История создания
Крупнейший буддийский храм в России и Европе был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 года после визита в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года. Ранним утром 1 декабря, перед отлетом в Индию, Его Святейшество Далай-лама провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты.
Двухдневный визит Далай-ламы 2004 года стал воплощением чаяний и надежд калмыцкого народа, и тот восторг и воодушевление, которые ощущали в те дни люди, нашли отражение в неземном облике нового храма, рожденного силой благословения Далай-ламы и искренней веры его последователей. Для жителей Калмыкии новый хурул - столь же значимый и легко узнаваемый символ, как дворец Потала для тибетцев, Статуя Свободы для американцев или Эйфелева башня для французов. Это символ единства нации, сплотившейся в своей решимости сохранить национальную самобытность и буддийское наследие.
Золотой храм мечты
В начале марта 2005 года глава Республики Кирсан Илюмжинов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, прибыв в Дхарамсалу, представили эскизный проект нового хурула Его Святейшеству Далай-ламе, который был утвержден им с рекомендациями и благопожеланиями.
Через год Его Святейшество Далай-лама дал имя хурульному комплексу, назвав его «Золотой обителью Будды Шакьямуни» («Бурхн Багшин Алтн Сюме»). Хурул был построен в рекордно короткие сроки - всего за девять месяцев. В строительстве было задействовано 52 организации, а непосредственно на строительной площадке работало более тысячи человек. Возведение «Золотой обители Будды Шакьямуни» без преувеличения можно назвать всенародной стройкой. Глава Республики Кирсан Илюмжинов внес на его строительство личные средства, а также приложил немало усилий для привлечения дополнительных фондов. Жители всех районов Калмыкии, вне зависимости от религиозной принадлежности и убеждений, совершали пожертвования на возведение святыни; музыканты давали благотворительные концерты.
Калмыцкие и тибетские монахи трудились не покладая рук, заполняя священными мантрами белоснежные ступы, большие и малые молитвенные барабаны, возведенные по периметру нового хурула, а также 9-метровую статую Будды Шакьямуни - самую большую в Европе.
Строительство «Золотой обители», как и планировалось, было завершено к концу декабря 2005 года. «Этот храм - знак того, что мы можем достичь, если объединим усилия», - заявил на церемонии открытия Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
«Мы спешили завершить строительство к концу декабря, к трагической дате депортации калмыцкого народа в Сибирь», - отметил Глава Республики Кирсан Илюмжинов, посвятив храм погибшим в годы депортации. «Тринадцать лет, находясь на чужбине, наш народ верил, что однажды вернется на родную землю. Наш золотой храм - это символ возрождения калмыцкого народа», - добавил он.
«Я питаю глубочайшее уважение к старшему поколению калмыков, которые сумели сохранить нашу религию, культуру и самобытность. Благодаря их силе и мужеству сегодня мы можем с гордостью говорить: Мы - калмыки, мы - буддисты!» - отметил в своей вдохновенной речи Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче.
Семнадцать статуй учителей Наланды
Если вам доведется посетить столицу Калмыкии, вы уже никогда не забудете этот храм. Вы будете скучать по его просторному молитвенному залу, его стенам, кропотливо расписанным специально приглашенными из Дхарамсалы тибетскими художниками, девятиметровой статуе Будды Шакьямуни и сотням маленьких статуй, сложенных в красивые пирамиды. Вы будете снова и снова мысленно обходить его по часовой стрелке, вращая молитвенные барабаны и воздавая почтение семнадцати бронзовым статуям великих учителей Наланды.
Эти семнадцать статуй имеют особое значение для Его Святейшества Далай-ламы, который лично рекомендовал установить их вокруг нового храма. Далай-лама считает последователей тибетского буддизма духовными наследниками Наланды, крупнейшего монастырского университета древней Индии. Монастырь Наланда был разрушен мусульманами в 9-м веке, но его учителя к тому времени уже успели передать свои знания и духовный опыт жителям Тибета, откуда буддизм впоследствии распространился в Монголию, Калмыкию, Бурятию и Туву.
«Пожалуй, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды», - сказал Его Святейшество Далай-лама на встрече Шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче и Главой Республики Калмыкия Кирсаном Илюмжиновым.
«Прежде мы уделяли внимание лишь восьми учителям Наланды, я добавил к ним еще девять. Так что, этот храм - своего рода официальное подтверждение моей точки зрения», - добавил он с улыбкой.
Незримое присутствие Далай-ламы
«Золотая обитель Будды Шакьямуни» - возможно, единственный буддийский храм в России, где незримое присутствие Далай-ламы явственно ощущается повсюду. В хуруле хранится полный набор монашеских одеяний, которые являются его главной реликвией и служат напоминанием о тесных связях, которые веками существовали между Калмыкией и Тибетом. В соответствии с тибетской буддийской традицией, на верхнем этаже храма расположена резиденция Далай-ламы. Она может показаться роскошной, но, в действительности, лишь свидетельствует о том, как сильно в Калмыкии ждут Далай-ламу и мечтают, чтобы республика стала для него вторым домом. Если вы спуститесь вниз, в молитвенный зал, где калмыцкие и тибетские монахи ежедневно читают молебны о благополучии всех существ, то увидите изображения всех четырнадцати воплощений Далай-ламы, искусно выведенные на его стенах минеральными красками и чистым золотом.
Но не золото, не портреты и не величественная резиденция делают «Золотую обитель Будды Шакьямуни» храмом Далай-ламы. Скорее, сам подход к деятельности буддийского храма, которого придерживаются Тэло Тулку Ринпоче и монашеская община Калмыкии. По убеждению Далай-ламы, буддийский храм 21-м века более не может оставаться только лишь местом поклонения и молитв. Он должен стать образовательным и культурным центром, открытым для всех религий и школ философской мысли. Эта идея Далай-ламы находит горячую поддержку в Калмыкии. В многоуровневом храме есть буддийская библиотека, музей буддизма и конференц-зал, где проходят семинары, лекции и встречи. Учителям и последователям всех школ буддизма открыты двери храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни», а представители других вероисповеданий нередеко становятся его почетными гостями больших праздников и церемоний.
Его Святейшество Далай-лама хранит в своем сердце храм с красивым названием «Золотая обитель Будды Шакьямуни». На встрече с калмыцкими паломниками в Дхарамсале, он недавно заметил, как сильно желал бы увидеть храм, который благословил в самом начале его возведения.
«Теперь, когда вы завершили его строительство, я, по логике вещей, должен его посетить. Вопрос лишь в том, когда это случится», - сказал тогда Далай-лама.
«Семнадцать статуй индийских ученых Наланды делают ваш храм уникальным. Я очень хочу увидеть эти статуи и прочитать лекции по трактатам этих великих учителей у их скульптурных изображений. Поистине это было бы счастливое мгновенье…» - добавил он.