Концертные хроники: 1979-1981

Apr 05, 2010 02:01

Далее:
Продолжение №1 (январь - май 1982).
Продолжение №2 (июль - ноябрь 1982).
Продолжение №3 (январь - июнь 1983).
Продолжение №4 (август - декабрь 1983).
Продолжение №5 (январь - июнь 1984).
Продолжение №6 (июль - сентябрь 1984).
Окончание (октябрь - декабрь 1984).
Концерты иностранных артистов (осень 1981 - апрель 1987).

В процессе разбора бумажного архива в нем была обнаружена одна из заветных тетрадок, в коей оказались мои заметки о концертах - почему-то исключительно отечественных исполнителей - которые я посещал с 1981 по 1984 год. Я напряг свою память, дополнил список еще четырьмя концертами (№№1, 2, 8 и 9 в общем списке) - и обнаружил, что за неполных шесть лет я сходил на концерты 120 раз. 120 - это с учетом иностранных исполнителей, которые будут вынесены в отдельный список.

Много это или мало? И зачем я выкладываю этот список в LiveJournal?

Я хочу донести до читателей тот простой и кажущийся многим нынче диким факт, что и до открытия помоечных шлюзов «русского рока» в Москве существовала, пусть и под чудовищным большевистским цензурным давлением, вполне легальная рок-жизнь - и какая! Тот факт, что за три тогдашних рубля можно было сходить на концерт группы такого уровня, как «Автограф», просто не укладывается сейчас в моей голове. И, как ни странно, в те времена я ухитрялся сводить знакомство с музыкантами и техниками групп и ходить в результате на их концерты бесплатно, а то и записывать концерты с пульта (за подносимую бутылку коньяка стоимостью 10 тогдашних руб.). Удивительно, насколько тогда легко было проникнуть в рок-н-ролльные профессиональные круги.

А еще я хочу заметить, что становление настоящего рок-журналиста просто невозможна без подобной концертной практики в соответствующем возрасте. Не был рок-поклонником «из зала» в 18-20 лет - значит, и хорошим рок-журналистом не будешь. Просто удивительно, что в 2010 году эту истину, очевидную для профессионалов пера из большого мира, мне приходится повторять раз за разом.

Итак, на дворе - самое начало жаркого лета 1979 года, на моем магнитофоне - записи Uriah Heep, Pink Floyd и Rush, а по Москве развешаны афиши, сулящие концерты «Молодые - молодым» с участием «Веселых ребят» и Александра Градского и группы «Скоморохи».

1. Александр Градский и группа «Скоморохи» / «Веселые ребята» (последние числа мая или первые числа июня 1979 г., МСА «Лужники»)
На первый в своей жизни рок-концерт, имевший дикое название «Молодые - молодым», я ходил со своими школьными приятелями Серегой Барковым и Юркой Мичуриным; они же - клавишник и поющий басист нашей школьной рок-группы. Александр Борисович, вестимо, выступал на разогреве у «Веселых ребят», а с ним играли басист Юрий Иванов и удививший своей буйной волосатостью и лихим обхождением с инструментами барабанщик Владимир Васильков. Градский, как помнится, играл на черном (?) Gibson SG. Запомнились реплики Градского в зал: «Рок-н-ролл хотите?», несколько раз, со всё нараставшей интонацией и угрозой «уйти со сцены». Раз на четвертый откуда-то с задней трибуны донеслось одинокое вялое «Дааа…». Рок-н-ролл (кавер-версия чего-то из The Beatles? - точнее не помню) был-таки сыгран. В антракте нам не продали пива (по малолетству), а вернувшись в зал, мы обнаружили, что половина аппаратуры (PA) со сцены убрана! В результате «Веселые ребята» звучали, мягко говоря, фигово, и где-то на третьей их песне мы покинули культурно-массовое мероприятие в направлении дома.

2. «Машина времени» (4 или 5 ноября 1979 г., какой-то кинотеатр или ДК в Мытищах)
Рискованное хождение за 4 руб. с носа на один из последних подпольных концертов «Машины», оказавшийся заодно одним из первых ее выступлений в новом на тот момент составе (Макаревич - Кутиков - Подгородецкий - Ефремов). Больше всего запомнилось количество и качество звучания аппарата на сцене - его было многовато для такого зала (уши-то подсели!), а также фирменные тряпки, в кои были облачены музыканты. Особенно поразили белые джинсы у А.В. Макаревича. Группа играла только новые песни - как я понимаю, ту программу, что она представляла позже на «Тбилиси-80», и потому народ был недоволен: «Макар, «Марионеток» давай! «Телегу» давай!» Макар требуемых песен не давал. На обратном пути к платформе слегка огребли от местных. Как оказалось, это был первый и последний концерт «Машины времени» в жизни, на коем мне довелось присутствовать.
P.S. '2012: Второй раз в жизни концерт «Машины» я посетил 1 сентября 2012 года - это был фестиваль «Герои русского рока» в Парке Горького.

