RICK DERRINGER
Free Ride (HDCD)
Big3 / Beyond Music 398 578 284-2
11 tracks = 49’35”
Да не покажется это странным жителю противоположного полушария, но имя гитариста и певца Рика Дерринджера - один из синонимов истории американского рок-н-ролла. Судите сами: еще в 1965 году в возрасте 18 лет вместе со своим братом-барабанщиком Рэнди он оказался в составе бит-группы The McCoys, имевшей короткий, но шумный успех со своим первым и единственным хитом «Hang On Sloppy», а в 1969-м молодой рокер вошел в состав группы Johnny Winter And уже прославленного блюзмена Джонни Уинтера. Затем последовала работа с группой брата Джонни - клавишника и саксофониста Эдгара Уинтера, и в 1974 году Рик поразил Америку своим первым сольным LP «All American Boy» и его главным хитом - «Rock And Roll Hoochie Koo». Работа же Рика как продюсера началась в 1973-м на альбоме того же Эдгара Уинтера «White Trash», и накопленные им познания в студийной технологии позволили поработать в дальнейшем даже с такими звездами поп-жанра, как Барбара Стрейзанд и Синди Лоупер. И даже исчезновение Рика на десятилетие (1983-1993) с музыкального горизонта нисколько не поколебало его популярности: после возвращения на сцену Рик оказался одним из самых успешных в коммерческом плане артистов новорожденного лейбла Blues Bureau International. Другое дело, что четыре его студийных альбома 1993-2000 годов не вполне отражали неординарный творческий уровень артиста. Первый прорыв за границу хард-блюзового круга состоялся с превосходным альбомом «Doing Business As…» (2000) проекта Derringer Bogert & Appice (DBA), а теперь Рик решил вовлечь слушателя в настоящее музыкальное приключение своим очередным сольным альбомом.
При первом же взгляде на обложку CD кажется, что «Free Ride» опять окажется переполнен утяжеленным блюзом и полуметаллическим буги. Но к чему же тогда запись альбома в формате HDCD (High Definition CD)? Техническая подробность не подводит: на сей раз старина Рик в компании своей супруги, певицы Бренды Холл, решился на запись альбома в стиле smooth-джаз. И какого альбома - от уровня представленного на нем материала, а равно и качества его подачи, наверняка позеленели бы от зависти даже иные артисты из бастиона стиля, лейбла GRP (Grusin-Rosen Productions). А дабы ни у кого не возникало сомнения в намерениях Рика, первым же треком здесь поставлена smooth-версия прославленной «Rock And Roll Hoochie Koo» - «Jazzy Koo». Естественно, что один из известнейших рок-стандартов всех времен и народов теперь почти невозможно узнать. Аналогичную трансформацию претерпел еще один инструментальный рок-гимн 70-х - «Frankenstein (Smooth Frank)» Эдгара Уинтера. А новый авторский материал CD таков, что после первого же прослушивания его так и тянет возвести в стандарты стиля - особенно хороша «Celestial Love» с настырными аккордными клавишными подкладами Рона Рейнхардта и потрясающе красивые вокальные баллады «Big City Loneliness» и «Hold», спетые Риком чистым голосом безо всяких блюзовых воплей и искусственной хрипоты. Конец - делу венец: замыкает CD трехчастная smooth-фьюжн-сюита «Rhapsody In Red», абсолютно полно раскрывающая таланты Рика не только как композитора, но и как изобретательного и даже изощренного аранжировщика. Вердикт: не обращайте внимания на обложку - «Free Ride», несомненно, оказался одним из лучших smooth-джазовых альбомов этого года.
