденция пока не радует., и непонятно как с этим бороться ибо все что может государство как регулятор. Это издать еще кучу запретов и ограничений, которые только добавят бюрократии и осложнят создание нового, но вряд ли реально улучшат качество производства