Сегодня Государственная Дума приняла во втором чтении проект закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания России», согласно которому вводится смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система избрания нижней палаты федерального парламента.
Законопроект был внесен на рассмотрение ГД президентом РФ. В первом чтении законопроект был принят 16 апреля 2013 года. При необходимых 226 голосах за законопроект проголосовали 354 депутата, против 92, воздержавшихся не было.
Всего ко второму чтению поступило около 639 поправок, 221 из которых профильный комитет ГД по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять.
Как сейчас:
Согласно действующему Федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (последние изменения вносились 28 декабря прошлого года) депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за эти (федеральные). А выдвигаться списки могут только политическими партиями, которые имеют право участвовать в выборах. Создание избирательных блоков не предусматривается.
По результатам выборов депутатов Государственной Думы к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей.
Как предлагается:
Новый закон о выборах предусматривает, что выборы в ГД будут проходить по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе: половина из 450 депутатов будут избираться по партийным спискам и половина по одномандатным округам.
Для участия в парламентских выборах новым партиям им нужно будет собрать в свою поддержку не менее 200 тысяч подписей избирателей и не более 7 тысяч в одном субъекте федерации.
Освобождаются от такой необходимости партии, набравшие на предыдущих выборах не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также если партии были допущены к распределению мандатов на прошлых выборах в Госдуму. В «зачет» идет и наличие депутата от партии хотя бы в одном законодательном собрании субъекта РФ.
Согласно законопроекту, кандидат-одномандатник должен представить не менее 3% подписей от числа избирателей округа; если в округе менее 100 тыс. избирателей, то количество подписей не может быть меньше трех тысяч.
Сохранен 5 % барьер прохождения партий в Госдуму, его понижение до 3 % парламентарии сочли нецелесообразным.
Прописаны дополнительные положения о необходимости отказа кандидата в депутаты Госдумы от всех зарубежных финансовых активов и банковских счетов, о введении запрета на избрание для осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления - в течение 10 и 15 лет соответственно.
Избирательные блоки также не предусморены.
В принципе, депутаты единодушны были в принятии этого закона, так как в разработке поправок в этот законопроект (всего ко второму чтению поступило около 639 поправок, 221 из которых профильный комитет ГД по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять) участвовали все четыре думские фракции.
Одно из главных достоинств нового закона - он стимулирует политические партии на РЕАЛЬНУЮ работу. Ведь собрать подписи (живые, а не сфальсифицированные) смогут те, кто известен народу, и известен с хорошей стороны, то есть имеет реальную электоральную базу, авторитет, а не занимается политическим популизмом.
Думаю, что отечественный партийно-политический ландшафт должен определяться не количеством партий как таковых, а количеством реально работающих партий. И механизм своего рода «фильтра», «отсечения» партий-пустышек (ведение сбора подписей для партий, не имеющих прочной электоральной истории) позволит стабилизировать ситуацию после существенной либерализации законодательства, регулирующего регистрацию политических партий.
Рассмотрение в третьем, окончательном, чтении ожидается уже послезавтра, 14 февраля.