«Легионер» ‘2003, CD-рецензии: Mariah Carey, Lee Ritenour…

Oct 04, 2013 02:24




MARIAH CAREY
Charmbracelet
MonarC / Island / Universal 4400634672
15 tracks = 64’43”
О приключениях и злоключениях, преследовавших в течение последних полутора лет главную лисичку большой поп-сцены США Мэраю Кэри не слыхал, наверное, только глухой и слепой. Когда злоключения позади, а новый контракт уже подписан, то даже человеку, на дух не переносящему комфортабельный заокеанский поп, становится интересно - что там натворила одна из главных героинь отечественных рубрик «Светкая хроника», ведущими этих самых «хроник» страстно ненавидимая по причине своей внешности, карьеры, бывшего мужа и богатства в произвольной последовательности? «Charmbracelet» - это и есть ответ на подобный широко трактуемый вопрос и, очевидно, старт очередного этапа в карьере певицы.
Что ж - «наша девочка стала взрослой», и оттого сообразила, что ей пора уж становиться певицей, чье творчество апеллирует к слушателям всех возрастов и полов. Задорные «молодежные ритмы» ушли, очевидно, в прошлое, а 100-процентная балладная, скажем так, наполненность «Charmbracelet», адресует альбом к скорее взрослой женской аудитории, жаждущей переживать над тяжелой (?!) судьбой поп-звезды. В общем - не альбом, а аналог ток-шоу разнообразных заокеанских оксан пушкиных. Да только с буклетом незадача вышла - он больше схож с завлекательным фотоальбомом на ином Интернет-сайте «для взрослых», за дальнейший просмотр которого и деньги сдерут! Но не пора ли и о музыке поговорить?
Как уже было замечено, в данном случае 15 треков = 15 баллад. Но очень разных - от совершенно прямолинейной и традиционной эстрады в «My Saving Grace» через скрытые соул-страсти с придыханиями в раскручиваемой «Through The Rain» до флирта с джазовыми аранжировками в «Subtle Invitation». Тут создается впечатление, что мечта Мэраи - вообще записать нечто в стилистике поп-джаза, вот она джазменам знаки и подает, да только не частями тела, а голосом. Еще выкрутас - мягчайшая кавер-версия знаменитой баллады британцев Def Leppard «Bringin’ On The Heartbreak» (1980), нимало не напоминающая оригинал. Но увы, популярные тренды слишком сильно сжимают в своих объятиях излишне коммерчески мыслящую певицу - на сей раз дань моде отдается в виде странных фанк-деяний в духе Рика Прайса начала 80-х («You Had Your Chance», «Lullaby» и «Irresistible (West Side Connection)») и эстрадного крайне облегченного хип-хопового аккомпанемента. Почти в половине номеров альбома Мэрая экспериментирут с неожиданно полюбившимися ей «ритмами улиц» (очевидно, это все последствия фильма «Glitter»), а номер «You Got Me», записанный в компании с Jay-Z и Freeway - вообще рэп чистой воды, певицу там не очень-то и слыхать. Но раз альбом балладный, то совершенно не грех будет преподнести его в подарок ближней своей в абсолютно любое время года. Благо и День Св. Валентина не за горами.

LEE RITENOUR
Rit’s House
GRP / The Verve Music Group / UMG 589 825-2
12 tracks = 62’09”
Одним из величайших достоинств студийного виртуоза и мастера smooth-джаза, 50-летнего гитариста Ли Мэка Ритенура западная музыкальная критика видит в его способности «легко вписываться в любой музыкальный контекст безо всякого ущерба как для музыки, так и для самого себя». Несмотря на то, что Ли за свою более чем 30-летнюю карьеру в грамзаписи сотрудничал с артистами всех вообразимых стилей (между прочим, ему принадлежит авторство и исполнение гитарного соло в пьесе Pink Floyd «One Of My Turns» с знаменитого альбома 1979 года «The Wall»), сердце его так и осталось верным комфортабельнейшему инструментальному джазу с микроскопическими вкраплениями фьюжн-элементов. Да ведь в конце концов, и имя лейбла GRP (Grusin-Rosen Production) - это уже диагноз того, что на альбоме, изданном им, мы услышим исключительно мягкий и комфортабельный smooth-джаз - и ничего более. Благо и для Ли «Rit’s House» уже 12 альбом на GRP (с 1979 года) из 23 студийных.
«Rit’s House» - абсолютно органичный для Ли альбом. Да только дотошное следование стандартам мягчайшего стиля вовсе не означает, что данный CD - просто фоновая музыка для «эксклюзивных вечеринок» и ничего более. Впрочем, если пользующийся заслуженным уважением своих коллег гитарист зазывает на запись еще 22 инструменталистов, среди которых настоящие звезды фьюжна и джаз-рока, от клавишников Алана Паскуа (экс-Santana и Giant) и Джорджа Дьюка до барабанщиков Питера Эрскина (экс-Weather Report) и Винни Колаюты, то ничего, кроме очередного шедевра данного жанра и получиться у него не может. Да, Ли строг и каноничен в рамках smooth-джаза в пьесе «Module 105» с ее безупречным аккомпанементом Джорджа Дьюка и монстра бас-гитарного искусства Маркуса Миллера, а равно и в карибской полубалладе «13» - но затем он с легкостью переходит на фанковые территории в «Mizrab» Габора Сабо и «Condor» Дэйва Грузина, причем партии клавишных и бас-гитары и здесь выходят за рамки дежурного аккомпанемента. Эмоциональной же вершиной CD оказывается динамичный свинговый номер «78th & 3rd», с его потрясающим дуэтом Ли и клавишника Джоя ДеФранческо, играющего басовые партии в нижнем регистре органа Hammond B-3. Впрочем, нужная доля свинга присутствует и в полубалладе «Just Listen». А прочий материал «Rit’s House» - отменно красивые баллады с потрясающе утонченными аранжировками, в которых нет ни единой лишней ноты. Среди них - и необычно «курортная» кавер-версия пьесы Стинга «Every Little Thing She Does Is Magic», спетая заслуженным крунером от поп-рока Майклом МакДональдом (The Doobie Brothers). Словом, не только прекрасный альбом как для ценителя smooth-джаза, так и для неподготовленного слушателя, но и доказательство того факта, что быть виртуозом в smooth-джазе куда как труднее, чем в иных пограничных жанрах. Для этого необходимо иметь совершенно особый склад характера - но Ли Ритенур и его коллеги обладают им в полной мере.

V/A
Daredevil: The Album
Wind-up Entertainment 60150-13079-2
20 tracks = 74’03”
Неужели в американский рок-мэйнстрим возвращается чувство мелодии?
Иногда всего-то по одному новейшему альбому можно легко догадаться о направлении текущей эволюции поп- и рок-музыки в стране-производителе данного CD. Еще красноречивее говорят о той же эволюции сборники действительно модных форматов. Один из самых модных CD-форматов страны Америки (а, за ней, и всего остального мира) ныне - альбом с полными версиями композиций, представленных в саундтреке кассового фильма-блокбастера. Вот он, очень легкий способ определить, что ветры на модной, мэйнстримовой рок-сцене США наконец-то задули в приемлемом и для слушателя по эту сторону Атлантики направлении: саундтрек к новейшему героически-комиксовому фильму «Daredevil».
Первым же делом стоит отметить, что никогда еще в истории не уделялось так много внимания выпуску CD с записью саундтрека. Да, впервые саундтреку посвящен отдельный сайт в интернете, но куда более важным выглядит то, что все 20 номеров CD - совершенно новые композиции. Похоже, что написанные специально для фильма, и оттого рассчитанные на широчайшую аудиторию. И получается, что музыканты нового поколения теперь заботятся о своей аудитории гораздо больше, нежели всего год-два назад. Немного для того и потребовалось - вернуть в музыку красивую и запоминающуюся мелодию, и не выражать ежемоментно в своих произведениях злобу по поводу вскочившего на носу прыща или сильные эмоции в адрес соседа, не разрещающего в два часа ночи громко слушать записи каких-нибудь брутальных любимцев вроде Slipknot.
Оставим в стороне обладающие действительно непотребно великим коммерческим потенциалом жалобную пианистическую балладу «My Immortal» Evanescence, молодежный поп-панковый хит «Raise Your Rifle» чудесно называющейся команды Autopilot Off и проникновенную электробалладу Моби «Evening Rain». В таких номерах красивые мелодии должны присутствовать по определению. Но очень трудно было ожидать, что условно молодые коллективы, в одних назаниях коих слышишь подвох (Saliva, Hoobastank, Finger Eleven и 12 Stones) неожиданно представят на столь важный альбом композиции, сочетающие модный перегруженный гитарный звук (куда ж без него!) и традиционную «стадионную» рок-мелодику 80-х, восходящую никак не к Nirvana, но к столпам AOR («рока для взрослых») вроде Bon Jovi или Firehouse. Удивительно, но в ту же сторону явно склоняются в своих новых произведениях и всенепременно фигурирующие здесь адепты ню-метала Seether, Nickelback, Chevelle, Revis и Boysetsfire. Даже поставленный заглавным номером CD злой-презлой хит «Won’t Back Down» Fuel - и тот можно напевать безо всякого аккомпанемента. Симптоматично явление на альбоме и условно брутального Роба Зомби, в компании группы Drowning Pool представившего сверхтупейший и сверхрадостный (а других он и не умеет писать) хит «The Man Without Fear», а также его ультрамелодичных наследников Paloalto. И если вспомнить о том, что задача хорошего сборника - заставить слушателя заинтересоваться каждым представленным на нем артистом или коллективам, то «Daredevil: The Album» справился со своей задачей процентов на 500: покупателю становятся интересны уже не отдельные персонажи, а вся сверхновая заокеанская рок-сцена в целом.

