«Легионер» ‘2002, CD-рецензии: Planet X, Suede, Threshold и Toto

Sep 22, 2013 00:33




PLANET X
MoonBabies
Inside Out Music IOMCD 106 / SPV O85-65072 CD
10 tracks = 56’45”
Рискованный это шаг - выпускать полноразмерные альбомы с интервалом в два месяца. Впрочем, если первый из них - концертный, а следующий за ним студийный CD служит подтверждением неких идей, заявленных на его предшественнике, то почему бы и нет? Благо, не лидеру трио Planet X, клавишнику-виртуозу Дерек Шериньян (также Yngwie J. Malmsteen’s Rising Force и Jughead, экс-Dream Theater и Platypus) бояться критиков и поклонников. Поклонники у него, как один - наипреданнейшие, а современным критикам о музыке, создаваемой и исполняемой Дереком и его коллегами, лучше и не заикаться.
Что ж, теперь окончательно стало ясно - душа Дерека-музыканта принадлежит 70-м. Ведь уже его сольные альбомы «Planet X» (1999) и «Inertia» (2001) выглядели, за вычетом высочайшего качества звукового продюсирования, именно выходцами с арт- или фьюжн-сцены той эпохи, но разве не сам Дерек неоднократно не заявлял, что сольники - это одно, а работы Planet X как единой группы - нечто другое? Но это правило сработало только на сверхсложном дебюте Planet X «Universe» (2000), а неявно вышеупомянутый концертник «Live From Oz» (2002) дал сильнейший крен в электрический и достаточно спокойный фьюжн как таковой. Вот и «MoonBabies» туда же: с первых клавишных аккордов Дерека в титульной композиции становится ясно, что его любимой группой так и остались британцы U.K., а любимой пьесой - их же классика «In The Dead Of Night» (1978). Далее Дерек и его партнеры-виртуозы - не нуждающийся в представлении гитарист Тони МакАльпайн и фьюжн-барабанщик Вирджил Донати - пытаются совокуплять инструментальный арт-рок 70-х с какими-то свингообразными джазовыми построениями («Noble Savage»), а то и играть арт-рок едва ли не в беспримесном виде («Interlude In Milan»), однако классический фьюжн побеждает. Собственно, львиную долю материала CD не стыдно было бы сочинить и корифеям уровня Билли Кобэма или Джорджа Дьюка - да они почти и выглядят кавер-версиями их неизвестных композиций (особенно показательны в этом отношении «Digital Vertigo» с ее причудливыми в современном аранжировочном контексте партиями сэмплерного рояля и знакомая еще по «Live From Oz» «Ignotus Per Ignotium»). Причем кавер-версиями очень оргинальными - из каждого такта так и лезут массивные, все подавляющие собой и моментально узнаваемые тягучие клавишные партии Дерека, постоянно оттесняющие даже виртуозную гитару Тони на второй план. И это при том, что гитара ныне куда выше поднята в миксе, нежели на «Universe», да и партии ее занимают гораздо больше места. Что ж удивительного - Дерек все же лидер Planet X.

SUEDE
A New Morning (Ltd.)
Sony Music SIN 508956 9 / 5089569000
11 tracks = 56’27”
Определенно, лидер истинных изобретателей стиля «брит-поп» Suede, певец и гитарист Бретт Андерсон - это теперь еще и Маркс-Энгельс-Ленин британской рок-сцены в единственном лице! В наше-то время выпустить на фирме-мэйджоре столь по-немодному звучащий стопроцентно позитивный альбом, придерживающийся истинной, а не здесь и сейчас придуманной связи с патриархами имперского рок-движения - это дорогого стоит, если не сказать резче: кажется совершенно неимоверным. Однако столь резкий поворот, могущий оказаться для всей британской рок-сцены воистину судьбоносным, не кажется чем-то невероятным в контексте истории Suede - истории, состоявшей из сплошных взлетов и падений: не разберешь, чего там было больше, и что - удачи или неудачи - и обусловили жизненные и творческие кредо м-ра Андерсона. Благо Бретт и на сей раз ухитряется плевать против ветра, и прямо так и заявляет, что название нового альбома «A New Morning» манифестуально: «Этот альбом - об обновлении человеческого духа вопреки обстоятельствам. И о том, что всякому рано или поздно нужно открывать новую главу в этой жизни». И еще (какой ужас для модной рок-звезды!!!): «Главная вдохновляющая сила моего творчества - женщины.» Не пора ли вспомнить о том же самом и всей британской сцене, попутно осваивая собственные достижения 60-х и 70-х?
