«Легионер» ‘2002, CD-рецензии: Racer X, Arjen Anthony Lucassen’s Star One, Symphony X...

Sep 03, 2013 00:54




RACER X
Snowball Of Doom: Live At The Whisky
Shrapnel Records SH 1155 2
13 tracks = 51’45”
Супергруппа Racer X была и остается любимым детищем президента «фабрики гитарных талантов», калифорнийского независимого лейбла Shrapnel Records Майка Вэрни. Ведь Racer X стали первым проектом, сконструированным лично Майклом в качестве полигона для совершенствования талантов никому еще не известного 18-летнего гитарного дарования по имени Пол Гильберт и первоклассного вокалиста Джеффа Мартина (экс-Surgical Steel). Дебют «Street Lethal» (1986), записанный в компании студийного басиста-виртуоза Джона Элдерета и барабанщика Харри Гшоссера, потряс все основы тогдашней хэви-сцены и был немедленно объявлен «живой классикой»: он оказался первым, сверхмелодичным и совершенно безупречным образчиком того, что впоследствии получило имя «классического американского пауэр-метала». Сами же Пол и Джефф предпочитали называть свой стиль «техно-металом», исходя из исполнительских возможностей группы. Технократическая составляющая была еще более усилена в том же году выпуском LP «Second Heat», записанном уже с новым барабанщиком Скоттом Трэвисом и вторым гитаристом Брюсом Булье. Казалось, что у Racer X на руках имеются все козыри, благодаря которым квинтет мог бы стать в кратчайший срок лучшей хэви-группой мира. Увы, этого не произошло: отсутствие должного менеджмента и понятные амбиции музыкантов привели к тому, что набравшиеся опыта «дети Майка Вэрни» улетели из родного гнезда в далеко не худших направлениях: Пол Гильберт стал первым парнем на деревне в составе коммерческой супергруппы Mr. Big, параллельно обустроив неплохую сольную карьеру; Скотт Трэвис засел за барабаны в Judas Priest и Fight; Джеффа Мартина также потянуло в сторону ударной установки таких разнородных групп, как Badlands, Blindside Blues Band, Black Symphony, UFO и Michael Schenker Group; а Джон Элдерет и Брюс Булье создали экспериментальный глэм-состав The Scream. Цементация легенды была завершена выпуском двухчастного концертника «Exterme Volume - Live» (1988) / «Live Exterme Volume II» (1990), и казалось, имя Racer X стало окончательно принадлежать проклепанным 80-м.
Тем не менее, после разрыва с Mr. Big почти три года назад Пол Гильберт совершенно справедливо решил, что его битлообразные сольники не отражают уровня собственного мастерства, и решение о реформации RX в компании Джеффа, Джона и Скотта - сначала как чисто студийного проекта - не заставило себя ждать. Два превосходных вневременных CD «Technical Difficultes» (2000) и «Superheroes» (2001) положили конец всем дискуссиям на тему «какая же группа наиболее достоверно передает рок-дух 80-х», а потому было очевидно, что общение в плотном контакте с публикой - дело недалекого будущего, хотя и весьма затрудненное несовпадением рабочих графиков 3/4 квартета. И, наконец, 25 мая прошлого года Racer X вышли на сцену легендарного голливудского клуба The Whisky A Go Go, дабы сыграть свой первый за 13 (!) лет концерт, оказавшийся запечатленным ныне на обозреваемом CD.
