Три рецензии для журнала «PLAY» (2002): Gorillaz, Timo Maas и Rhapsody

Apr 30, 2013 02:16

Вот теперь - точно последние из архива «PLAY»!


GORILLAZ
The G-Sides
Virgin
>> (2/5)
Никто, в том числе и автор этих строк, не будет спорить с утверждением, что дебют полувиртуального суперпроекта Gorillaz - одно из самых ярких явлений в мире модного, как бы это сказать поточнее… пост-рока прошлого года. А с другой стороны, даже и не меломану отлично известно, что шутка, пусть даже очень хорошая, почти никогда не удается дважды. Во всяком случае, для аудитории того же размера.
Искренне жаль тех гипотетических покупателей «The G-Sides», которые, безусловно, что-то слышали о Gorillaz, но, живя в убеждении, что для знакомства с творчеством любого музыкального коллектива или проекта необходим именно его наиновейший продукт, приобретут обозреваемый CD, к тому же изданный в полновесной CD-коробке, а никак не в коллекционном слипкейзе. Бедняги, чего доброго, решат, что над ними издеваются! Собственно, так оно и есть на самом деле, да только на полноразмерном дебюте эдакий постмодернистский подход затушеван его длиной и концептуальной расстановкой материала. Вот здесь-то мы и подходим к самому главному - «The G-Sides» является в чистом виде пост-альбомным коллекционным синглом, но раздутым до размеров нормального CD. Наверное, мало кто будет спорить, что продукты подобного рода в первую очередь предназначены именно либо для ярых поклонников артиста, либо для дотошных музкритиков, которым охота услышать весь материал своих кумиров или нашумевшего проекта. Вот только широкая публика не относится к этим двум категориям… Таким образом очевидная маркетинговая ошибка приводит к тому, что отношение к «The G-Sides» будет, мягко говоря, весьма неоднозначным даже у изначально благожелательно настроенных мэйнстримных обозревателей - в России, впрочем, все равно отсутствующих как класс. А ведь материал не то что хорош - он просто замечателен. Из «звуковых отходов», особенно хочется выделить зверское издевательство над гангста-рэпом в облике «The Sounder» и не более добрую пародию на одновременно гранж, трип-хоп и Easy Listening - «Left Hand Suzuki Method». О качестве продюсирования и изобретательности музыкантов в роли аранжировщиков распространяться не будем - нет даже и среди широкой публики тех, кто не слышал прошлогодний опус Gorillaz, прочим же «The G-Sides» все едино не рекомендуется. Да, редко попадается в наше время такой CD, материал которого тянет на «отлично», а вот методы его реализации - они, извините, заслуживают «кола».

TIMO MAAS
Loud
Kinetic
>> (2/5)
Несмотря на то, что весь блеск и новизна электронной музыки так и остались в начале 90-х, до сих пор отчего-то считается, что всякий совершенно ординарный альбом очередного «электронного вундеркинда» должен вызывать восторг и у публики, находящейся за пределами стен рекламного отдела той или иной фирмы грамзаписи. Требования восторга, похоже, вызваны еще и тем, что электронно-танцевальная (извиняюсь, клубная) электроника с танцевальным оттенком стала общим местом современной сцены. Да и записывать ее при помощи хороших сэмплера и компьютера - удовольствие одно. К тому же простое.
И вот результат - действительно талантливый композитор и аранжировщик Тимо Маас попадает в ловушку собственных боссов, явно подступающих к артисту с речами вроде: «А выдай-ка ты нам чего-нибудь эдакого!» Какого «эдакого» - не объясняют. И рожденный между молотом фирмы и наковальней массового спроса продукт оказывается настолько, скажем, разнопланов, что для его адекватного описания подходят лишь термины «куча мала» и «как бы». Как бы брейк-бит, как бы Drum’n’Bass, как бы смесь диско и электро… Так и слышишь, что Тимо, явно зажатый в тиски «коммерчески обоснованного эксперимента», явно сдерживает себя - и вместо полнокровного духа аранжировочного поиска, присущего всякому действительно интересному альбому подобной модно-электронной стилистики, впадает в тотальную невнятицу. Понятно, что фьюжн-тембр аутентичного электропиано из 70-х популярен ныне среди модных деятелей, но зачем же совокуплять его с престранной аранжировкой в духе «Drum’n’Bass минус Drum» - то есть, говоря общедоступно, с тупейшим басовым сэмплом. И это при том, что начинается «Loud» за здравие - открывающий CD трек «Help Me» приведет в неподдельный восторг всех апологетов современного лаунжа, да и мягчайший Drum’n’Bass в сочетании с уже упомянутым электропиано в «Manga» совсем неплох. Дальше же материал как-то неожиданно тупеет, и остается только задавать себе вопрос: что же такое «Loud» - издевательство Тимо над публикой, или некое важное для него художественное заявление? Ответа нет, ибо неясно, зачем запихивать на один альбом номер «To Get Down», являющийся прямо-таки трибьютом «биомеханическим» ремиксам чего-нибудь хэви-металлического от Трента Резнора (Nine Inch Nails) начала - середины 90-х и модные как бы издевательства над электронным диско «That’s How I’ve Been Dancin’» и «Old Skool Vibes». Но задача выполнена - продукт продан, слушатель запутан, фирма получила деньги. Похоже, что третий пункт этого списка - здесь самый важный.

