«Легионер» ‘2003, CD-рецензии: Jim Hall, Herbie Hancock / Michael Brecker / Roy Hargrove...

Nov 02, 2013 02:13




JIM HALL
Downbeat Critics’ Choice
Telarc CD-83557
12 tracks = 72’19”
Название сборного альбома самого необычного виртуоза джазовой гитары, 67-летнего Джима Холла, способно ввести в заблуждение. Ну что стоит отечественному потребителю поверить, что материал сборника компилировали именно обозреватели ведущего заокеанского джазового журнала Downbeat! Но на самом деле продюсерами-компиляторами CD выступили Джим и его жена Джэйн, а вот комментарии в буклете и впрямь написаны важными величинами джаз-критики - Фрэнком-Джоном Хэдли, Джоном Корбеттом и Джимом Мэкни.
В альбом вошел материал, ранее представленный на пяти последних полноразмерных работах гитариста - «Dialogues» (1995), «Textures» (1996), концертнике «Panorama: Live at the Village Vanguard» (1997), «By Arrangement» (1998) и «Jim Hall & Basses» (2001). И сколь бы разнообразны по аранжировке и составу исполняющих их музыкантов не были эти пьесы, аскетично и крайне своеобразно звучащая гитара Джима, чей звук справедливо сравнивается критиками со скупыми, но выразительными штрихами пера по бумаге, неизменно является их «главным блюдом». Действительно, второй такой гитары в мире, как гитара Джима Холла, просто нет! А стремление работать с представителями самых разных школ современного джаза помогает Джиму в скорости создания материала, ведь по его собственным словам, «если я имею в виду того или иного конкретного музыканта, с которым мы будем вместе играть на записи - процесс сочинительства идет гораздо быстрее». Джим Холл еще раз доказал, что его творчество очень и очень многолики, а вот звук гитары всегда постоянен и узнаваем. Это и есть главный комплимент для виртуоза-инструменталиста.

HERBIE HANCOCK / MICHAEL BRECKER / ROY HARGROVE
Directions In Music
Verve / A Universal Music Company 589 654-2
8 tracks = 78’24”
«Джаз - это искусство улавливания момента». Цитата не нуждающегося в представлении пианиста Херби Хэнкока, вырванная из обширного комментария всех трех главных действующих лиц этого CD, помещенного в его буклете, объясняет еще не все. Ведь это не просто запись какого-нибудь концерта сверхзвездного суперкомбо виртуозов (такой состав можно было представить себе только в очень смелых мечтах: Херби Хэнкок, Майкл Брекер, трубач Рой Хэргрув, контрабасист и бас-гитарист Джон Патитуччи и барабанщик Брайан Блэйд), а представление в наилучшем возможном качестве выступления звездного квинтета на концерте в честь 75-х годовщин со дня рождения титанов ситиля, Майлза Дэвиса и Джона Колтрэйна, в зале Massey Hall (Торонто) 25 октября 2001 года. Впрочем, концерт-то был не один - по юбилейному поводу запечатленный здесь состав съездил в короткое турне.
На записи представлены не только композиции, некогда созданные Великими («So What / Impressions», «Naima» и «Transitions») - впрочем, сыгранные с вполне оправданным авторским подходом, но и авторский материал самих исполнителей. Причем, как легко догадаться, созданный под впечатлением творчества тех же Великих - так, протяженный полуимпровизационный номер «D Trane» авторства Майкла Брекера является толкованием экспериментов Колтрэйна с африканской народной музыкой, а «The Poet» Роя Хэргрува вызвана к жизни, по его собственным признаниям, экспериментами Майлза Дэвиса середины 60-х с составом Miles Davis Quintet. И что еще нужно объяснять, когда собравшиеся на одной сцене пять джазменов высшей лиги так исполняют такой материал? Не сомневайтесь - «Directions In Music» является одним из эталонов современного традиционалистского джаза.