Совершенно очевидно, что за годы своего совместного отсутствия на сцене музыканты Racer X ничего не забыли - так и подмывает назвать «Snowball Of Doom…» академическим концертным хэви-альбомом. Все инструментальные партии исполняются с невероятной точностью и безо всякой звуковой грязи - и это даже при том, что даже на слух ощущается, сколь велик набор гитарных эффектов в стойке у Пола. Возможно, что местами этим номерам несколько не хватает мощной поддержки второй гитары - все-таки инструмент ветерана аккомпанирующего сольного состава Пола и группы The Szuters Майка Сатера здесь не очень-то заметен, однако степень инструментального превосходства группы над конкурентами по-прежнему очевидна. Голос Джеффа также не подвержен влиянию времени, а уж перенесенную на CD энергетику выступления невозможно и описать - разве что только искры не сыплются из колонок. Да и подбор материала безупречен - по паре номеров с «Street Lethal» и «Second Heat», пять - с «Technical Difficultes» и четыре с «Superheroes», причем пьесы полубалладного толка полностью отсутствуют. Жестко, быстро и виртуозно - таким и должен быть настоящий рок-концерт. А то, что размеры аудитории невелики - не так уж и страшно. В конце концов этот факт никак не помешал Racer X пару месяцев назад провести весьма успешное турне по Японии - вообще первый тур группы за ее более чем 16-летнюю историю. Говоря кратко, «Snowball Of Doom…» даже не надо бороться за звание концертной классики в жанре хард-н-хэви - он является ею благодаря одному только факту своего выхода в свет.

ARJEN ANTHONY LUCASSEN’S STAR ONE
Space Metal (2 CD DigiBook / Ltd.)
Inside Out Music IOMLTDCD 099 / SPV 089-65040 DCD
10 + 7 tracks = 55’49” + 40’55”
Плох тот рок-музыкант, который совершенно не помнит родства и совершенно искренне считает, что он - сам себе голова, а великое творческое наследие его предшественников никак не нуждается в авторском переосмыслении. По счастью, голландский композитор, мультиинструменталист и продюсер Арьен Энтони Лукассен, поднявшийся к мировой славе с монументальным прогрессив-роковым проектом Ayreon, совершенно не таков. И раньше-то Арьен обожал расписываться в любви к своим кумирам и их творчеству - как то The Beatles (сольный альбом 1994 года «Pools Of Sorrow - Waves Of Joy», выпущенный под псевдонимом Anthony), само собой, Pink Floyd (обруганный многими за «чрезмерную мягкость» шедевр Ayreon «Universal Migrator Part 1: The Dream Sequencer», 2000), электронно-симфонические проекты начала 80-х (единственный прошлогодний CD проекта Ambeon «Fate Of A Dreamer»), а то и крайне оригинально понимаемый электропоп едва ли не Duran Duran той же эпохи (альбом Ayreon «Actual Fantasy», 1996). Теперь Арьен решил, что он вполне созрел для признания в любви к классическому британскому хард-року и арт-психоделике 70-х.
По отдающему хитрецой утвержданию самого идеолога проекта, название «Star One» было выбрано для того, чтобы дистанционироваться на обозреваемом альбоме от проекта Ayreon и вообще зарезервировать новую территорию для хэви-металлических работ. Да никак Арьен думает, что он всех обманул? А зачем же тогда помещать в буклет CD собственный комментарий о том, что все песни данного альбома написаны под впечатлением фильмов, действие которых происходит целиком и полностью в космосе? Впрочем, пищальная аналоговая интродукция «Lift-Off», исполненная лично Арьеном на антикварных клавишных инструментах вроде меллотрона и струнного синтезатора Solina мигом объясняет любому слушателю, что игра в 70-е начнется вот-вот!
