«Легионер» ‘2002, CD-рецензии: Bruce Springsteen & The E Street Band, Status Quo, UFO...

Sep 19, 2013 00:16




BRUCE SPRINGSTEEN & THE E STREET BAND
Live In New York City (2 CD)
Columbia / Sony Music COL 500000 2 / 5000002000
11 + 9 tracks = 69’17” + 74’49”
Выпуск второго официального концертного альбома Брюса Спрингстина - патриотического певца радостей и бед простых американских трудящихся по материалу его триумфального позапрошлогоднего турне вместе с группой The E Street Band «Live In New York City» вряд ли может считаться громким событием культурной жизни за пределами США. Однако для России выход в 2001 году этого двойного CD - очередная констатация факта бедственного положения нашей рок-сцены в смысле как музыкальном, так и, что гораздо более прискорбно, содержательно-идеологическом.
20 песен, 2 часа 25 минут звучания. Конечно, это - не виниловый пятерник (или CD-тройник) «Live 1975-1985». Зато, очевидно, полная концертная программа камбэк-тура, до неправдоподобия качественно записанная с двух выступлений Брюса и его состава в знаменитом нью-йоркском зале Madison Square Garden 29 июня и 1 июля 2000 года.
Но почему он такой длинный? На ум приходит строчка из знаменитой «Иллюстрированной рок-энциклопедии» Ника Логана и Боба Вуффиндена: «Брюс всегда очень старался быть уникальным артистом, а некоторый недостаток оригинальности всегда искупал длиной композиций, музыкальной прямолинейностью и сценической бравадой». Как говорится, не в бровь, а в глаз! Совершенно безумная взаимная энергетика Брюса и The E Street Band и переполненного зала - очередное доказательство того, что Брюс и вправду народный артист США. Как-никак, он стал первым после Короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, кого простой американец знает не по имени-фамилии, а по как бы должности: Босс. Просто Босс.
Босс и The E Street Band в расширенном составе стараются вовсю. Помимо пианиста Роя Биттана, саксофониста Клэренса Клемонса, клавишника Дэнни Федеричи, басиста Гэрри У. Тэллента, гитариста Стиви «Little Steven» Ван Зандта и барабанщика Макса Уэйнберга в турне 2000 года принимали участие подзабытый рок-герой 70-х, гитарист Нильс Лофгрен и жена Брюса Патти Скальфа на подпевках с акустической гитарой. Класс музыкантов ощутим чисто физически - ведь даже на своих старых работах Брюс добивался плотного псевдооркестрового звучания с малым рок-составом, и что уж говорить об идеальном для него звуке в век высоких технологий. Из стены звука выбивается лишь форсированный голос Брюса (а ведь, с точки зрения обывателя, рок-герой и должен петь на форсаже!), сверхэмоциональные саксофоны добряка Клэренса и торжественный рояль Роя, постоянно намекающий заокеанскому слушателю о том, что широка страна его родная. Упор сделан в основном на достаточно новый материал, хотя на первом CD в обличии «секретного» трека присутствует знаменитая «Born To Run», а всем известная «Born In The U.S.A.» превращена стараниями Брюса, Стиви и Нильса в безумный акустический джем-сейшн.