FRANK GAMBALE / STUART HAMM / STEVE SMITH
GHS3
Tone Center TC 4023 2
8 tracks = 57’09”
Непросто играть высокотехничный фьюжн, если этот стиль вот уже более 20 лет не принадлежит к числу коммерческих. Но фанатики фьюжна и студенты высших учебных музыкально-эстрадных заведений готовы поглощать продукцию звезд стиля во всевозрастающих количествах, и им на помощь, как это обычно и водится, приходят независимые фирмы грамзаписи. Один из главных на сегодняшний день оплотов стопроцентного консервативного фьюжна - сублейбл Tone Center прославленной калифорнийской фирмы грамзаписи Майка Вэрни Shrapnel Records. Страсть м-ра Вэрни к конструированию инструментальных суперкомбо отлично известна, однако творческий союз трех виртуозов - гитариста Фрэнка Гэмбэйла (Vital Information, экс-Chick Corea’s Elektric Band), бас-гитариста Стю Хэмма (группа Джо Сатриани) и барабанщика, лидера группы Vital Information Стива Смита (экс-Journey и группа Жана-Люка Понти) - вовсе не изобретение босса фирмы. То, что Стив и Фрэнк и так играют вместе, уже понятно, а творческие пути Стю и Стива пересеклись еще в 1989 году на записи дебютного CD гитариста-виртуоза Ричи Коцена для Shrapnel. На концерте по случаю 25-летия журнала Guitar Player Стю и Стив выступили в роли постоянной ритм-секции, и там-то и произошло знакомство Фрэнка и Стю. Результат вскоре отлился в дебют супертрио для Tone Center - почти полностью импровизационный CD с говорящим за себя названием «Show Me What You Can Do» (1999), за которым год спустя последовал уже отягощенный всеми признаками композиторской работы альбом «The Light Beyond». И еще более изощренной оказалась композиторская работа трио на «GHS3».
По большому счету, этот альбом и есть манифест сверхвиртуозного электроакустического фьюжна в совершенно беспримесном виде, а его квинтэссенцией является первый же энергичный номер CD «All In Your Head», где Стю искрометно демонстрирует свои технические возможности в унисонной игре с Фрэнком. Тот же технический прием используется потом в быстрой полублюзовой «Confuse-A-Blues», имеющей некоторое сходство с электрическими работами Эла Ди Меолы конца 70-х и намеренно усложненной «The Challenger». В свою очередь, слоноподобная «The Great Roberto» - прямой трибьют Стю Роберту Фриппу и даже, пожалуй, альбомам King Crimson «Red» (1974) и «Discipline» (1982) - мало того, что ведущим мелодическим инструментом здесь является бас-гитара, так и Стив старается дотошно воспроизвести манеру игры на тарелках Билла Брафорда. Звездный же час самого Стива - записанное с наложениями барабанно-перкуссионное соло «Culture Clash», созданное, по словам самого автора, на основе строгих индийских правил игры на табла-барабанах. В блюзообразной полубалладе «Saving Grace» можно обнаружить следы заигрывания троицы виртуозов со smooth-джазом, а балладный дуэт Фрэнка и Стю «November» дает уже окончательный ответ на проклятый вопрос - кто же является лучшим бас-гитаристом современной фьюжн-сцены. И если даже вы не имеете ни малейшего понятия о том, что это за зверь такой - фьюжн, то одного-единственного прослушивания «GHS3» будет достаточно для того, чтобы рекомендовать знакомство со стилем всем своим друзьям. Лицам же посвященным будет достаточно трех фамилий: Гэмбэйл - Хэмм - Смит.
GLENN HUGHES
Different Stages: The Best Of Glenn Hughes (2 CD)
Steamhammer / SPV 315-74332 CD
10 + 10 tracks = 55’03” + 49’09”
«Дамы и господа! Голос рока - мистер Гленн Хьюз!» Этим объявлением с токийского концерта в мае 1994 года, запечатленного на альбоме «Burning Japan Live» (1994) и предваряющем на нем нестареющий стандарт Deep Purple «Burn» открывается очередной бюджетный двойник - едва ли не первый официальный сборник выдающегося рок-вокалиста современности Гленна Хьюза. Наверное, для непонятливых - или для тех, кто все знал, да забыл. Для них же предназначена и краткая биография Гленна, написанная известным немецким рок-журналистом Маттиасом Миньером и размещенная в буклете CD.
