«Легионер» ‘2003, CD-рецензии: Audioslave, Chris Botti, The Company Of Snakes и Donots

Oct 01, 2013 00:10




AUDIOSLAVE
Audioslave
Interscope / Epic / Sony Music 510130 2
14 tracks = 65’26”
90-е годы XX века ушили в историю - что есть хорошо. Ибо много музыкальной глупости было обрушено на наши головы и уши в течение этого не самого славного десятилетия в истории рок-н-ролла. Но мало-помалу нормальный рок-процесс берет свое - и на руинах 90-х вырастает дивная новая музыка для нового тысячелетия. В свете явления пред наши очи первой супергруппы XXI века Audioslave, состоящей из осколков сенсаций 90-х отчего-то хочется вспомнить экс-гитариста Sex Pistols Стива Джонса, некогда занимавшегося ниспровержением рок-кумиров, но потом неожиданно раскрывшего природный дар мелодиста и поднявшегося даже до композиторского сотрудничества с первыми лицами мировой поп-сцены.
Sex Pistols упомянуты не случайно - ведь в состав Audioslave входит не только бывший вокалист и лидер самой традиционалистской группы гранжевой сцены 90-х Soundgarden Крис Корнелл, но и 3/4 состава красных политически озабоченных хардкористов (в терминах 90-х же) Rage Against The Machine, а именно гитарист Том Морелло, басист Тим Коммерфорд и барабанщик Брэд Уильк. Сомнительный союз, скажете вы? Ничуть не бывало! Он и мог бы оказаться сомнительным, если бы не диктаторские замашки Криса, накануне участия еще безымянного состава в прошлогоднем концертном фестивале OzzFest, покидавшего на четыре месяца группу ввиду «несоответствия эволюции группы его надеждам как художника и музыканта» - и это притом, что к тому моменту квартет репетировал и писал новый материал уже целый год. Однако завидное качество уже созданных группой песен утихомирило гопнические пристрастия остального трио, и в качестве компенсации за всю трату нервов дебют группы, так и не получившей имя Civilian, взялся продюсировать маэстро Рик Рубин, всю жизнь деливший свои пристрастия между доброй рок-традицией (в лице, скажем, The Black Crowes) и запредельным брутализмом (Slayer). Да и вообще теперь имя Рика - синоним коммерческого успеха группы или проекта. Неудивительно, что первый же пилотный сингл «Cochise» вызвал на заокеанском рынке чувства, близкие к эйфории.
«Audioslave» - настоящее дитя противоречивых стилистик Soundgarden и Rage Against The Machine, а именно изысканного лиризма Криса Корнелла и его же откровенного тяготения к хард-року 70-х (недаром же обозреватели писали, что «для современной молодежи Soundgarden - это новый Led Zeppelin») и раннему арт-року еще 60-х (вспомните «Black Hole Sun», явно вызванную к жизни творчеством молодых Pink Floyd!) и безудержной сверхэмоциональной гитарной атаки Тома Морелло & Co. Материал CD наследует не только очевидному «цеппелину» (таковы уже называвшаяся «Cochise», а также «Show Me How To Live», «Set It Off» и совсем уж неистовая «Exploder»), хотя большинство матерала построено именно на классических хард-роковых риффах, коих не устыдился бы и Джимми Пейдж, а Крис дерет глотку не хуже зрелого Роберта Планта. К примеру, в сверхтяжелой и почти индустриальной «Bring Em Back Alive» музыканты берут себе в пример, и успешно, очевидный классический Black Sabbath. А уж несколько истеричные полубалладные хиты «What You Are» и «I Am The Highway» таковы, что после их записи в разряд проигравших попадают даже знатные конъюнктурщики из Metallica. Словом, разговоры о том, что Крис и экс-участники Rage Against The Machine на этом альбоме мешали друг другу, явно неуместны. Если и мешали - то это противоречие сглаживалось железной рукой Рика Рубина. Теперь это уже не имеет никакого значения - нам явлена настоящая супергруппа, причем «супер» не только по сумме былых заслуг ее участников, но и по смелому соединению композиторского подхода 70-х с полубрутальным звучанием 90-х.
И еще один аргумент в пользу Audioslave - люди, создавшие небанальное оформление обложки CD-буклета. Это - Сторм Торгерсон и Питер Карзон, в свое время бывшие мозговым центром знаменитого британского дизайнерского объединения Hipgnosis, и в таковом качестве в 70-е годы поработавшие над целым рядом эпохальных обложек таких рок-грандов, как Pink Floyd, UFO и 10CC. Подытожим: материал CD и его дизайн наводят на только одну мысль - если это дебют, то каким же будет продолжение?

CHRIS BOTTI
December
Columbia / Sony Music CK 86864
13 tracks = 45’13”
Вообще-то джазовый трубач Крис Ботти - личность уже не того масштаба, которой надо прятаться за словесными эпиграфами своих сольных альбомов такого рода: «Ни одно время года не таит такого набора эмоций, как месяц декабрь…» А что поделаешь - таковы правила игры: раз ты записываешь очередной рождественский альбом, то в любом случае ты обязан понимать, что таковой CD окажется продуктом, рассчитанным прежде всего не на коллегу по стилю и не на пристального меломана, а на самого что ни на есть «широкого покупателя».
Впрочем, Крис может с легкостью обращаться к любой аудитории. Начав играть на трубе в десятилетнем возрасте, уроженец Орегона к моменту окончания школы уже работал профессионально как с джазовыми, так и поп-составами. Затем - обучение на музыкальном факультете университета шт. Индиана под руководством небезызвестного Дэвида Бэйкера и работа в Нью-Йорке вместе с такими грандами сцены, как саксофонист Джордж Колмэн и великий трубач Вуди Шоу. Неудивительно, что в этот момент на Криса обращают внимание знатные продюсеры Хью Пэдхэм и Ариф Мэрдин, и с их подачи Крис активно развивает свою карьеру студийного музыканта - его инструмент можно услышать на записях конца 80-х Боба Дилана, Ареты Франклин, Стива Стивенса и Томаса Долби. В 1990 году Криса приглашают в аккомпанирующий состав ветерана поп-роковой сцены Пола Саймона, а спустя пять лет он начинает сольную карьеру, вновь активно совмещая ее со статусом «музыканта-наемника» высочайшего класса. Так, он написал всю музыку к фильму «Caught» (1996), а в 2001 г. принял участие в роли солиста в турне Стинга Brand New Day World Tour. Неудивительно, что сольный матерал Криса претерпевает неслабые стилистические колебания - если его дебют «First Wish» (1995, Verve / Forecast) престранным образом сочетал салонный поп-джаз со структурами, больше свойственными современному арт-року, то его последние работы - «Night Sessions» (2001, Sony Music) и собственно «December» являют нам практически беспримесный smooth-джаз.
На первый взгляд «December» - стандартный рождественский альбом с не менее стандартным набором материала от «The Christmas Song» и «First Noel» до «Silent Night» и «I’ll Be Home For Christmas». Однако всякое творение указывает на творца, не так ли? Как и следует ожидать, высочайший уровень Криса-исполнителя подкреплен здесь не менее интригующим аранжировочным талантом главного героя (проявленном им в основном в компании пианиста Билли Чайлдса) - особенно хороши тут сыгранная Крисом дуэтом с гитаристом Хейтором Перейрой «Hark! The Herald Angels Sing» и исполненная в аранжировке для трубы, гитары и бас-гитары «Hallelujah» Леонарда Коэна. Еще один занимательнейший момент CD - кавер-версия проникновенной баллады «Perfect Day» Ричарда Маркса, где Крис выступет также и в роли вокалиста, да и весьма неплохого. Благо и новая аранжировка обратила этот номер в идеальную песню для снежного рождественского утра. И уж тем более невозможно жаловаться на компанию инструменталистов, помогших Крису в записи «December» - специалисту скажут все лишь имена барабанщиков Питера Эрскина (экс-Weather Report) и Винни Колаюты, неспециалист же просто будет услаждать слух виртуозным исполнением не самого сложного в этой жизни материала. И не нужно говорить о том, что рождественские альбомы - непривычный для нашего слушателя формат. Раз публика любит сборники баллад - до рождественского CD здесь всего один шаг. Надо лишь сделать его.

THE COMPANY OF SNAKES
Here They Go Again (2 CD)
Steamhammer / SPV 085-72112 DCD
10 + 9 tracks = 54’37” + 52’40”
Вот и еще одной хорошей рок-группой стало меньше: интернет донес до нас не самую лучшую весть о прекращении деятельности британско-шведской супергруппы The Company Of Snakes - своего рода The Moody Marsden Band №2 или даже, бери выше, Whitesnake №3. (Понятно, без Дэвида Ковердэйла.) Музыканты объявили причиной самороспуска «практически полное отсутствие поддержки со стороны выпускающего лейбла» и пообещали скорое участие в различных иных проектах под новыми именами. А вокалист The Company Of Snakes, швед Стефан Бергрен так и вовсе уже проучаствовал в записи последнего альбома шведского же AOR-хардового состава Snakes In Paradise (и тут змеи!) «Dangerous Love». И что говорить о других участниках группы: непревзойденном бывшем гитарном дуэте Whitesnake Мики Муди - Берни Марсден, не нуждающемся в представлении бас-гитаристе Ниле Мюррее (Rondinelli, экс-National Health, Colosseum II, Black Sabbath, группа Гэри Мура, Vow Wow, группа Брайана Мэя и Splinter Group) и барабанщике Джоне Лингвуде (экс-Manfred Mann’s Earth Band)! Такие персонажи точно без работы не останутся!
Но говоря о будущем, невозможно не вспомнить о прошлом: а ведь прошлое у The Company Of Snakes - это не только блистательный и, как теперь оказалось, единственный студийный альбом «Burst The Bubble» (2002). Это - сенсационное возникновение группы под именем The Snakes весной 1998 года, выпуск единственного студийного CD в Японии, скандал с именем коллектива, инициированный, ясно, Дэвидом Ковердэйлом, переименование группы в The Company Of Snakes, чехарда с вокалистами - до Стефана место у микрофона занимали не последние мастера своего дела: Йорн Ланде (Masterplan, экс-Ark, Millenium и Beyond Twilight), Роберт Харт (экс-Bad Company), Гэри Джон Барден (Silver, экс-Fraser Nash, The Michael Schenker Group, Statetrooper и Praying Mantis)… Чаемый музыкантами прорыв к широкой аудитории состоялся лишь в августе 2000-го на самом представительном европейском хэви-фестивале под открытым небом - немецком Waken Open Air (W:O:A), где группа отыграла по приглашению одного из ведущих менеджеров SPV Райнера Ханселя. Именно это выступелние The Company Of Snakes оказалось зафиксировано для потомства на звуковых дорожках «Here They Go Again».
Только не нужно придираться к музыкантам, что их концертник состоит на 15/19 из классических номеров Whitesnake. А что бы делали вы, доведись вам в свое время играть в такой группе? А если вспомнить прошлое, то окажется, что и различные составы The Moody Marsden Band также вставляли в свои концертные программы немало номеров «джинсового» периода Whitesnake - сомневающиеся же могут ознакомиться с прекрасным двойником «The Time Is Right For Live» (1994). И, с другой стороны, сколько поклонников классического хард-рока мечтало в жизни попасть на те концерты Whitesnake, что некогда были зафиксированы на альбоме «Live… In The Heart Of The City» (1980)? Следовательно, радость музыкантов и публики полна и обоюдна, а претензия только одна - в течение первой четверти выступления Стефан даже на слух держится несколько скованно (оно и понятно), но затем он, как говорится, с легкостью влезает в ботинки Ковердэйла. Все с давних лет знакомые композиции исполняются крайне близко к оригиналам и весьма залихватски - а явление в программе совсем уж «неджинсовой» «Is This Love» и стандарта Rainbow (!) «Since You’ve Been Gone» Берни Марсден объясняет тем, что «в оригиналах обеих пьес играл клавишник Дон Эйри, выступавший с нами в Вакене». Да ведь и Нил некогда записывал в студии свои партии для «Is This Love». Зато хит «Here I Go Again» представлен здесь в виде известного всем U.S. Radio Mix, в оригинале которого ни Мики, ни соавтора песни Берни не сыскать - но даже при этих условиях включение этого номера в программу оправдано и музыкально, и идеологически.