Новый материал Брюса представлен здесь очередной распевной Песнью Во Славу Америки «Land Of Hope And Dreams», вновь доносящей до слушателя изрядную порцию оптимизма: «Забудь о своих печалях - пусть этот день станет для них последним... Завтра взойдет солнце, и тьма останется в прошлом». И, конечно же, скандальной балладой «American Skin (41 Shots)», повествующей о судьбе невинно убиенного нью-йоркской полицией темнокожего иммигранта. Баллада более чем неплоха, да только поет ее Брюс с явным напряжением в голосе. Ох, и нелегко же герою той части населения США, что облачается в клетчатые рубашки, джинсы (и по роду работы - в строительные каски), пьет пиво и читает журнал Swank, быть политкорректным! Это ему явно не к лицу…
Но чем же этот двойник разочарует вдумчивого отечественного слушателя? Тем, что это не просто отлично записанный альбом с первоклассным набором материала, сыгранного матерыми музыкантищами - это очередное идеологическое заявление заокеанского шоу-бизнеса. Брюс - вновь оракул, несущий народам мира весть о гордости простого американца своей родиной. Да ведь никого равного ему в так сказать, идеологичности творчества, за все 29 лет его карьеры в грамзаписи так и не появилось! Творчество Босса Брюса так и остался единственным в мировом масштабе доказательством того, что бытовой, пусть и несколько пафосный патриотизм (не переходящий в мордобой в традициях новейшей отечественной кинорежиссуры), нисколько не противоречит качественной рок-музыке. А наши рок-деятели все твердят о том, что-де настоящая рок-музыка - «инструмент протеста против диктата государства». Обидно, очень обидно, что у нас нет настоящего неконьюнктурного и честного рокера-государственника, подобного Брюсу. Да и откуда ему взяться - ведь если некто сочинит позитивную песню с названием «12 июня», то сам окажется растерзанным собратьями по цеху. И мы пока слушаем концертный альбом Брюса и тихо завидуем американцам в том, что они богаты таким певцом…

STATUS QUO
Heavy Traffic
Acklode Ltd. / Universal Music TV 064 435-2
13 tracks = 52’32”
40 лет мусолить один и тот же незатейливый буги-рифф - это, знаете ли, прерогатива настоящих не то что рок-легенд, а национальных институций. А кто ж усомнится в том, что джинсовые рыцари рок-н-ролла Status Quo, наряду с королевской семьей, обращением «офицеры и джентльмены!», пабом, футболом, регби, крикетом и личным садиком и есть очень важная национальная институция Королевства Великобритания? В конце концов именно Фрэнсису Росси, Рику Пэрфитту и их коллегам некогда посчастливилось сыграть несколько джем-сейшенов с барабанщиком-любителем, более известным всему миру под именем наследного принца Чарьза Виндзорского. Словом, при такой-то укорененности в национальной традиции любые эксперименты и новации Status Quo просто противопоказаны! Да парни и не стремятся к ним - единственной новацией на их веку было исполнение хита бр. Болландов «In The Army Now», оказавшееся судьбоносным для запоздалого успеха группы среди широких масс отечественных слушателей.
Собственно, «Heavy Traffic» - альбом вовсе не «немодный» и не «несовременный», каковые эпитеты он обязательно сыщет среди иных музобозревателей. И даже - не архаичный. Он попросту вневременной. Кто рискнет назвать футбол или крикет несовременной игрой? Вот и вечное (вечнозеленое?) 12-тактовое то ли хард-буги, то ли просто канонический рок-н-ролл Status Quo того же рода, что и эти популярные, и не только на британских островах, спортивные игры. Музыка этой группы - просто элемент обстановки современного мира. Меняется время, меняется технология звукозаписи, но Всемогущий буги-рифф остается вечным. Минимальные изменения состава также не влияют на верность Status Quo своим идеалам: помимо Фрэнсиса и Рика в группе теперь работает еще один ее ветеран (правда, «секретный») - клавишник Эндрю Баун, а также условно молодая ритм-секция - бас-гитарист Джон «Рино» Эдвардс и барабанщик Мэттью Летли. А раз так, то и девять из 13 номеров альбома - совершенно канонический Status Quo, который, как говорится, сохраняет собственное status quo. Буги и рок-н-ролл, и ничего кроме них! Ничего? Акустический шаффл «Green», почти классическое рокабилли «Diggin’ Burt Bacharach», заметные следы классического ритм-энд-блюза в «Another Day» и несомненный хит в облике непривычно могучего для группы размеренного и чудесно названного блюза «Rhythm Of Life» - вот то максимальное разнообразие, которое старые рокеры осмеливаются вносить в свой первый альбом XXI века. Long Live Quo, как некогда провозгласили музыканты названием одного из своих сборников. Музыка группы остается прежней, и ее не изменит даже появление ни какой-то там фантастической, а самой настоящей машины времени: представляете, музыкантов Status Quo перемещают по временному диапазону туда-сюда, а они исполняют все время практически один и тот же материал!

