«Легионер» ‘2003, CD-рецензии: Apocalyptica, Ketil Bjornstand, Joey Tempest...

Oct 06, 2013 15:05




APOCALYPTICA
Reflections
Island Mercury Labelgroup / Universal 063 683-2
13 tracks = 48’54”
Когда количество студийных, и крайне успешных, альбомов твоей рок-группы перевалило за три, можно легко позабыть собственные велеричивые комментарии об «экспериментах и творческом поиске». А заодно и преизрядно наплевать на популярность в так называемых «широких кругах слушателей», от настоящей рок-музыки все равно бесконечно далеких. Раз так - то и звук можно сделать поагрессивнее, и опыт кумиров детства-молодости творчески перенять, и вспомнить, что вообще-то серьезная рок-музыка вовсе даже не этими кумирами изобретена, а их предшественниками, и еще в 70-е годы. Все вышесказанное - идеальное описание новейшего альбома «Reflections» немерено популярного в Отечестве финского экстремального трио (да! уже трио) виолончелистов Apocalyptica, снабженного для пущей медиа-провокативности строгой готик-роковой обложкой, отсылающей к известному высказыванию маркиза де Сада о том, что «женское тело - это лучший музыкальный инструмент, и задача мужчины - заставить звучать его наилучшим образом». Как звучат женщины - то в рамках «Reflections» непонятно, а вот звук виолончелей в новом материале трио больше всего напоминает дисциплинированные джем-сейшены полных составов Kansas и Metallica непонятно в каком году. Арт-роковый струнный разгул естественным образом преобладает - в лобовую из поп-трэша a la «Enter Sandman» пророщена разве что «Heat», в остальном же гг. канзасовцы Ливгрен и Штейнхардт уровнем композиторских и исполнительских амбиций финнов остались бы очень и очень довольны. И детская мечта сбылась - в пяти номерах на барабанах играет сам Дэйв Ломбардо (Slayer и Grip Inc.), явочным порядком реализуя свою скрытую любовь к классической музыке. Насколько понравится «Reflections» ценителям раннего «культурного» имиджа Apocalyptica - судить трудно, а вот для поклонников прямолинейного симфо-метала лучшего неожиданного подарка не придумать.

KETIL BJORNSTAD
The Bach Variations
Emarcy / Universal Music A/S 017 267-2
23 tracks = 62’06”
Норвежский пианист Кетил Бъорнстад начинал свою музыкальную карьеру (а было это в 1969 году) в качестве солиста симфонического оркестра г. Осло, однако после знакомства с альбомом Майлза Дэвиса «In A Silent Way» решил посвятить свою жизнь джазу. В 1973-м Кетил собирает свой первый студийный квартет и подписывает контракт с лейблом Philips. Впрочем, не только джаз интересует пианиста - у себя на родине он выпустил 18 литературных произведений, а в роли сессионного клавишника принял участие в записи более чем 30 альбомов - от нью-эйджевых до мэйнстрим-роковых. Моментально узнаваемая отстраненная и на первый взгляд совершенно ледяная манера игры привела Кетила к сотрудничеству с знаменитой немецкой фирмой ECM, где он успел поработать и с другим прославленным соотечественником - гитаристом Терье Рипдалем. Новейшая работа пианиста «The Bach Variations» - продукт моментального вдохновения, столь ценимого боссами ECM. Собственно, этот альбом - своего рода реквием по одной из старейших студий Осло, Major Studio, с которой тесно связана карьера Кетила, и где за один день 6 декабря 1997 года, записан данный CD.
По мнению самого Кетила, определяющий термин для «The Bach Variations» - «атмосфера меланхолии». В каковой атмосфере и оказались перезаписаны авторские «20 Variations over Prelude & Fugue in C Sharp Minor by Johan Sebastian Bach» плюс три очень индивидуальных исполнения частей того же «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха (BWV 849). Примечательно, как лишь скрытыми эмоциями пианист добивается безупречного воздействия на слушателя, хотя и его вкрадчивость бывает обманчива - в «Variation 2», «…6», «…11» и «…19» Кетил ведет настоящую атаку на клавиатуру. Настоящий северный джаз на границе классики или наоборот.

