Так как с Наукой потихоньку дло налаживается, вот уже и сам Рогозин в Фейсбуке на эту тему проявился, что основная ДУ смогла включиться и прирастить высоту орбиты. Так что поговорим снова о спутниковой связи.
Начнем с небольшого фото снятого вчера в Шереметьево..Идя на посадку, увидел непривычный самолет в Ажрофлотовской ливрее. и Ба, да это же:
А350!!!, один из тех что сейчас получает Аэрофлот и как минимум второй, ибо это "Голованов". Самое характерное в нем наличие спутниковой антенны на борту см. сверху фюзеляжа у хвоста для РЕАЛЬНО скоростного Интернета, а не того позорища, что стоит на некоторых В777 или А330 и работает через Инмарсат провайдера OnAir
А350 должен был лететь в Алматы (не по пути), так что может когда то я на нем и слетаю.
кстати о том,
что первый был А350 (Чайковский) прибыл в Россию я писал более года назад а пока отметим вот такой твит Илона Маска
Выбор безупречен и логичен, это считай 90% всего парка пассажирских самолетов и доля "неинтернетизированных" в нем самая гораздо выше чем у широкофюзеляжных В777/787 и А330/340/350/380
Но , если Вы считает, что через год Вы сможете получить Интернет через СтарЛинк на борту какого нить европейского регулярного перевозчика , вынужден Вас огорчить - это будет нескоро и на этом пути нужно преодолеть немало бпрьеров.
Первый это конечно сертификация . Авиация это очень бюрократизированная и бумажная отрасль, и включать в бортовую сеть антенну СтарЛинк, только на основании что она от самого Илона Маска не будет никто. Сертификация это минимум 6-8 месяцев и 500-800 тысяч долларов для одного устройства и одного типа самолета. Для Спейс Х конечно копейки, хотя надо понимать, что в данном случае мы имеем под именем В737 аж 4 поколения
В737 Классик, (я еще его застал :-), Original , NG (New Generation) и В737 МАХ это 4 разных самолета, более того и В737 NG это 4 разных борта/размера фюзеляжа 600,700, 800, 900 . Так что понадобится существенно больше чем миллион, чтобы охватить летающий сейчас парк относительно новых Б737 (NG и МАХ)
Вторая часть. Собственно вкрячить в фюзеляж антенну и подключить ее к бортовому питанию 115-120V/400HZ AC, 28V DC or 14V DC Потом надо доказать , что антенна не фонит и не забивает сигнал других радиосистем, потом решить вопрос, а кто делает/ отвечает за WiFi и его разводку по салону, и далее будет самое интересное - сейчас Авиакомпания на фиг не нужен просто Интернет, им нужна entertainment system (is a system of entertainment usually of electronic components that handle audio and video, video gaming, computers, etc). Так как я регулярно летаю Аэрофлотом, то у него прекрасно видно, что это такое это комплекс и софта и харда видеосервер на борту - телевизоры в спинках кресла . и Кстати репертуар кино обновляется каждый месяц. и заметим , это система связана очень плотно с жизнью самого борта. Если бортпроводник или пилот начинает какое то объявление, то трансляция фильиа останавливается. Все фильмы имеют отметку "переработано для показа на борту". Там убраны как я понял сцены, которые дают категорию 18+
Если кто знает такое имя как Panasonic Aero , то это пионер интернета на борту самолетов, работающий еще с начала 2000-х . И он предоставляет именно такой комплексный подход, когда задача экипажа максимум перезагрузить заключивший сервер, на котором лежат фильмы на 10 (!!!) языках - это я обнаружил когда летел Кореан Эйр из Сеула в Сидней , а вот на маршрут Сеул Москва у них уже были фильмв на русском.
В общем Энтертаймент на борту это отдельный сложный и капиталоемкий бизнес. Волею судеб я работал с несколькоми провайдерами Авиационного Энтертаймент это и Панасоник Аэро, и GoGo, и Global Eagle, и ViaSat , пока все они работают через геостационар , и имеют глобальное покрытие..Но СтарЛинк конечно будет иметь колоссальное преимущество перед ГСО и при выборе, что ставить на НОВЫЙ самолет , у него будет преимущество, но решать будет все равно провайдер и сама авикомпания..
Просто так, провайдеров с этого рынка не подвинешь, с моей точки зрения Срейс Х нет смысла пытаться их подвинуть и стать прямым поставщиком интернета для авиакомпаний, проще ограничиться просто предоставлением канала в интернет. Но тут минус - денег много за это не дадут. О том, чтобы убрать всю фильмотеку на борту и оставить пассажирам только Интернет речи ИМХО тоже нет, ибо при 150 пассажирах на борту СтарЛинк не потянет трансляцию 150 фильмов в высоком качестве, плюс для работы нужно будет обепечить пассажирам то ли мышку, то ли сенсорный экран.. Да и Интернет будет работать только после того как самолет поднимется выше 3000 метров (или футов ??? не помню) (и соотвественно при снижении ниже он будет отключен) . В общем это непростая тема.
Сам вопрос монетизации интернета на борту пока головная боль для всех и Авиакомпаний и поставщиков Энтертаймента.
Итого, думаю, если через 2 года в небо поднимется первый самолет регулярной авиакомпании со СтарЛинком на борту и пассажирами, это будет большой успех СпейсХ