UFO
Sharks
Shrapnel SH-1156 2
Steamhammer / SPV 085-74312 CD
11 tracks = 49’39”
Ругать рок-ветеранов - одно из любимых занятий не только отечественных музжурналистов. Но если местные писаки склонны идиотически упрекать великих рокеров в «неактуальности» их творчества (ждут всё, поди, что Ричи Блэкмор техно заиграет!), то их зарубежные братья по разуму злобно вздыхают: «Нет, новый альбом группы NNN не сравнится по своим достоинствам с их классическими работами 70-х. Определенно, эта работа не делает группе чести!» Можно подумать, что задача истинно великой группы - не поддерживать раз и навсегда удачно обретенную творческую форму, но ежегодно выдавать на-гора пяток хитов. Хотя все хиты уж и написаны 25 лет назад - зачем создавать новые?
Вышесказанное в полной мере относится к британским ветеранам UFO, едва не ставшим некогда настоящими русскими народными рок-героями, ибо одну их пьесу - превосходную томительную балладу «Belladonna» (1976) знает в наших краях всяк, кому стукнуло 35 или больше, поскольку в 1979 году она была переиграна «Веселыми ребятами» на LP «Музыкальный глобус» под именем «Моны Лизы» авторства «Д. Боуи» (!!!). Увы, начавшаяся было UFOмания была оперативно погашена радиозаявлениями одного немеренно популярного русскоязычного персонажа из Лондона, возвестившего о том, что «UFO - группа второй лиги» и что «басист Петр Задорожный и гитарист Михаил Шенкер - он, ребята, еврей по национальности - играли в «Веселых ребятах». Информация о том, что самыми носимыми майками с музыкальной символикой в Британии и США конца 70-х - начала 80-х, были именно майки с логотипами UFO, до нас тогда не доходила. А ведь именно группировка южнолондонских простаков в компании маньяка-гитариста немецкого происхождения своими песнями более всего соответствовала чаяниям простого английского, русского, американского (и т.д. и т.п.) трудящегося: напевные мелодии (не сложнее, чем у Юрия Антонова) в сочетании с гитарным напором и нужной долей алкогольной слезливости. Балладу «Back Into My Life» с альбома «Mechanix» (1982) многие так и вовсе принимали в свое время за Smokie! Но до родных трудящихся песни UFO по-прежнему не доходили (группа даже попала в знаменитый запретный список сентября-1984), а местные рок-критики отчего-то считали UFO группой Майкла Шенкера. Хотя все альбомы, записанные группой не то, что без Шенкера (1980-1992), а и даже без ее сооснователя Пита Уэя (1983-1988) однозначно показали, что главный неотразимый компонент UFO - простые, как кирпич, душещипательные вокальные мелодии авторства Фила Могга. Сильно невовремя явленный публике превосходный реюнион-CD «Walk On Water» (1995) только доказал, что возвращение в состав «безумного Майкла» просто повышает технические возможности «группы их трех букв», а песни остаются прежними. Да, арены остались в прошлом, но этот факт вкупе с известным дурным характером Майкла не мешает UFO записывать «большие маленькие рок-альбомы». Наверное - самые большие из маленьких…
Собственно, «Sharks» - уже по-привычному непретенциозная работа UFO. Но если предшественник «Акул», CD «Covenant» (2000) в значительной мере являл собой переосмысленное творчество столь любимых гг. Уэем и Моггом The Rolling Stones, то «Sharks» целиком и полностью эксплуатирует собственно наработки UFO классического периода. Бодрые, напористые и прямолинейные пьесы «Outlaw Man», «Quicksilver Rider», «Shadow Dancer» и «Crossing Over» - настоящие внуки «Mother Mary» и «This Kid’s» (1975), «Fighting Man» - просто новая «Shoot Shoot» (1974), а «Perfect View» - не более и не менее как римейк классического хита «Lights Out» (1977)! В «Serenity (Do What!)» постаревшие пьяницы безукоризненно демонстрируют одним им дающуюся смесь гитарного напора и лирики, а в рок-н-ролльном околохите «Deadman Walking» разгул печали только усиливается. И пьяные слезы отливаются в музыкальные и эмоциональные вершины этого незамысловатого и притягательного CD - динамичный классический хард-роковый номер «Sea Of Faith» с обильными клавишными партиями на сэмплах органа Hammond и быстрый поп-блюз «Someone’s Gonna Have To Pay». А что же игра Майкла Шенкера? Она по-прежнему точна и неправдоподобно мощна. Да и мелодии - заслушаешься. И как после знакомства с «Sharks» сказать, что UFO - «группа второй лиги»? Это совершенно невозможно.

V/A
One Way Street - A Tribute To Aerosmith
Shrapnel SH 1154 2
11 tracks = 56’10”
«One Way Street - A Tribute To Aerosmith» - уже второй трибьют величайшей американской мэйнстримовой хард-роковой группе трех последних десятилетий, сконструированный под бдительным присмотром двух друзей - гитаристов и продюсеров Боба Кулика (экс-Balance, группа Мит Лоуфа и Skull) и Брюса Булье (экс-Racer X и The Scream). И, как минмум, восьмой по сквозному счету трибьют, созданный не только усилиями этой продюсерской команды, но и трудами музыкантов высшей рок-лиги.
Уже неоднократно декларировалось, что Боб и Брюс - единственные, за исключением шефов фирм Shrapnel Records и Magna Carta Майка Вэрни и Питера Мортичелли, западные продюсеры, чей подход к трибьютным альбомам отличает истинно японский подход. Говоря короче - великие произведения не менее великих команд записываются не безвестными группами с занимательными именами вроде Electric Frankenstein или Lisa Gives Head и даже не только молодыми звездами стиля, а и артистами, являющимися современниками тех групп и музыкантов, в чью честь и создается CD трибьютного жанра. Да и кто скажет, что ветеранов, исполняющих композиции других ветеранов, слушать менее интересно, нежели звукоизвержения пусть талантливой, но безвестной молодежи.
Не будем скрывать, что «One Way Street…» получился посильнее своего предшественника «Tribute To Aerosmith - Not The Same Old Song And Dance» (1999). Во-первых, здесь имеются номера, являющиеся авторскими трактовками Aero-классики: Дуг Пинник (King’s X) со свойственной ему скромностью превращает собственно «One Way Street» в полуэстрадный вечерний шаффл, а Бобби Кимбалл (Toto) в компании, помимо прочих, барабанщика Тони Томпсона (экс-The Power Station и Crown Of Thorns) тоже добавляет отнюдь не гомеопатическую дозу здоровой эстрадности в «What It Takes». Из необычных моментов альбома стоит отметить еще и бывшего фронтмена Great White Джека Рассела, неожиданно низко (для себя, наверное, тоже) спевшего «Eat The Rich». И сомневаться в компетенции сборника в целом - увольте! Только те 20 имен, что вынесены на лицевую сторону буклета, читаются как «who’s who in today’s hard rock and heavy metal» - такие люди работать непрофессионально просто не умеют, да и модных новаций в рок-стандартах XX века от них не дождешься. Только все равно непонятно, какие еще нужны превосходные степени, чтобы оценить работу сборной команды рок-звезд в кавер-версиях «Cryin’» (ее спел Джефф Скотт Сото, экс-Yngwie J. Malmsteen’s Rising Force, Talisman и Humanimal), «Kings And Queens» (сам Гленн Хьюз), «Angel» (Робин МакОули, Elements Of Friction, экс-McAuley Schenker Group и Far Corporation) и, в особенности, отчего-то не самой популярной «Let The Music Do The Talking» (Джо Линн Тернер, экс-Fandango, Rainbow, Yngwie J. Malmsteen’s Rising Force и Deep Purple). Настоящие сокровища, да и только! А «One Way Street…» в таком случае - это ларчик с сокровищами.

рецензии для PL, cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up