В связи с появившимися на Хабре и Форуме Телеспутника заметками о проблемах на Экспресс АМ5, и раз уж я взялся писать о спутниковой связи, то считаю сидеть в кустах неправильно..
Итак, что могу сказать от себя и со 100% уверенностью:
на данный момент 29.11.2021 13 часов Мск все сервисы компаний к которым я имею отношение РАБОТАЮТ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ. Трафик к абонентам и от абонентов идет без ограничений.
Вот сам борт
Что касается собственно слухов и возможных проблем на борту. Если вспомнить пословицу "нет дыма без огня" , то возможно она (проблема) есть и специалисты ГП КС и ИСС Решетнева о них знают (иначе откуда тогда слухи??).
Далее, есть еще страховщики, (кажется это Ингосстрах) , которым по идее тоже должны сообщить и если есть какие то планы чего то делать, то скоординировать , если что то делать..
На месте ГПКС я в данном случае , что нибудь точно сейчас сказал.. Может быть в таком варианте (если проблема действительно есть)
"На борту Космического аппарата Экспресс АМ5, расположенного в позиции 140 в.д. обнаружено неисправность "устройства, модуля, прибора ххх". Специалисты ГПКС совместно с представителями предприятия изготовителя ИСС им. Решетнева прорабатывают план мероприятий по устранению данной неисправности.
В настоящее время все сети и каналы связи, работающие через ИСХ Экспресс АМ5 работают в штатном режиме "
Как говорили в далекие 90-е "Президент работает с документами, а его рукопожатие - крепкое"" (С)
но я не ГПКС , возможно им там виднее..
В общем мне это напоминает историю про человека у которого врачи обнаружили, допустим опухоль. Сию минуту угрозы нет, человек живет и работает, но прогноз плохой, нужно лечить. Для этого нужна операция. К операции надо подготовиться, прикинуть варианты, сделать анализы.. Когда начнут делать операцию, конечно возможны варианты.. А во время операции - наркоз, пациент временно недеесопособен пока операция не закончится.
И немного о самом борту - это один из 2 ИСЗ на тяжелой платформе Экспресс -2000 , разработанной лет 8 или 10 назад ИСС Решетнева. За полезную нагрузку на бортах отвечала канадская МДА, насколько я в курсе к ней претензий пока не было. Оба борта строились в рамках правительственной программы о переходе телевидения в России на цифру.
Однотипный Экспресс АМ6 - в марте 2020 года из за аварии системы термостатирования был вынужднен отключить ряд транспондеров , в том числе все 10 Ка диапазона.
Экспресс АМ5 обслуживает Дальний Восток и Сибирь , и там он конечно ключевой борт.
Заменить его на однотипный не чем. Самая большая проблема будет с Ка диапазоном , ибо он сконфигурирован именно под географию ДВФО. и если для С и Ку можно перегнать борт с запада или использовать один из запускаемых 12 декабря Экспрессов АМУ3 или АМУ7 , то для Ка такого не найти..
Но лучше пока о самом печальном варианте не думать, и ожидать, что проблема будет решена в рамках действий инженеров ГПКС
UpDate
Вот и официальные новости подоспели: На Комньюсе опубликовано:
П
оявившиеся в ряде СМИ сообщения об отсутствии сигнала со спутника "Экспресс-АМ5" не соответствуют действительности. Космический аппарат находится на орбите в установленной позиции и оказывает услуги в полном объеме. На первую половину декабря совместно с производителем спутника АО "ИСС" имени академика М. Ф. Решетнёва" запланированы работы по отработке каналов связи с "Экспресс-АМ5", в ходе которых будет производиться переключение блоков управления КА. В связи с этим, согласно имеющейся схеме резервирования, тестируется перевод телерадиовещания федеральных каналов на предусмотренные ею космические аппараты. По информации АО "ИСС" имени академика М. Ф. Решетнёва", запланированные работы, связанные с переключением каналов управления, не должны привести к внештатным ситуациям с функционированием КА.Note: по ряду понятных причин, Автор блога пишет не все, что знает, а то, что считает необходимым сказать и в чем на 100% уверен...