V/A
Jazzland Remixed 2
Jazzland / Universal Music Norway 069 028-2
8 tracks = 48’33”
Джаз северных, то есть скандинавских народов - это не просто джаз и даже не просто музыка. Это, если угодно, мировоззренческий манифест. К электронной музыке с той же географической пропиской определение «манифест» может быть отнесено не с меньшим, а то и с большим основанием. А уж на территории проживания самого своеобразного и «холодного» в мире джаза, то есть в Норвегии, и манифесты должны получаться самыми впечатляющими.
Вот таков и сборник «Jazzland Remixed 2», представляющий нам условно модные ремиксы пьес семи важных персонажей норвежской джаз-сцены, выполненные пятеркой смелых электронных модников. Но то ли оттого, что в Норвегии царит холодная по мировым меркам погода, то ли от опять же мировой популярности всей той музыки, которую у нас привыкли обозначать единым «модным» словом «лаунж», никакой опасной для ушей танцевальной радикальностью от «Jazzland Remixed 2» не веет. Напротив, большую часть материала можно было бы с легкостью отнести к категории современного smooth-джаза, только с преобладающим электронным звучанием. Впрочем, здесь имеется и то, что можно условно назвать фанк-фьюжном - это обе пьесы несравненного дуэта Beady Belle, «Ghosts (Rune & Raymond Remix)» и «Moderation (Extended Version)». От такого бодрого электрофанка с полным набором якобы пронафталиненных клавишных попискиваний веет клешами, пиджаками непотребной длины и вообще 70-ми! Еще далее в фанк-разгуле заходит Мари Бойне с номером «Gulan Du (Those Norwegians Remix)», а обработка ремиксерами Sternklang композиции «First There Was Jazz» Wibutee нававает на мысль о том, что «сперва был» даже и не джаз, а все же фанк и примитивная и «грязная» ламповая электроника. Эстеты от оправданных ретро-экспериментов будут в восторге.
А вторая часть сборника - «пейзажный» материал, действительно могущий быть смело отнесенным к лаунжу. Здесь особенно отличился кудесник микшерной консоли Chilluminati, превративший в грубоватые (и, естественно, предельно холодные) атмосферные полотна пьесы авторства Ойвинда Аарсета, Багге Вессельтофта и Sidsel & Bugge. Особенно показательна здесь почти импровизационная в оригинале «Change» Багге, вообще-то являющая собой этюд для контрабаса, перкуссии и электропиано - а ремиксовый результат просто неописуем. Выше всяческих похвал и минималистический вокальный электрономер «Undertow (Raymond Pellicer Remix)». И столкновение норвежского джаза и модной электроники вовсе не приводит к плачевным результатам, как то часто случается на иных территориях…

рецензии для PL, cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up