RHAPSODY
Rain Of A Thousand Flames (Mini CD)
Limb Music Products / SPV LMP 0110-036 CD / Союз
>>> (3/5)
Лидеру итальянской симфометаллической сенсации Rhapsody, композитору и гитаристу Луке Турилли постоянно приходится отбиваться от критиков, называющих его творчество как в рамках квинтета, так и соло, то смехотворным, то тошнотворным. И ничего-то мол Лука не вносит в музыку своего, и обложки альбомов напоминают какие-то комиксы про эльфов, и все могучие протяженные псевдосимфонические его авторства пьесы - сплошной китч. Тогда разумно задать вопрос - а не было ли творчество предшественников Rhapsody от Deep Purple и Uriah Heep до Helloween и Stratovarius таким же китчем с точки зрения критиков былых времен?
И надо честно признать, что материал Rhapsody после первого европейского турне претерпел значительную эволюцию - «Rain Of A Thousand Flames», как и его полноразмерный предшественник «Dawn Of Victory» (2000) куда как больше похож по своему инструментарию и аранжировкам на настоящую рок-группу, нежели ее первые два альбома «Legendary Tales» (1997) и «Symphony Of The Enchanted Lands» (1998). Бал теперь правят не напыщенные хоры, но жесткая гитара Луки, точные и достаточно старообразные соло клавишника Алекса Страполи, да и Фабио Лионе поет теперь как вокалист классической хард-роковой школы, а не занимается демонстрацией своей почти оперной техники. Но можете ли вы представить неконцептуальный альбом Rhapsody, пусть даже «промежуточного» формата миньона на 42 минуты? Четыре последних трека CD - это тетралогия «Rhymes Of A Tragic Poem - The Gothic Saga», в последней части которой «The Wizard’s Last Rhymes» Лука доходит до цитации темы симфонии чешского классика Антонина Дворжака «Из Нового Света» (1893). Зато интерлюдия «Elnor’s Magic Valley» являет собой почти аутентичный щотландский фолк-номер, а при написании сумрачной полубаллады «The Poem's Evil Page» Лука и Алекс явно вдохновлялись современным творчеством коллег из Royal Hunt.
Можно упоенно продолжать ругать Rhapsody, однако в жизни всегда есть место сказке, и кто-то должен сочинять песни о сказочных героях, отправляющихся за изумрудным мечом в страну эльфов, где по небу порхают драконы. И лучше всего, если это будет Лука Турилли - музыкант, давший миру представление о том, что такое итальянская рок-музыка и умеющий сочинять такие героические саундтреки к вымышленным фэнтэзи-фильмам. Зря, что ли, сам Лука называет свою музыку «симфонический голливудский металл»?

play, cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up