Ведь Бретт уже «вспомнил все» - а именно то, чего забывать настоящему имперскому рокеру никоим образом не стоит. А именно - что апостолы британского поп-рока давно уж названы по именам: The Beatles, The Hollies, Дэвид Боуи, Элтон Джон и Марк Болан (совместно, естественно, с T.Rex). Без фундамента, а лишь на основе алкоголизма, вялых светско-семейных скандалов да непонятных политкорректных экспериментов с этникой ни одно здание крепко стоять не будет, а вот фундамент «A New Morning» четко виден уже в открывающем его светлом поп-роковом гимне с также манифестуальным названием «Positivity». Позитивизм приобретает совсем уж какой-то вселенский размах в аналогичной, но еще более помпезной и не без классических глэм-роковых влияний «Obsessions» - да так, что возникает подозрение: уж не переписался ли Бретт в новейшие хип-гуру? Ничуть не бывало - Suede не перебирает в своей жизнерадостности, а осваивает территорию, застолбленную среднестатистической британской поп-музыкой начала 70-х (прекрасная в своей безамбициозности баллада «Lonely Girls») и, само собой, The Beatles. Однако хиппового занудства в духе иных чрезмерно популярных у музыкальных обозревателей коллективов здесь не сыскать - упор сделан на аккуратные битлообразные полу- («Lost In TV», «Untitled» и «When The Rain Fall») и просто баллады («Astrogirl») в смеси со слегка опсиходеличенными путем применения правильных гитарных эффектов среднетемповыми пьесами «Beautiful Loser» и «One Hit To The Body», опять же вызывающих воспоминания не то о молодом Дэвиде Боуи, не то о подвигах в грамзаписи 1968-1970 годов тех же The Beatles. А настоящий глэмовый рок-н-ролл «Streetlife» выглядит здесь прямым трибьютом T.Rex, если не Mott The Hoople; что же касается, повторимся, сверхпозитивного настроя материала - то такие песни не стыдно было бы записывать и молодому Элтону Джону в наилучшем расположении духа. Собственно, за стилистической границей первого лимитированного тиража «A New Morning» остался только его бонус-трек - мелодичный альтернативный номер с «качевой» партией бас-гитары «You Belong To Me». Да и много ли вым доводилось слышать в последнее время альбомов британских групп, где все десять основных номеров по своим мелодическим и аранжировочным достоинствам являются хитами на все времена, популярность которых не обрывается у белых скал Дувра? То-то и оно: комментарии к материалу «A New Morning» излишни.

THRESHOLD
Critical Mass (2 CD / Ltd.)
Inside Out Music IOMLTDCD 108 / SPV O87-65200 DCD / 6 93723 00112 8
8 tracks + 3 tracks / Multimedia = 59’57” + 13’43” (Audio)
Уилтширский секстет Threshold - настоящие «черные овцы» современной британской рок-сцены. Начать с того, что, как говорится, «их неправильно поняли»: в середине 90-х Threshold иначе как «британским ответом на Dream Theater» не называли - а ведь первое концертное выступление группы состоялось еще в ноябре 1988 года, то есть за девять месяцев до дебюта заокеанского лжеэталона в грамзаписи. Сравнение живо и до сих пор - и это при том, что коллектив под руководством гитариста и продюсера Карла Грума продемонстрировал весьма индивидуальное звучание еще на своем дебюте «Wounded Land» (1993), а уж начиная с альбома «Clone» (1998) Threshold вообще стало невозможно спутать с какими угодно европоследователями Dream Theater. Тогда же стало совершенно очевидно, что каждая последующая работа у Threshold получается гораздо сильнее предыдущей - и после выхода CD «Hypothetical» (2001) рок-критики всего мира затаили дыхание и стали гадать: запишет ли группа лучший в мире рок-альбом или нет?