И она действительно начинается с первыми же громовыми гитарно-клавишными риффами пьесы «Set Your Controls», вызывающими совершенно прямолинейные и нескрываемые автором аналогии с классическими структурами из «Highway Star» и «Burn» Deep Purple. Из инструментария Арьена на «Space Metal» перекочевали только характернейшие тяжеленные ритм-гитары - кто бы мог подумать, что любимым инструментом маниакального гитариста теперь окажется классический орган Hammond! Лучше сразу внести ясность, и заявить прямо: да, «Space Metal» - это прогрессив-метал. Только не современный, а сугубо архаичный, будто бы сыгранный 25-30 лет назад, но при этом записанный на таком звуке, каковой в ту эпоху был абсолютно непредставим. Игре по правилам подчинена и манера продюсирования звука ударных сверхпрофессионала Эда Варби (кажется, что барабаны здесь записал молодой Кози Пауэлл) и, само собой, псевдоаналоговых клавишных соло знатных гостей - Йенса Йоханссона (Stratovarius) и незаменимого Эрика Норландера (Rocket Scientists). За пределами такой игры в прошлое на альбоме остались лишь откровенно прог-металлические номера «Master Of Darkness» и «Sandrider» в духе CD Ayreon «Universal Migrator Part 2: Flight Of The Migrator» (2000), записанные опять же с «аналоговым» звуком, да мрачноватая мини-прог-опера «Starchild». Термин «опера» упомянут не случайно - каждую пьесу CD можно назвать оперой, ибо в их исполнении задействованы трое характернейших певцов - «Сэр» Рассел Аллен (Symphony X), Дэмиан Уильсон (экс-Landmarq и Threshold) и Дэн Свано (Nightingale, экс-Edge Of Sanity и Unicorn) - и одна певица - Флор Янсен (After Forever).
Но и на этом сюрпризы не кончаются: первый тираж альбома комплектуется превосходным бонус-CD, который просто необходимо иметь в коллекции хотя бы из-за наличия на нем почти 10-минутного попурри «Hawkwind Medley», составленного из фрагментов девяти классических пьес от «Master Of The Universe» до «Lost Chronicles» легендарных британских психоделических крестоносцев Hawkwind, причем партии ведущего вокала в этом ураганном номере исполнены самим бессменным лидером Hawkwind Дэйвом Броком. И еще пара сюрпризов в добавление к привычным по первому CD двойника номерам - во-первых, кавер-версия Дэвида Боуи «Space Oddity», являющаяся воистину сольным номером Арьена и представленная им в такой психоделической аранжировке, что и родной отец (Д. Боуи) ее бы не узнал. И логически замыкающая альбом скрытая акустическая пьеса (трек №7), по которой совершенно очевидно, что Арьен призывает слушателя не относиться слишком уж серьезно к своему очередному монументальному творению. Впрочем, «Space Metal» и предназначен всем, для кого 70-е - не только труднодобываемые альбомы Deep Purple, но и не менее труднодобываемые книги авторства Аркадия и Бориса Стругацких.

SYMPHONY X
V - The New Mythology Suite
Metal Blade 3984-14344-2
13 tracks = 62’46”
Все работы нью-джерсийского прогрессив-металлического квинтета Symphony X, созданного гитаристом-виртуозом Майклом Ромео (экс-Gemini) по просьбе японского лейбла Zero Corporation после сумасшедшего успеха на Дальнем Востоке его первого и единственного инструментального сольника «The Dark Chapter» (1994), похожи друг на друга если и не как две капли воды, то хотя бы два гриба, выросшие под одним деревом. В этой ситуации весьма и весьма удивительно, что материал группы, неизменно создаваемый Майклом в компании сверхэмоционального певца «Сэра» Рассела Аллена и коллеги еще со времен «The Dark Chapter», клавишника Майкла Пинеллы, продолжает оставаться завидно разнообразным в пределах каждого отдельно взятого CD группы и не утомлять после первого же прослушивания. Конечно, пятый и на сегодняшний день последний студийный альбом Symphony X - это умная моделька, собранная из роскошного и недешевого музыкального конструктора, в непременном наборе которого - гитарные аранжировки и неоклассические соло Ингви Мальмстина, Тони МакАльпайна и Джо Таффоллы из конца 80-х, ясные вокальные мелодии, весьма своеобразные гармонии, сочетающие ориенталистскую пентатонику с вальсоподобными ходами (особенно очевидными в «Evolution (The Grand Design)», «Fallen» и «Egypt»), да обильные клавишные партии в духе классических Queen. Этот очередной саундтрек к несуществующей высокобюджетной театрально-оперной постановке сразу по всем произведениям Эдгара Аллана По вновь подкупает редкостной верой музыкантов свое дело, которая слышна в каждом аккорде и откровенной общедоступностью материала, но при этом безо всяких компромиссов с так называемыми «массовыми вкусами». Особенно хороша здесь в смысле стилистической показательности полубарочная среднетемповая пьеса «Communion And The Oracle». Однако нельзя сказать, что м-р Ромео и его коллеги так и зациклились на творчестве Ингви Мальмстина и Queen, с которым чаще всего и сравнивают собственные творения Symphony X - ведь почти половина материала этого CD имеет немалое сходство с композициями неявных европейских последователей Dream Theater, вроде британцев Threshold или голландцев Exises. Главные же сюрпизы для слушаетля, наслушавшегося всяческой словесной мути о сугубой вторичности нью-джерсийцев относительно современных представителей жанра, явлены здесь в 14-минутном двухчастном трагическом и динамичном то ли эпике, то ли и впрямь мини-опере «Rediscovery (Segue) / Rediscovery (Part II) - The New Mythology», написанном на основе классического хард-рокового риффа из пьесы UFO «Love To Love» и мелодий и протяженных псевдоаналоговых клавишных соло из арсенала соотечественников Kansas периода золотых 70-х. Хард-роковая традиция - великое дело, если с ней работает музыкант, не склонный все время оглядываться назад.

