9 марта я написал, что Спейс Х идет на очередной рекорд - 5й полет одной и той же ступени .. Все казалось обычным и рутинным.. Но первый звонок прозвенел 15 го в момент пуска - прошла команда АВД, но пуск перенесли и вот в полете 60 примерно секунде не выдержал один из Мерлинов.
видео взято на форуме НК
Тем не менее, оставшиесы 8 увеличили тягу и ракета успешно вышла на орбиту , отделила полезную нагрузку , но Бустер не смог планово сесть на баржу обратно..
Вот диаграмма расхода топлива (практически эквивалентно тяге ЖРД)
https://twitter.com/flightclubio/status/1240269833381371904/photo/1 Что написал Маск (в переводе уважаемого
dmdrv Yeah. There was also an early engine shutdown on ascent, but it didn’t affect orbit insertion. Shows value of having 9 engines! Thorough investigation needed before next mission.
Last launch aborted due to slightly high power. Possibly, but not obviously, related to today. This vehicle has seen a lot of wear, so today isn’t a big surprise. Life leader rockets are used only for internal missions. Won’t risk non-SpaceX satellites.
Итого: да, будет расследование перед следующими запусками, да, проверяют версию что проблема связа с прерыванием старта (повышенная мощность двигателей), и да, все бустеры-долгожители тестируются только на Старлинках, и не будут рисковать другими заказчиками.
То есть , возможно авария связана с АВД при старте 15-го (тут вопрос имел ли право Руководитель пуска на этот риск?? Пускать снова, а не сотменить пуск и может снять Мерлин попавший под подозрение..
Итого в Плюсе
ОГРОМНОМ - показано, что отказ Двигателя на F9 не является критичной неисправностью и за счет резервирования (9 двигателей) шансы на успешныый вывод ПН очень высоки.
Показано, что по крайней мере 8-9 включений и ресурс в 4 полета + 5 прожигов Мерлина являются для них нормой. Для некоторых это число еще больше ибо есть участок работы при посадке..
Как предположение разрушение произошло в районе сопла / или Газогенератора ибо совершенно не пострадали соседние двигатели, если же отказ был бы взрывом ТНА или прогар КС , то в моем понимании могли пострадать соседние двигатели
Газогенератор это цилиндрический бак справа от камерой сгорания от него отходит свой газовод с квазисоплом для продуктов сгорания
с другой стороны мог не выдержать любой газо или трубопровод... В общем Комиссия разберется, телеметрия шла весь полет..
Теперь минусы -
Показано, что существующая у Спейс Х диагностика Мерлинов перед полетом не является достаточной и допускает старт Носителя с ЖРД , который может не выдержать..
У Мерлина есть какой то элемент, ограничивающий его ресурс. При его выявлении , если это не конструктив касающийся всей конструкции и не меняемый в принципе, то можно заменить его на Мерлинах, которые будут летать на 4+ полетов.
Плохо, что ступень утонула , возможно это был один из трех ЖРД, которые работают и при посадке..Теперь в распоряжении инженеров только телеметрия, вернули бы ступень то поиск неисправности занял меньше времени..
Остальные ступени можно использовать ИМХО на полетах , не предполагающих возврат первой ступени..
В общем это очень серьезный звонок для Спейс Х и напоминает пуск Ариана на ошибочную орбитк после почти 10 лет без укоризненной карьеры.. Техника вещь сложная, а космическая - особенно...
Вопрос - отложит ли Спейс Х очередной старт?? Уже решился, Маск написал, что Да, до окончания расследования почему отказал Мерлин..
А шутники на форуме НСФ были очень оперативны: