«Легионер» ‘2003, CD-рецензии: David Arkenstone, Alvin Lee & Ten Years Later, Alvin Lee и Gil Parris

Oct 03, 2013 12:19




DAVID ARKENSTONE
Sketches From An American Journey
Paras Recordings / NeoPacifica PRC 1125
11 tracks = 51’26”
Неудивительно, что в начале своей сольной карьеры (а было это в 1987 г.) американский композитор, продюсер и мультиинструменталист Дэвид Аркенстоун получил от критиков ярлык «звезда нью-эйджа». Для музыки, придуманной в уже кажущиеся неправдоподобными времена матерыми человечищами Вангелисом (Vangelis) и Китаро (Kitaro) ни тогда, ни сейчас другого названия не существовало, и даже свои две номинации на Grammy Awards год назад Дэвид получил именно в этой категории. Другое дело, что имя «нью-эйдж» сейчас не значит уже почти ничего, и самое время придумать для материала, исполняемого Дэвидом и его собратьями по оружию какое-то новое наименование. К счастью, все это не умаляет очевидных достоинств 18-го сольного альбома Дэвида с патриотичнейшим названием «Sketches From An American Journey».
Как и любая иная работа Дэвида последних лет, «Sketches From An American Journey» совершенно однозначно ставит ее автора-исполнителя на одну ступнь почета вместе с теми же Китаро и Вангелисом и столь же однозначно намекает на то, что юношеская страсть Дэвида к каноническому творчеству легенд арт-рока Yes и Emerson, Lake And Palmer совершенно неистребима. А что Дэвид решает поставленную перед ним задачу абсолютно другими музыкальными средствами - так это частность, намекающая опять же на творчество Вангелиса (который, как известно, в 1974 году чуть не стал клавишником Yes). Хотя, конечно, сейчас Дэвид даже несколько перебирает с оркестровочно-аранжировочным пафосом своего материала, так и название-то альбома каково?
Но Дэвид сам все объясняет в комментариях в буклете CD - ничего-то государственно-патриотического он в свои произведения не вкладывает, а просто пишет историю собственного путешествия по Америке, начавшегося с рождения автора на Среднем Западе США. Хотя, конечно, могучий оркестрово-перкуссионный эпик «Voice of a New Land», посвященный горам Сан-Хуан в шт. Колорадо, годится и на роль гимна некоего гипотетического государства. Вполне государственна и бодрая «New Day», повествующая музыкальными средствами о рассвете и «новых надеждах и возможностях» с ее обильными и изобретательными партиями перкуссии Джона Уэйкфилда и флейты Дона Маркезе. Аналогичные чувства в душе слушателей обязана будить еще одна рассветно-закатная песнь «Sunset Highway» и самая натуральная оркестровая сюита «Sketches of the Dream» с хорошо структурированными соло флейты и синтезаторов Дэвида. В противоположность им по-умному камерны грустная баллада «Places in the Heart» с ведущим роялем и задумчивые «Pacific Rain» и «The Colors of Fall», в основном построенные на контрапунктной игре акустической гитары и лиричнейшего фортепиано. Однако все же не лирикой силен «Sketches From An American Journey», но неподдельным и оттого не кажущимся смешным пафосом - так, оркестровые «Surrounded by Beauty» и «The American Journey» вовсе выглядят здесь темами неизвестных киноблокбастеров. И если не знать, что автор всей музыки CD - стопроцентный американец, то догадаться об этом не так-то и просто.
А если знать? Тогда не пора ли перестать воспринимать музыкальную сцену США как сборище дураков в различных обличьях - от томных див различных возрастов до исполнителей бодрой мододежной музыки для Бивисов-Баттхедов?

ALVIN LEE & TEN YEARS LATER
Rocket Fuel
Polydor / Alvin Lee Ltd. / Repertoire REP 4788
8 tracks = 37’41”

ALVIN LEE
RX5
Chrysalis / Alvin Lee Ltd. / Repertoire REP 4706-DG
11 tracks = 46’02”
Считается, и достаточно справедливо, что высочайшей точкой карьеры британского героя хард-блюзовой гитары Элвина Ли является его выступление с группой Ten Years After на знаменитом рок-фестивале в Вудстоке в августе 1969 году. Оно, конечно, так и есть, да только не стоит слишком уж настаивать на этой точке зрения - а то за деревьями леса не увидим. А это несправедливо - в конце концов немного найдется, особенно в наше время, английских рокеров, обладавших и обладающих и в сольной, и в групповой ипостаси очень национальным звучанием. В конце концов, никем не оспаривается тот факт, что первая громкая работа Элвина после роспуска Ten Years After, его практически сольный двойной альбом «In Flight» (1974), изданый под вывеской проекта Alvin Lee & Co. совершенно заслуженно считается одним из лучших концертников 70-х.
Увы, волна модного на тот момент панка захлестнула Британию в 1977 году, и Элвин, подобно иным рокерам условно старшего поколения, озаботился развитием собственной карьеры на территории континентальной Европы (в особенности в ФРГ и Франции), где вряд ли кто-то стал бы смяться над названием его нового состава Ten Years Later. Ядром этой группы стали бас-гитарист Мик Хоксуорт, некогда работавший в ортодоксальной хард-команде Andromeda и дикий барабанщик Том Комптон, продолживший работу с Элвином и после отказа от имени Ten Years Later. Собственно, «Rocket Fuel» (1978) и стал декларацией верности Элвина своим корням - кондовому и обстоятельному тяжеловатому ритм-энд-блюзу и совершенно прямолинейному рок-н-роллу. Удивительно, но на альбоме всего один номер напрямую корреспондирует с его творчеством времен TYA - это бойкая композиция «Ain’t Nothin’ Shakin’». Вневременная монументальность, очевидная в блюзовых «Friday The 13th» и почти десятиминутном эпике «The Devil’s Screaming» как-то непротивоестественно сочетается с некоторой истеричностью в «Gonna Turn You On», а настоящий британский хард-рок статей раннего Deep Purple (пьеса «Somebody Callin’ Me» здорово напоминает общеизвестную кавер-версию «Hush» «темно-лиловых») с экспериментальной акустикой в 27-секундной «Alvin’s Blue Thing». Собственно «Rocket Fuel» и стал тем альбомом Элвина, которого ждали от него многочисленные поклонники Ten Years After - солидной работой «со значением».
А вот уже сольный альбом «RX5» (1981) - совсем другая ипостась гитариста и его группы. Уже не нужно быть слишком серьезным, никому ничего не нужно доказывать, а можно просто играть энергичный рок-н-ролл в свое удовольствие. Что, собственно, Элвин и делает - из десяти канонических номеров альбома им написаны только три: «вечерний» полуэстрадный ритм-энд-блюз «Can’t Stop» (похоже, очень повлиявший на глэм-героя шести струн Стива Стивенса), очень британский по духу блюзоватый рок-н-ролл «Rock-n-Roll Guitar Picker» и престандартная для автора пьеса «Double Loser». Зато как композиторы здесь в полной мере раскрылись новые коллеги Элвина - бас-гитарист Мик Фит и второй гитарист Стив Гулд, на совести которых совместная пьеса «Fool No More», весьма схожая со зрелым Deep Purple. Стив же в одиночестве написал еще четыре преотличных композиции, среди которых будто бы позаимствованная из репертуара Whitesnake той эпохи «High Times» и развеселый рок-н-ролл «Hang On», кавер-версией которой немедленно озаботился еще один английский герой-гитарист Дэйв Эдмундс. Добавленный же при переиздании бонус-трек «Shuffle It» - просто студийный джем-сейшн Элвина и его верного коллеги, барабанщика Тома Комптона. Говоря кратко - если вы цените истинный британский рок во всех его проявлениях от Small Faces до UFO, то и оба альбома Элвина Ли обязательно найдут место в вашей коллекции.

GIL PARRIS
Blue Thumb
Okra-Tone OKR-CD-4969
7 tracks = 53’50”
32-летний американский гитарист Джил Пэриш не собирается протаптывать совершенно новые пути-дороги в мире современного джаза и фьюжна. Да и зачем заниматься этим инструменталисту, чья карьера началась привычным для заокеанского фьюжн-исполнителя образом - то есть в роли студийного музыканта. Было это еще в 1992 году на альбоме Сисси Хьюстон «I’ll Take Care Of You», а впоследствии (1993-2000) музыкант успел поработать в студийных условиях с такими исполнителями, как Джо Ферри и Бакити Кумало и группами Syndicate Of Soul и Bluesiana Hurricane. В 1998-м Джил выпустил свой безымянный сольный дебют (RCA / BMG), причем музыкантом, подтолкнувшим гитариста к такому решению, стала звезда smooth-джаза Боб Джеймс (Fourplay). Боб вместе с коллегой по Fourplay Хэрви Мэйсоном и не нуждающимся в представлении Дэвидом Санборном принял самое активное участие в записи «Gil Parris», и потому вряд ли стоит удивляться тому, что и на втором своем CD Джил остается верен данному комфортабельнейшему стилю, правда в несколько необычном авторском прочтении.
Собственно, сейчас Джил небезосновательно пытается соединить smooth-джаз, вполне серьезный гитарно-пианистический фьюжн и обильные саксофонные партии. Настолько обильные, что подчас впору задаться вопросом - это сольный альбом гитариста или саксофониста? Тембр гитары Джила также далеко не всегда беззаботен и сладостен, как то полагается по всем канонам субстиля. Однако гитарист начинает игру по всем правилам - в открывающей CD румбе «Blue Thumb (For Wes)» (посвященной, как то следует из названия, одному из кумиров Джила - Уэсу Монтгомери) его инструмент фигурирует на равных с обильной перкуссией Дэвида Чарльза и настоящим джазовым фортепиано Фила Мэгэллэнса в обрамлении мощнейших и объемных партий бас-гитары Хэрви Си. В таком же комфортабельном ключе выдержана баллада «Tears of Goodbye» с обильными, но неспешными перекличками гитары и саксофона Эрика Александера. В аналогичной «There Was A Time» на первый план вообще выходит сладчайший сопрано-саксофон Дэвида Манна, делающий эту балладу немало схожей с самыми ортодоксальными образчиками творчества Кенни G. На этом предсказуемость Джила заканивается, и гитариста тянет в сторону престранных экспериментов по скрещиванию smooth-джаза, прямолинейного фьюжна и классических джазовых партий фортепиано в «New Beginning» и якобы полуимпровизационной «An Ardent Man», однако уже в блюзообразной «Soul Fathers» Джил вновь отдает дань традиции, отчего эта пьеса вызывает воспоминания о творчестве незабвенных Crusaders. Замыкает же эту работу явно рассчитанная на широчайшую аудиторию комфортабельнейшая блюз-баллада «Curved Corner» (симптоматично уже название - «Скругленый угол») с опять же обильными саксофонными контрибуциями Эрика, каковую вне светского салона и без фрака (или хотя бы смокинга) и слушать-то неудобно. Возможно, «Blue Thumb» - не самый обязательный альбом в своем стиле, но что он поможет поднять настроение любому ценителю комфортабельных созвучий даже и не в самые лучшие дни жизни - это уж точно.

рецензии для PL, cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up