Проблема StarLink и LEO группировок, о которой пока мало кто задумывается...

Sep 21, 2021 10:00

Если посмотреть на орбиты и движение спутников  СтарЛинк,  то хорошо заметно, что  ИСЗ в противоположных плоскостях,


например,  ИСЗ пересекающие  экватор  на 150 градусах Вост. долготы  пересекает курс спутников из плоскости  30 град зап. Долготы почти под прямым углом, и не только ее , но и следующих плоскостей  35..40.. 45 град и т.д.


На видео это кажется таким аттракционом: вот вот столкнутся и безопасно расходятся.. смотреть на 8.48

image Click to view


При этом орбита  у всех 1584 ИСЗ СтарЛинка первого этапа  одна -  560 км и они могут  поддерживать ее достаточно точно, то есть быть по сути в одной плоскости.
Кроме самих СтарЛинков в космосе есть еще и просто обломки космического мусора, и кубсаты, и это только начало...Но даже сейчас , без УанВэба, Куйпера и китайцев :
@SpaceX выполнила 2219 маневров по предотвращению столкновений за шесть месяцев до конца мая 2021 года.
И это было тогда, когда по сути первая фаза группировки из 1584 только формировалась. Ни о каких 4408, 7000 на орбите 360 км, и уж тем более 40000 ИСЗ Gen2 и речи не было..
  Маневр СтарЛинк начинает , если есть вероятность сближении ИСЗ (между собой, другим ИСЗ или мусором) менее чем на 1 км. И пока речи нет и о УанВэбе который будет «проходить» через оболочку СтарЛинков, ни у Куйпере, который вообще будет летать рядом на 40-60 км выше..

При этом как я понимаю при арифметической прогрессии количества ИСЗ, количество их опасных сближений будет расти геометрически.. Вот как это выглядит сейчас


И проблема в том, что СпейсХ,  выбрав крайне низкий порог вероятности столкновений речь идет об 1/100000, должен вычислять все эти сближения и на них реагировать, то есть включать двигательную установку и менять орбиту, а  потом ее возвращать обратно. И естественно постоянно считать орбиту каждого ИСЗ и вероятность взаимных сближений…
Вот орбиты и число спутников СтарЛинк только Ку диапазона


Второе требование к орбите и положению ИСЗ это не попадать  своим сигналом в линию  сигнала ИСЗ на ГСО с его наземными терминалами.. То есть мы имеем  колоссальную нагрузку на вычислительные мощности и на управление ИСЗ на орбите (как будет ориентироваться система управления движения ИСЗ, если  система предотвращения столкновения потребует маневра в одну сторону, а система уклонения от мусора в другую?? и надо понимать, что при этом по идее должнн предоставляться сервис абонентам на Земле...

Как видно из цитаты  за полгода каждый спутник уже совершил  по 2 маневра и это только начало.. А что у нас впереди?

Все это накладывает жесточайшие требование на надежность двигательной установки ИСЗ и системы управления ею , то есть, как делается и сейчас  после вывода в космос спутник должен быть полностью проверен на способность к маневрам, и только после этого начат  процесс вывода его на рабочую орбиту с орбиты выведения (а это примерно 212 на 300 км) . И это  противоречит планам использовать в будущем  СтарШип,  который мог бы выводить сразу на 550 км тем самым экономя и время - почти 4 месяца и рабочее тело криптон (то есть время на орбите).
При этом надо понимать , что впереди у нас развертывание и китайской группировки и европейской, плюс российский Марафон плюс еще и пояс из кубсатов самых разных операторов..
И не дай бог столкновение , которые образует облако обломков и жесточайшую реакцию  со стороны регулятора в лице FCC, который отвечает за безопасность космоса,  в том числе и МКС...

Мне пока трудно спрогнозировать все возможные проблемы и трудности для управления группировкой СтарЛинк (в СпейсХ этим занимается отдельное подразделение mission control center) и влияние его на собственно сервис СтарЛинка, например работу лазерных каналов, требующих точного наведения....и, главное  финансовые затраты на эту часть проекта СтарЛинк..

Но сейчас появилась для СтарЛинка еще одна проблема. ВиаСат начал рассылать письма регуляторам разных стран, прося их не давать СтарЛинку права работать в их странах, мотивируя это тем, что группировка СтарЛинк угрожает космосу непредвиденным  хаосом и образованием мусора, та же тем звучит в письмах ВиаСата в ФСС по поводу одобрения Generation 2 Старлинка..Так же ВиаСат похоже  пытается  вынести эту тему на уровень Международного Союза Электросвязи (ITU) и ограничить размер национальных спутниковых  группировок . Вот результатат их переговоров с Саудитами


Сработает этот план ВиаСата остановить СтарЛинк, (который являеттся по сути его могильщиком на рынке США)  или нет, узнаем в ближайшие годы..

мусор, viasat, проблемы, starlink, itu

Previous post Next post
Up