В
предыдущем посту на эту тему основная мысль была насколько этот бизнес получит свое место на рынке и какие шансы у Спейс Х стать активным игроком в этом сегменте рынка, если он состоится .
В целом поднятые там вопросы остались, но теперь после успешного пуска Ф9 с 64 ИСЗ (собственно Ф9 отработал как я понимаю на отлично, но насколько отделение всех 64 ИСЗ прошло по плану я пока не в курсе) можно вернуться к теме .
И главный интерес тут вызывает собственно Диспенсер устройство которое отвечает за выведение всех 64 ИСЗ по своим высотам (орбита будет у всех одна).
Вот таймлапс сборки диспенсера для всех ИСЗ
Click to view
Схема размещения ИСЗ на Диспенсере
схема отделения ИСЗ
Какие выводы напрашиваются..
Диспенсер весьма сложное ОДНОРАЗОВОЕ изделие, которое должно обеспечить выполнение весьма сложной циклограммы по разделению ее на несколько ступеней, и отделению каждого из десятков аппаратов.
Для каждой моссии Диспенсер будет проектироваться индивидуально, но из уже имеющихся конструкторских блоков.
КРД как по использованию объема под обтекателем , так и по весу весьма низкий. По Объему (отношение суммы объемов всех ИСЗ к объему пространства под обтекателем ) это наверное 10-15%, а по весу видимо не более 50% (вес всех ИСЗ/вес ИСЗ+ Диспенсер) .
Поэтому, рынок этот трудно назхвать массовым. Время ожидания запуска своего ИСЗ в данном случае составит в районе 15..20 месяцев. И здесь малые ракеты имеют безусловное преимущество.
С точеи зрения экономики - более низкая стоимость запуска 1 кг полезной нагрузки на Ф9 компенсируется низким КПД использования свозможностей Ф9 не более 50% от веса выводимого на орбиту составляют сами спутники.. п
Кстати остается вопрос судьба самого диспенсера, сводится ли он с орбиты принудительно, или останется на ней на 6..12 месяцев и сгорит просто от трения о следы атмосферы.. Если диспенсер оснащать ДУ для сода с орбиты это еще потери веса и увеличение сложности..
В общем можно сказать, что Ф9 это идеальный вариант для такой программы, так как может использовать для такого проекта первые ступени с наибольшим числом полетов и практически для ЛКИ, большой выводимый вес и возможность скидки на стоимость пуска..
Но сама бизнес модель космического бла бла кар весьма сложна и имеет значительные ограничения.. Так что у небольших ракет с выводом по 200-500 кг на НОО остаются хорошие шансы на бизнес..
особностей
UPD Очень интересное дополнение от
apollo-13 см его коммент ниже
интервью с руководителем СпейсФлайт, который и выступил в роли заказчика полета и коллектора всех мелких ИСЗ
https://spaceflightnow.com/2018/12/03/spacex-launches-swarm-of-satellites-re-flies-rocket-for-third-time/ниже в его комменте основны моменты интервью.. Кратко - бизнес тяжелый и координировать такую кучу заказчиков очень сложно