Нельзя сказать, что ожидавшие многого персонажи были неправы - «Critical Mass» если и не оказался лучшим рок-альбомом в мире, но уж точно лучшим рок-релизом года на британской территории. Причем весьма интересно, что если ранее уилтширские рокеры двигались по восходящей как в смысле усложнения материала, так и в области освоения наисовременнейших студийных технологий, то на «Critical Mass» маска прогрессив-металлической группы почти сброшена - прог-корни группы видны теперь только в аранжировках, значительно, впрочем, упростившихся по сравнению с любой предыдущей их работой. Нынешняя стихия Threshold - это материал, который хочется назвать просто «роком для мыслящего слушателя», заодно и понимающего, что современная технология звукозаписи способна творить чудеса.
Пожалуй, Карл и сопродюсер «Critical Mass», клавишник группы Ричард Уэст, вполне заслужили Нобелевскую премию-2002 в области звукорежиссуры - внимание, уделенное им переносу малейших нюансов звукоизвлечения и аранжировки на твердый носитель должно заставить отправиться в стены Thin Ice Studio для обмена опытом даже иных заморских асов-продюсеров. Такого теплого и человечного звука на альбомах, записанных с максимальным использованием возможностей цифоровой системы Pro-Tools в истории рок-музыки просто еще не создавалось. Поэтому не видится случайным, что Карл и Ричард, идя по стопам своего заокеанского коллеги Эрика Норландера, поместили в буклете CD подробные музыкально-продюсерские комментарии к каждому номеру.
Новому уровню работы со звуком соответствует, как уже говорилось выше, и новый композиторский подход. Среднетемповый помпезный материал, переполненный традиционными для Threshold ритмическими построениями, своеобразными тягучими соло Ричарда и трэшеподобными риффами Карла и второго гитариста Ника Мидсона остался в меньшинстве - это «Fragmentation», вторая часть немного старообразной «Echoes Of Life» и первые две части 13-минутного титульного эпика. Но новая стихия группы - это пьесы, ориентированные на довольно широкую аудиторию, о чем недвусмысленно заявляется уже в лирических отступления стартового маршеобразного хита «Phenomenon» с весьма, как ни странно, непростыми аранжировками. Помпезным же условно говоря балладам «Falling Away», «Round And Round» и в особенности «Avalon» сопротивляться и вовсе невозможно - в них есть все для будущей хитовой судьбы: мелодраматические мелодии, потрясающие клавишные партии и сверхэмоциональный вокал Эндрю «Мэка» МакДермотта (экс-Sargant Fury). И, как если бы этого было мало, первый европейский тираж «Critical Mass» комплектуется бонус-CD с обширной мультимедийной секцией, редактированным вариантом «Phenomenon», типичной мощной Threshold-пьесой «New Beginning» и еще одной замечательной полубалладой «Do Unto Them».
Страна Британия со слезами на глазах переживает сейчас по поводу упадка собственной рок-сцены - но не стоит ли тамошним критикам обратить внимание на незаурядный музыкальный феномен по имени Threshold? Давно бы пора!

