Во время ожесточенных разборок внутри FCC между СпейсХ и ее конкурентами по вопросу снижения орбиты СтарЛинков для спутников Фазы2, было много упреков в адрес Стаплинка об угрозе космического мусора и загрязнении орбиты от этой гигантской группировки. В результате СпейсХ взяла на себя добровольное обязательство публиковать данные о надежности своих ИСЗ (шаг скажем так весьма нетривиальный и смелый). И вот вышел первый отчет СпейсХ, направленный ею в FCC..
Пока я не вижу активного обсуждения его в сети , а цифры то там ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ!!!
Итак, начнем за здравие СпейсХ установила для себя в 10 раз более жесткий лимит реагирования на риск столкновения ее спутников с другими объектами. В США таким лимитом являетя 1/10000, то есть шанс один из 10000, у Спейсов это 1/100000. Это более проблемно для компании ибо в 10 раз чаще надо устраивать маневр ИСЗ и менять ему орбиту (а потом возвращать обратно), а это стоит расхода ресурса ДУ и криптона
Второе, в результате за 6 месяцев спутники СпейсХ совершили 2219 маневров по уклонению от мусора или других ИСЗ. К этому надо добавить Х случаев, когда Операторы других спутников просили СпейсХ "не дергаться" и маневрировали сами.
Третье и самое удивительное. СпейсХ сводит свои ИСЗ/удаляет из группировки достаточно большими объемами: Раздел
Satellites that, for purposes of disposal, were removed from operation or screened from
further deployment at any time following initial deployment, and identifying whether this
occurred less than five years after the satellite began regular operations or were available
for use as an on-orbit replacement satellite.” Мой перевод "Спутники, которые для целей утилизации были выведены из эксплуатации или исключены из дальнейшего развертывания в любое время после первоначального вывода на орбиту в период до 5 лет с момента как спутник начал работу."
и вот что мы видим
Итого 30 (тридцать ) ИСЗ за полгода , были признаны СпейсХ неработоспособными!! Отметим, к чести СпейсХ высочайшую надежность служебного модуля - системы навигации, управления, энергообеспечения, телеметрии, Двигательной установки. Практически все эти 30 ИСЗ управляемы и не представляют опасности для других..
Методом исключения приходим к тому, что проблема в модуле полезной нагрузки: Антенн, их приводов, передатчиков и блоков управления и тд.
к этоим 30 надо добавить еще 9 из таблицы 3, те ИСЗ версии 1.0, что в эти полгода сгорели в атмосфере
и Старлинк 1939 у которого проблемы с Солнечными Батареями (см. табл.4) итого 40 ИСЗ.. Тут то же Илон Маск и Спейс Х впереди всей планеты никто из Операторов не терял столько ИСЗ за столь небольшой период времени..
Так как проект СтарЛинка не имеет аналогов и огромен по масштабам, я не возьмусь выносить приговор трагедия это или нет, да и нет точной информации, что же произошло с 30 ИСЗ и почему СпейсХ отказался продолжать их эксплуатацию.. Если мы , отнесем 40 ИСЗ к 1600 выведенным в это на орбиту, то имеет процент аварийности где то 2,5% за полгода.. Для дальнейшего анализа мало статистики, посмотрим, что покажет следующий отчет..
С другой стороны терять по 5% группировки за год??..Тут станет понятно, почему Илон считает, что для выхода операционную прибыль ему нужно то ли 5 , то ли 10 миллиардов долларов..
а веь даже в грузинской школе времен СССР точность была "семь-восемь" :-)
В общем будем далее наблюдать за развитием этого уникального проекта