VITAL INFORMATION
Show ‘Em Where You Live
Tone Center TC 4022 2
17 tracks = 72’03”
Инструментальный суперсостав Vital Information, формальным лидером которго является ас-барабанщик Стив Смит (также Journey; экс-Montrose) на протяжении вот уже двух десятилетий остается одним из ярчайших «звездных скоплений» заокеанского фьюжн-небосвода. Неудивительно - ныне вместе со Стивом работают такие величины, как совершенно не нуждающиеся в представлении гитарист Фрэнк Гэмбэйл и бас-гитарист Бэрон Браун, а также клавишник Том Костер, сделавший себе имя еще игрой в классических составах группы Santana в середине-конце 70-х. Кстати, именно Тому принадлежит целый ряд инструментальных хитов Santana, в том числе известный всем слушателям родного «Радио «Маяк» замечательнейший номер «Moonflower».
Совершенно очевидно, что инструментально-композиторский формат Vital Information ориентирован не на предназначенные для широкой публики, пусть и инструментальные хиты, а на предельно закрученные пьесы, ориентированные скорее на студентов учебных заведений вроде Guitar Institute Of Technology (GIT). Сложнейшие ритмические структуры связки Стива и Бэрона, весьма привольная и выдвинутая на передний план бас-гитара, отчетливые фанк-аранжировки и настырный звук клавишных Тома, в том числе малотипичного для фьюжна органа Hammond B-3 - вот основные составляющие этого весьма пряного и кружащего голову даже опытного музыкального гурмана коктейля. Несмотря на то, что большая часть материала формально отсылает своими настырными джаз-фанковыми ритмическими рисунками в 70-е, поп-составляющая альбома оказалось сконцентрирована в основном в двух пьесах («Mr. T.C.» и «Shagadelic Boogaloo») авторства именно Тома Костера - в них откровенно доминируют искрометные клавишные их автора. Во второй же из них мы можем услышать интересные эксперименты Фрэнка - его гитара звучит здесь практически как саксофон! Звания же поп-эксперимента в рамках продвинутого фьюжна вполне заслуживают несколько «вечерний» поп-фанковый номер «Cat And Mouse» (слушая каковой, вспоминаешь все свои курортные романы под во-о-от такой Луной и пальмами без кадок) и куда как более шустрый «The Blackhawk». Венчают же всю эту пирамиду изысканного материала эксперименты неутомимой четверки с гитарной психоделикой, наложенной на блюзовую основу в посвящении Джими Хендриксу «The Fire Still Burns (For Jimi)» и на привычный фанк-фьюжн в «Cranial #6 Mata Hari». Безупречный полуимпровизационный фьюжн-альбом, которому, однако же, не помешало бы несколько большей прямоты в выстроенности инструментальных партий. А, с другой стороны, кто сказал, что импровизация инструменталистов такого класса - это скучно и ненужно?

рецензии для PL, cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up