JOEY TEMPEST
Joey Tempest
Sonet / Universal Music AB 066 244-2
12 tracks = 43’12”
Нельзя сказать, что экс-фронтмен суперзвезд-1986 Europe и наверняка один из богатейших рок-музыкантов Скандинавии Йохан Карлссон, известный всему миру под именем Джоя Темпеста, когда-либо после распада (самороспуска?) Легенды изменял имиджу мелодик-рокера. Просто от помпезнейшего клавишноориентированного AOR’а («рока для взрослых») Джой легко и безболезненно (с таким-то банковским счетом!) перешел на территорию, застолбленную стилистическим термином «singer-songwriter» и стал «маленькой большой звездой» - эдаким Брюсом Спрингстином на шведский манер за вычетом общественно-политических текстов. Мелодии остались роскошными, а вот аранжировки значительно упростились и обрели прозрачность. Новейшая безымянная работа Джоя мало что меняет в этой беспроигрышной как минимум для его родины коммерческой схеме - звук разве что стал чуть «поальтернативнее», да в полу- и просто балладах появились элементы примодненного программирования части ритм-партий. Именно на такой материал и сделан ныне упор - семь номеров наберется. Среди них - потрясающая атмосферная пьеса «Don’t Change» (написанная в компании коллеги по Europe, клавишника Мика Микаэли), вся инструментальная часть которой - акустическая ритм-гитара и массивные псевдосимфонические клавиши. Не меньшей притягательностью обладают привольные и спетые на широкую душу поп-номера «Dreamless» (соавтор - опять Мик) и «Forgiven» - готовые хиты для дневных программ вменяемых FM-радиостанций. Неизвестно, состоится ли в этом году вроде бы запланированный реюнион Europe, но новый материал певца намекает именно на это. Ведь песня, то есть талант м-ра Темпеста как мелодиста, остался прежним.

BUGGE WESSELTOFT’S NEW CONCEPTION OF JAZZ
Sharing (2 CD)
Jazzland / Emarcy / PolyGram Norway 538 278-2
9 + 3 tracks = 60’34” + 24’00”
«Новая концепция (или, если угодно, зачатие) джаза» - имя проекта звучит крайне самонадеянно. Но только не для его лидера, норвежского джазового пианиста Багге Вессельтофта, заново открывшего для современной публики настоящий северный джаз. Правильнее сказать, еще раз изобретший его в рамках собственного лейбла Jazzland за счет немилосердного обращения с привычными джазовыми аранжировками и обращения их местами в чистой воды трип-хоп. Сыгранный, правда, эдак на 95% на привычных акустических инструментах.
Открывается «Sharing» прямо-таки манифестуально: пьеса «(All I Wanted Was To Make You) Feel Good» начинается как величавый фортепианный этюд, но затем резко мутирует в атмосферный акустический трип-хоп с ведущей партией контрабаса (Ингебригт Флатен), нарочито высоко поднятой в миксе. На фоне такого откровения уже не испытываешь никакого шока от гораздо более традиционно звучащих разгильдяйских номеров «Sharing», «Eve Nin» и «G.U.B.N.U.F.», где Багге легко переключается на орган Hammond B3 и цифровые синтезаторы почтенного возраста, создавая у слушателя иллюзию вудуистского джаз-шабаша. Впрочем, и на этом шабаш не заканчивается - в «Existence» пианист и его изобретательная ритм-секция «смешивают, но не взбалтывают» амбиентный джаз с акустическим (!) брэйк-битом, а минималистический номер «Flimmer» (дуэт Багге и виолончелистки Ааге Квальбейн) так и вовсе опасно приближается к границе кондовейшего техно. Приближается, но не переходит ее… К «Sharing» приложил свою могучую руку и величайший стилист современной неоджазовой трубы Нильс-Питер Молвъер - вокруг его превосходных соло построена 13-минутная «Breen’n Glue». Пора забывать о джазовых штампах прошлого и слушать новую дивную музыку сдержанных северных народов.

рецензии для PL, cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up