Первое потенциальное столкновение спутников этих 2 группировок могло произойти уже неделю назад..
//Д
ва спутника из быстрорастущих группировок OneWeb и Starlink от SpaceX уклонились от опасно близкого сближения друг с другом на орбите в минувшие выходные, заявили представители Космических сил США и OneWeb. Это первое известное мероприятие по предотвращению столкновений для двух конкурирующих компаний,30 марта, через пять дней после того, как OneWeb запустила свою последнюю партию из 36 спутников, компания получила несколько «красных предупреждений» от 18-й эскадрильи космических сил США, предупреждающих о возможном столкновении со спутником Starlink. Поскольку группировка OneWeb работает на более высоких орбитах вокруг Земли, спутники компании должны проходить сквозь сеть спутников Starlink, которые вращаются на высоте примерно 550 км.
Предупреждение Космических сил показало, что вероятность столкновения составляет 1,3 процента, при этом два спутника сближаются на расстояние 190 футов - опасно близко для спутников на орбите. Если спутники столкнутся на орбите, это может привести к образованию сотен обломков .
В настоящее время нет национального или глобального органа, который заставлял бы спутниковых операторов принимать меры в случае прогнозируемых столкновений. Срочные оповещения Space Force заставили инженеров OneWeb написать письмо команде SpaceX , чтобы скоординировать маневры, которые позволят развести два спутника на более безопасное расстояние друг от друга.
По словам главы OneWeb по связям с правительством Криса Маклафлина, во время координации с OneWeb SpaceX отключила свою автоматизированную систему предотвращения столкновений на основе искусственного интеллекта, чтобы позволить OneWeb увести свой спутник с траектории. Было непонятно, почему именно SpaceX отключила систему. SpaceX, которая редко отвечает репортерам, не ответила на многочисленные запросы о комментариях к этой истории, как и Дэвид Голдман, директор компании по спутниковой политике.
Автоматизированная система SpaceX для предотвращения столкновений спутников вызвала споры, вызывая опасения у других спутниковых операторов, которые заявляют, что не имеют возможности узнать, в какую сторону система переместит спутник Starlink в случае близкого приближения. «Проблема в координации, - говорит Маклафлин. «Недостаточно сказать:« У меня есть автоматизированная система », потому что другая Сторона может не понять, что ваша система пытается сделать».
«Этот случай стал хорошим примером того, как операторы спутников могут взаимодействовать передовой мировой практики», - говорит Дайана МакКиссок, глава отдела обмена данными и безопасности космических полетов 18-й космической эскадрильи космических сил. «Они делились своими данными друг с другом, они контактировали друг с другом, и я думаю, что в отсутствие какого-либо глобального регулирования это ... лучшее из возможного».
Тем не менее, резкое увеличение количества спутников на орбите, в основном связанное с предприятием SpaceX Starlink, происходит быстрее, чем какой-либо орган может регулировать отрасль в целях безопасности. МакКиссок говорит, что SpaceX приложила усилия для повышения прозрачности на орбите; в настоящее время компания предоставляет данные о местоположении своих спутников другим операторам. Но его автоматизированная система предотвращения столкновений - это закрытая книга, именно там, где больше всего необходимы открытость и координация, говорят аналитики и операторы.
Виктория Самсон из Secure World Foundation говорит, что отсутствие какой-либо четкой международной основы для управления активными объектами в космосе делает в значительной степени неясным, кто будет нести ответственность, если столкновение действительно произойдет. В 2019 году спутнику Европейского космического агентства пришлось уступить дорогу спутнику Starlink, чтобы избежать потенциального столкновения. SpaceX не переместила свой спутник из-за компьютерной ошибки, которая помешала нормальному обмену данными с ЕКА, заявили в то время.
В связи с тем, что на ежемесячной основе запланировано больше запусков спутников OneWeb, а также с учетом планируемых группировок от Amazon и Telesat на более высоких орбитах, чем Starlink, необходимость установления четких правил движения на орбите становится как никогда актуальной. Значение SpaceX становится особенно большим не только из-за еоличества их ИСЗ, но и из-за того, куда он их отправляет. «OneWeb и другие должны будут проходить через орбиты Starlink, чтобы добраться до места своего назначения, поэтому SpaceX теперь необходимо обеспечить, чтобы другие спутниковые операторы могли делать это безопасно», - говорит Калеб Генри, аналитик спутниковой отрасли в Quilty Analytics.Маккиссок говорит, что 18-я эскадрилья космического управления полностью осведомлена об озабоченности отрасли в отношении подхода SpaceX к автономному расхождению ИСЗ. «Так что это было интересно», - говорит она. «Но, как я уже сказал, я рад, что они поговорили друг с другом. Ужасная ситуация, когда один из операторов не общается, а потом просто скрещивает пальцы и полагается на авось.. ».
________________________________________________
Если бы , спросили меня, то я бы лично предложил следующие 2 правила.
1) Если один ИСЗ находится на рабочей орбите, а другой перемещается с одной орбиты на другую, то маневр уклонения обязан делать тот, кто перемещается между орбитами
2) Если обо ИСЗ меняют свои орбиты /или находятся на рабочих орбитах, и имеют возможность для маневрирования, то маневр должен совершить тот ИСЗ вес которого меньше (типа принцип на море см. соответствии с Правилом 9 пп. «6» и «с» малые суда (длиной менее 20 м), парусные суда и суда, занятые ловом рыбы, не должны затруднять движение судов, которые следуют в пределах узкого прохода или фарватера.).
Поэтому с учетом того, что вес СтарЛинка 260 кг, а ИСЗ OneWEB только 147 кг маневрировать придется OneWEB
Да и к вопросу об автоматизированной системе предотвращения столкновений спутников в космосе на основе искусственного интеллекта компании Space X
насколько я понимаю тренировки будущих Операторов данной системы уже идут полным ходом:
Click to view