На самом деле «Different Stages: The Best Of Glenn Hughes» охватывает творчество Гленна исключительно новейшего периода - сюда, помимо восьми номеров с «Burning Japan Live» вошли композиции с его студийных альбомов «Feel» (1995), «Addiction» (1997), «The Way It Is» (1999), «Return Of Crystal Karma» (2000) и «Building The Machine» (2001), а также два превосходных концертных трека - «No Stranger To Love» (кавер-версия Black Sabbath с, понятно, альбома «Seventh Star», 1986) и «Your Love Is Alright» (кавер-версия Trapeze) - с мини-CD «Live In South America», являвшегося бонус-диском первого тиража «Return Of Crystal Karma». По счастью, составителю сборника Олли Хану, равно как и отечественному слушателю, куда ближе «классический» Гленн (читай - Гленн Хьюз, поющий материал Trapeze, Deep Purple и Black Sabbath featured Tony Iommi), нежели Хьюз современный: с каждой из вышеназванных студийных работ на сборник попало лишь по паре номеров - впрочем, действительно лучших. Хотя, конечно, не меломану предназначен «Different Stages…» - уж у настоящего-то ценителя рок-музыки творчество Хьюза обязано иметься на полке в комплектном виде, а неофиту. Собственно, на этот же факт намекает и достаточно скромное оформление двойника, и его цена.
Однако невозможно быть поклонником Гленна, не любя его пьесу «You Keep On Moving» (с LP Deep Purple «Come Taste The Band», 1975). Нечего говорить, что герр Хан не преминул включить сюда эту композицию в виде концертной версии с японского издания «Burning Japan Live». Значит, полки меломана «Различным стадиям» все равно не избежать.
JORDAN RUDESS
4NYC
Magna Carta MA-0911-2
13 tracks = 60’37”
Нет сегодня такого музыканта, родившегося, выросшего, или живущего в Нью-Йорке, который не внес бы свой скромный вклад в дело помощи жителям родного города, лишившихся близких или пострадавших в результате чудовищных терактов 11 сентября прошлого года. И при этом совершенно неважно, какой материал исполняет такой музыкант: все что угодно - от классики до трэш-метала. Едва ли не одним из первых откликнулся на патриотический зов души клавишник-виртуоз американских королей прогрессив-метала Dream Theater Джордан Рьюдс (также Liquid Tension Experiment, The Dixie Dregs и Rudess-Morgenstein, экс-Speedway Boulevard). Благодаря поддержке Американского Красного креста Джордан сыграл сольный концерт под названием 4NYC (то есть For New York City) в концертном зале The Helen Hayes Performing Arts Center в городе Ньюарке (шт. Нью-Йорк) уже 24 сентября. По словам главного героя, «всего за несколько минут до выхода на сцену я не представлял, что за материал я буду исполнять, и потому полностью отдал себя во власть спонтанной импровизации, хотя и сыграл под конец выступления несколько клавишных обработок номеров Dream Theater и Liquid Tension Experiment. Однако неделю спустя я обнаружил, что импровизационного материала все равно не хватает на полноразмерный CD, и в результате мне пришлось провести еще неделю в собственной домашней студии, записывая свои новые импровизации». Семь концертных и шесть студийных импровизаций и составили ныне «4NYC».
Но тем-то и подтверждается уровень Джордана как автора, исполнителя и продюсера, что с первого прослушивания толком не поймешь, что из этого меланхолического и умиротворенного материала где записано - на концерте или в студии. Причем «чистых» фортепианных пьес здесь всего четыре - концертные «My Thoughts», «Lamb Chops» (это - авторская обработка «Mary Had A Little Lamb»!) и «Real Time» и студийная «On My World». Озорное джазовое пианино также играет немалую роль в сымпровизированных под прямолинейный аккомпанемент ритм-модуля и записанных с концерта полуджазовых-полупрогрессивных номеров «A Step Beyond» и «Speed As Light», а далее Джордан отдает себя во власть симфонических сэмплов, создавая на их основе атмосферные мрачноватые пьесы - концертную «Darkness To Day» и студийную «Outcast». Эксперименты такого рода достигают своей кульминации в гениальной минималистической концертной композиции «One Voice», действительно построенной на одном монотонном голосовом сэмпле. Остальные же номера CD - неожиданные для Джордана экскурсии в область безупречного современного нью-эйджа, разве что на слух придирчивого адепта стиля чересчур уж минималистические и опять же не самые радостные. Так позвольте, по какому поводу-то альбом записывался? В любом случае, гениально подобранный Джорданом сэмпл концертной арфы в «If I Could», «Within», «Mourning After» и «For You» ставит эти пьесы в ряд с далеко не самыми худшими произведениями (миниатюрами, по его меркам) самого Вангелиса. И кто после ознакомления с «4NYC» посмеет сказать, что альбом вирутоза-клавишника - это просто забеги по клавиатуре на число нот, сыгранных в секунду?