По-хорошему освежило программу двойника и включение в него трех новых номеров - мажорных смачных пьес «Kinds Wish You Would» (позже вошедшей в «Burst The Bubble») и «Silver On Her Person» и слайд-гитарной импровизации Мики «Moody’s Blues». И если вам нужен образец концертного хард-рокового альбома, переполненный энергией и хитами - то вот он! Претензии же к тому факту, что здесь отсутствует Дэвид Ковердэйл, не принимаются.

DONOTS
Amplify The Good Times
Supersonic 111 / GUN / BMG Berlin Musik 74321 97039 2
17 tracks = 58’22”
Нет, Donots - вовсе не американская группа, хотя и ее имя, и совершенно замечательное название альбома, и его беззаботное оформление теоретически говорят об обратном. О том же громогласно вещает и музыка. И только одна деталь - название удачливой немецкой независимой фирмы грамзаписи Supersonic Records говорит нам о том, что Donots - сыновья единой Германии. Оно и понятно - отозвавшийся мощным эхом и в России воистину всегалактический успех американских поп-панков Offspring и Green Day, а равно и внутриевропейский прорыв соотечественников и собратьев по стилю H-Bloxx наглядно показал континентальной молодежи, где быстрые евро запрятаны! Итак, перед нами еще один образец широкораспространенного рок-вида «музыкального дерева Буратино».
Творческая молодежь в лице певца Инго, гитаристов Гьюдо и Алекса, бас-гитариста Яна-Дирка и барабанщика Эйке очень гордится своим командным духом, и оттого даже выносит на оборот буклета своеобразный эпиграф: «Этот альбом - честнейший плод нашей дружбы. Примите его или выбросите.» Но похоже, что найдется немного желающих запустить этот CD колесом по дороге, поскольку немцы дотошно проштудировали все домашние фонотеки - и в результате невозможно поверить, что все эти слова и звуки придуманы и записаны не в Калифорнии, но в Ганновере. Впрочем, за продюсирование здесь отвечал никто иной, как Герхард «Anyway» Вёльфль, некогда оттачивавший свое мастерство в работе с небанальными коллективами вроде Gypsy Kyss, а перенос веселых звукоизвержений на твердый носитель проходил в стенах прославленной Horus Sound Studios. Следовательно, лажа здесь просто невозможна. Результат весел, стилен и очевиден - песни Donots зиждятся на трех китах современного поп-панка, а именно Green Day (в духе песен разгильдяйского трио выдержаны номера «Get Going», «Friends (Fucked)», «Hours Away» и «Worst Friend / Best Enemy»), всенепременых Offspring, параллели с которыми уместно провести после прослушивания «Saccharine Smile», «Big Mouth», «My Stereo’s Liar» и «Someone To Blame»; и, конечно же, вечно живых в сердце каждого настоящего рокера-минималиста Ramones. Молодцы Donots - в «Lady Luk», «Oh Yeah Oh Yeah» и бонус-треке «Got The Time» они нагоняют самого настоящего рок-угара прям в стиле Нью-Йорка-1977. Конечно, «танцевать слэм и пого» под такой достаточно попсовый репертуар вряд ли получится, а вот выдавать себя перед аналогично юными знакомыми прекрасного пола за великого знатока и модника в области современной рок-музыки - в самый раз.
Однако странного очарования и достоверности прибавляют «Amplify The Good Times» еще пара бонус-треков, первый из которых, кавер-версия незабвенных нью-йоркских глэм-скандалистов Twisted Sister «We’re Not Gonna Take It», исполненная молодежью с величайшим почтением и буквальностью, даже затесалась в немецкий общенациональный поп-чарт. Второй же записан явно в порядке уважения к национальным корням - это кавер «Bad To The Bone» гамбургских хэви-пиратов Running Wild, исполненный не без участия их предводителя, Рок-н-Рольфа Каспарека. Сыграна вещица что надо - молодой угар мешается с ветеранским, и в результате у Donots получается такой взрывопасный коктейль, что под него и козу показывать не грех. Кажется, этот стиль раньше именовался кроссовером? Так вот знайте - сердце кроссовера теперь бьется в ФРГ, и оно называется Donots.

рецензии для PL, cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up