MEAT LOAF
Couldn’t Have Said It Better
Polydor / Universal 076 038-2
11 tracks = 57’31”
Человек жив, помимо прочего, и своими эмоциями. А коли так - то пока живо человечество, альбомы певца-тяжеловеса Мит Лоуфа будет пользоваться неизменным спросом.
Любой новый альбом Мит Лоуфа публика всегда будет ждать с нетерпением и питаться однообразным слухом: «сейчас нас порадуют третьей частью «Bat Out Of Hell», опять написанной Джимом Стейнманом». Те же слухи предшествовали выходу «Couldn’t Have Said It Better», но увы - из знатных авторов здесь присутствуют лишь лидер Motley Crue и Brides Of Destruction Никки Сиккс и знатная изготовительница баллад Дайана Уоррен. Впрочем, большой человек Мит Лоуф кого хочешь вгонит в собственные творческие рамки и заставит писать для себя именно такие песни, какие сочиняет Джим. И исполнять их точно в такой же манере, как на классических альбомах.
Дальше объяснять не нужно: для поклонников певца достаточно сказать, что новая работа, выпуск которой оказался задержан на 14 (!) месяцев - просто очередной классический CD Мит Лоуфа. Наилучшим образом сообщит об этом эпический титульный номер, сразу же заставляющий вспомнить бессмертный хит «I’d Do Anything For Love (But I Won’t Do That)» (1993), да и прочий материал - выверенная смесь классических рок-н-ролльных риффов и сверхстрастных величавых баллад, ничем не уступает тому, что делалось певцом в компании хоть Джима Стейнмана, хоть Фрэнка Фариана. Про запредельный голос главного героя и аналогичное качество аранжировки и продюсирования даже и упоминать не будем - ведь на календаре Мит Лоуфа навечно 1977-й, рок-н-ролльный. И не стоит говорить, что главнейший вокалист мировой поп-роковой сцены никак не повзрослеет: нет, он никак не состарится! А это, согласитесь, несколько разные вещи.

FINIS TASBY
Blues: A Tribute To John Lee Hooker
Kon-Kord / Music R Us KON-6617
10 tracks = 46’24”
В стране Америке всегда найдется «герой нашего города», которому захочется не то чтобы приобщиться к лику великих, а хотя бы виртуально постоять с ними рядом путем выпуска трибьютного альбома в их честь. А для доказательства того, что и я, мол, не лыком шит - разбавить его собственными авторскими номерами. Таков и далеко уж немолодой певец Финис Тэсби, решивший воздать должное монстру блюза Джону Ли Хукеру на дорожках обозреваемого CD.
Правда, с первыми же аккордами возникает чувство, что Финис поет хвалу чернокожему титану далеко не первый год и, наверняка, все больше в заплеванных клубах, разбросанных, чего доброго, по территории всей Американщины. Причем не дай бог Финису не порадовать простую рабочую публику - мигом в него немягкие предметы полетят! Таковая догадка заводится в мозгу слушателя в первую очередь благодаря нечеловечески залихватским аранжировкам не самого веселого в оригинале материала, проистекающим от немереной тяги бас-гитариста Лоуренса Болдена к первородному фанку. Впрочем, издевательством над оригиналами это не выглядит - эдакие фанк-блюзовые выверты слушаются неожиданно свежо и интригующе. Если, конечно, вы еще будете задумываться над ними - а то вдруг неожиданно пуститесь в пляс! В аналогичную развеселую сторону тянут альбом и задорные клавишные партии его сопродюсера Джэна Гэрфинкля. Даже в таких канонических пьесах Джона Ли, как «Little Red Rooster» и «Boogie Children» мало что осталось от оригиналов… Пуристы будут возмущены, а люди доброй воли окажутся рады до упаду - не все ж под остропопулярные стили отрываться на танцах! Ведь рок-н-ролл, блюз и фанк - это наше всё.

рецензии для PL, cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up