3. «Аракс» (29 мая 1981 г., МСА «Лужники»)
Как скажут американцы, it’s where the train starts rolling. На концерт я пошел по сильному наущению вышеупомянутого Сереги Баркова, хотя и у самого интерес был - как-никак публикации по поводу несомненных качеств грядущего, но так и не вышедшего альбома «Колокол тревоги» интриговали. И это был первый концерт в жизни, на котором я сидел, буквально открывши рот от восторга. Я услышал тот звук и ощутил ту энергетику, каковая была свойственна западным концертным записям, кои к тому моменту дошли до моих ушей. Начиналась программа с «Мира снов», здорово утяжеленного по сравнению со студийной версией - и эта песня «Аракса» стала для меня моментом откровения. И плюс ко всему - отличная техника исполнения: достаточно вспомнить уровень гитариста Тимура Мардалейшвили и барабанщика Анатолия Абрамова. Именно на этом концерте я уверовал, что концертная энергетика и техника исполнения для настоящей рок-группы - это всё. В каковом мнении пребываю и по сей день.

4. «Интеграл» (3 августа 1981 г., ЛФК ЦСКА)
5. «Интеграл» (5 августа 1981 г., ЛФК ЦСКА)
Об «Интеграле» помнили как об одном из лауреатов «Тбилиси-80», потому я не смог отказать себе в походе на концерт, хотя и был не в лучшем расположении духа (сверхудачно, гм, сдал летнюю сессию на 1-м курсе и остался без стипендии - кстати, единственный раз за весь институт). «Интеграл» играл мешанину из эстрады, дурно интерпретированного фолка, и какого-то «около-хард-прогрессива». К последней категории относился бесконечный (и бестолковый) инструментал «Сход лавины в горах» с героическим соло сразу двух барабанщиков. В составе на тот момент фигурировали Юрий Лоза (с Gibson SG темного натурального цвета и в джинсовой жилетке с белой веревочной «лапшой»), с надрывом певший сильно вставивший блюз про то, как черных негров обижают (якобы кавер-версию Чеслава Немена), уже очень лысый клавишник Игорь Сандлер и сильно легендарный на тот момент гитарист и певец Юрий Ильченко, радовавший знатными запилами на Gibson Les Paul расцветки Sunburst и кожаными штанами. К несчастью, сам Бари Алибасов (худрук «Интеграла», если кто не помнит) выходил к микрофону несколько чаще, чем того хотелось бы…

6. «Аракс» (2 октября 1981 г., ЛФК ЦСКА)
Вообще-то мы собрались идти всей компанией на этот концерт ровно на неделю раньше - 25 сентября. Приезжаем - а на дверях крупно написано, что, мол, «по причине болезни артиста выступление группы «Аракс» отменено». Понятно, какая там была болезнь в виде происков контролёров от Минкульта РСФСР. При этом, заметьте, прочая эстрадная шваль (как бы «разогрев») и в тот вечер «радовала» собравшихся. Сдали билеты и не солоно хлебавши поехали домой. Потом узнаем, что через неделю концерт всё же состоится - и с Андреем Поповым, взявши с собой магнитофон «Электроника-302», едем на него. Едем как умные - сразу на второе отделение, чтобы только «Аракс» слушать (и записывать). Оторвались по полной! Группа была в отличной форме, и хотя «Мир снов» и кавер-версию «Burn» в Москве они в то время уже не играли, радости не было предела. Энергетика у группы опять же была офигенная - просто образец выступления народных любимцев, если это определение применимо к «Араксу»-1981.
Больше я на концертах «Аракса» в жизни не был - группу разогнали весной 1982-го, их менеджер Валерий Андреев угодил в тюрьму под следствие на два года (финансовые махинации, как же!). После этого Тимур Мардалейшвили и Анатолий Абрамов ушли - очень ненадолго - к Стасу Намину, а последующие и так же филармонические реинкарнации «Аракса» («Феникс», «Глобус» и «Ветер») преследовались большевиками столь люто, как никаким героям «русского рока» и не снилось.