TOTO
Through The Looking Glass
Toto Recordings / CMC / EMI 5421442
11 tracks = 55’40”
Сказать, что трибьютные альбомы, равно как и «трибьюты наоборот» (то есть работы, записанные одним-единственным артистом или коллективом, но представляющий собой сборник кавер-версий композиций более-менее великих музыкантов былого) обратились спустя почти десятилетие после вхождения в издательско-коммерческую практику в совершенно намозолившее уши явление рок-музыкальной природы - значит не сказать ничего. Тем не менее из поля зрения публики постоянно ускользает тот факт, что большинство подобных альбомов записывается или откровенно начинающими (вариант - крепко андерграундными) коллективами, как то происходит у фирмы Dwell Records, либо сборными командами звезд прогрессивного или хард-рока (тому свидетельством - трибьютные серии фирм Triage, Shrapnel Records, Blues Bureau International и Magna Carta). А где же собственно крупные звезды-индивидуалы или великие рок-группы? Оказывается, что здесь хвастать особенно нечем - новейшая работа звезд заокеанского комфортабельного поп-фьюжна Toto «Through The Looking Glass» («Через увеличительное стекло») является всего-то третьим «трибьютом наоборот», созданным действительно заметными персонажами, после CD Фиша «Songs From The Mirror» (1993) и альбома Ингви Мальмстина «Inspiration» (1996).
Хотя причиной записи альбома, целиком состоящего из кавер-версий, бас-гитарист Майк Поркаро называет «дефицит собственного нового материала в условиях непрерывных турне и работы музыкантов Toto в различных сайд-проектах», такое объяснение выглядит весьма лукавым: всем известно, что музыкантвы Toto - без преувеличения, великие сайдмены, умеющие встраивать собственные исполнительские таланты в чью угодно стилистику. А раз так, то не попытаться ли сделать все точно наоборот?
Теперь неудивительны постоянные в последние месяцы заявления вокалиста Бобби Кимбалла о том, что «новая работа окажется одним из лучших альбомов Toto». Более того - «Through The Looking Glass» сможет вернуть и утерянный престиж самому формату сборника кавер-версий. Ибо что такое кавер-версия? Авторское прочтение музыкального материала. Вот о том, что это прочтение обязано быть именно авторским, многие в наше время просто позабыли. Но только не музыканты Toto.
Правда, начло альбома не сулит никаких великих экспериментов - веселое регги «Could You Be Loved» Боб Марли (первый сингл с альбома) исполнено в почти канонической версии, если не считать задорных рэп-партий Типпы Айрии и искрометного джазообразного электропиано, в оригинале, понятно, отсутствовавшего. Но уже в «Bodhisattva» Steely Dan эксперимент очевиден для каждого - это тяжеленные, по-настоящему хард-роковые ритм-гитары, звучащие весьма пикантно в сочетании с клавишным фьюжн-обрамлением и вычурными вокальными партиями. А «Sunshine Of Your Love» Cream, сыгранная в ритмическом размере 7/4 и диковатой гитарно-клавишной аранжировке вообще обратилась в металлизованный би-боп.
Зато почти безо всяких выкрутасов исполнено попурри «Maiden Voyage / Butterfly» Херби Хэнкока (концертный стандарт Toto) и «Burn Down The Mission» Элтона Джона, отличающаяся от оригинала только гораздо более помпезной аранжировкой и оттого вызывающая моментальные ассоциации с кавер-версией «Goodbye Yellow Brick Road» Ланы Лэйн. Но три очевидных хайлайта альбома опять демонстрируют тот эклектичный в плане музыкальных пристрастий подход, которым всегда была славна группа - битловская «While My Guitar Gently Weeps» превращена в роскошную атмосферную балладу с модной лаунж-аранжировкой для электронной перкуссии, классическая «House Of The Rising Sun», известная всем и каждому в исполнении The Animals, стала атмосферным прог-роковым полотном в духе классического Pink Floyd, а нудная в оригинале «It Takes A Lot To Laugh, It Takes A Train To Cry» Боба Дилана обратилась в могучий пианистический алкогольный ритм-энд-блюз, к тому же представленный в псевдоконцертном исполнении. Какие еще нужны аргументы в пользу якобы опозоренного формата «сборника любимых песен»? Верно, никакие - после того, как эту территорию застолбили музыканты Toto, остальным вряд ли еще что-то смогут добавить к сыгранному здесь.

рецензии для PL, cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up