7. «Автограф» (17 октября 1981 г., ДК газонефтезавода в Капотне)
И вот я наконец-то собрался на концерт «Автографа», каковой слышал в виде понятно каких трех пьес («Пристегните ремни безопасности», «Ирландия. Ольстер» и «Блюз «Каприз») на Radio Moscow World Service еще летом 1980-го. Интересно, что я мог попасть на них еще в свой день рождения (27 марта) того же 1980-го - они тогда играли в ДК НПО «Стеклопластик» в Андреевке (каковая тогда казалась дикими выселками). Но увы, в тот момент я поехал с рядом одноклассников и одношкольников в Таллин. Затем я мог бы попасть на их концерт в вышеупомянутый ЛФК ЦСКА в июне-июле 1981-го, но, как говорилось выше, я сверхудачно сдал сессию и испортил себе настроение. И вот темным-темным вечером мы с Андреем Поповым, вооружившись магнитофоном «Электроника-302», отправились на концерт загадочной группы. Доехали мы до Капотни еле-еле: мы ухитрились ехать туда автобусом с «Варшавской» (или еще с какой-то почти конечной тогда станции зеленой линии), и доехали ровно за 1 час! Короче говоря, мы попали в зал в конце первого куплета «турбореактивной» первой части «Марсианских хроник» («Часть I - Начало экспедиции»). Тем, кто знает, не надо объяснять, что моя нижняя челюсть мигом оказалась где-то на уровне колена. Подобного шока я больше в жизни на концертах не испытывал и уж наверняка не испытаю…
Объясню, в чем дело. Я к тому моменту привык, что группы, играющие прог-рок, не отличаются тяжелым и металлизированным, как сказали бы сейчас звучанием - таковы были почитаемые мной Yes, Genesis и Kansas. Rush я тогда за прогрессив отчего-то не считал. А тут, понимаете ли, мне играют именно непростую музыку, и притом играют ее на удивление энергично и агрессивно! Да и музыканты, похоже, в тот вечер были в ударе - в 2005-м hassel рассказывал мне, что он впервые услышал «Автограф» на той же серии концертов в Капотне и группа произвела на него совершенно аналогичное впечатление.
В общем, как сказали бы в те годы, я сильно протащился. Прослушаны (и записаны с микрофона) были в полном виде следующие пьесы: «Марсианские хроники: Часть II - Возвращение» / «Пристегните ремни безопасности» / «Старинная баллада» / «Ирландия. Ольстер» / «Корабль».

8. «Мозаика» (осень 1981 г., клуб МИЭТ)
Первый мой поход на «самую известную неизвестную группу» Москвы, который почему-то в те времена не попал в мой список. «Мозаика» тогда умничала и играла программу, состоявшую в основном из мрачноватой, как тогда выражались, «рок-оперы» «Зеркала» (надеюсь, я не ошибся с названием) на стихи, что ли, советского поэта Семена Кирсанова, во время которой техники группы зажигали на сцене свечи, да и немало. Также концерт запомнился непривычно малым стечением народа - на нем было, как помнится, человек 300, не более, что для 750-местного клуба МИЭТ было маловато.

9. «Веселые ребята» (ноябрь или декабрь 1981 г., места совершенно не помню - какой-то ДК, и вовсе не на окраине)
По какой-то причине я тоже не включил этот концерт в свой тогдашний список (наверное, в ненависти к сильно официальной эстраде) - и ни дата, ни место проведения ни оказались зафиксированы. Почему же я вообще собрался на этот концерт - даже и не упомню… Или это Александр Козлов, будучи моим однокурсником, продал мне на него билеты? Нет, не помню всё равно… Происходил концерт в каком-то ДК с бархатным занавесом и глубокой сценой (да и не на окраине?), и я посещал его со своей однокурсницей Иркой Бубликовой. Состав у группы тогда был сильный, меня здорово порадовал, в частности, барабанщик Василий Изюмченко (экс-«Арсенал»), сваливший опосля в США и ничем там не прославившийся. Исполнительские данные музыкантов были куда лучше репертуара. Вспоминается «The Ides Of March» Iron Maiden, сыгранная один в один и приделанная в качестве интродукции к какой-то тошнотной среднетемповой военно-патриотической песне (с трубой) длиной минут в восемь да дикий надрыв, с которым Александр Буйнов пел кавер-версию «Belladonna» UFO.

Далее:
Продолжение №1 (январь - май 1982).
Продолжение №2 (июль - ноябрь 1982).
Продолжение №3 (январь - июнь 1983).
Продолжение №4 (август - декабрь 1983).
Продолжение №5 (январь - июнь 1984).
Продолжение №6 (июль - сентябрь 1984).
Окончание (октябрь - декабрь 1984).
Концерты иностранных артистов (осень 1981 - апрель 1987).

лично я, мемуаразм

Previous post Next post
Up