Рецензия на архивные цифровые альбомы Рустэма Султанова «Бессонница» и «Невмоготу»

Oct 17, 2024 03:45


РУСТЭМ СУЛТАНОВ
Бессонница (Digital Album)
© 1985 / 2024 Рустэм Султанов
12 tracks = 42'52"

РУСТЭМ СУЛТАНОВ
Невмоготу (Digital Album)
© 1986 / 2024 Рустэм Султанов
11 tracks = 37'40"



Универсальная ссылка на альбом Рустэма Султанова «Бессонница» для прослушивания на платформах и сервисах Яндекс.Музыка, Apple Music, VK музыка, Звук, МТС Музыка, Rutube, YouTube, Spotify и Deezer

Универсальная ссылка на альбом Рустэма Султанова «Невмоготу» для прослушивания на платформах и сервисах Яндекс.Музыка, Apple Music, VK музыка, Звук, МТС Музыка, Rutube, YouTube, Spotify и Deezer

ВСПОМИНАЯ О КОРНЯХ…

Небрежение к собственным песенным архивам - ужасный бич почти всех отечественных и сольных исполнителей, и поп- и рок-составов. Причём нет разницы, когда записан материал для этих архивов - буквально позавчера, или много лет назад, «в совсем другой стране и другой музыке». Но это утверждение теперь точно не относится к автору и исполнителю Рустэму Султанову, всегда бережно относившемуся и к тем песням, что пишутся здесь и сейчас, и к тем, что созданы и записаны в незапамятные, с точки зрения рядового слушателя, времена. Издание - или, если угодно, переиздание - архивных альбомов «Бессонница» (1985) и «Невмоготу» (1986) - естественный творческий шаг для такого серьёзного музыканта.

Хорошо известные по программам альбомов и синглов последних лет песенные номера авторства Рустэма Султанова всегда сообщают нам, что одной из основ музыкального мышления их автора является не просто вокальная мелодия, но мелодия, сопровождаемая аккомпанементом акустической гитары. Да что там, с первого же прослушивания можно понять, что эти песни и создавались изначально как пьесы для голоса и гитары, а занимательные инструментальные аранжировки и партии бэк-вокала лишь призваны усилить эмоциональное воздействие таких изначально простых номеров на слушателя. Но так, конечно, было не всегда - свою карьеру в грамзаписи Рустэм Султанов начинал почти 40 лет тому назад как чистый автор-исполнитель, или, применяя уже почти забытый отечественный термин, бывший в ходу с начала 60-х по конец 80-х - бард.

Исторически совсем неудивительно, что в середине 80-х наш герой обратился именно к формату, как тогда выражались, бард-рока. Не упоминая о проходившем мимо нас в те годы техническом прогрессе в области грамзаписи, отметим, что запись исполнителя с гитарой была в те годы распространённейшим явлением: такая студийная работа позволяла обойти идеологические препоны, связанные с «излишне громкой музыкой» и, что гораздо важнее сейчас, сохранить тогдашние авторские песни в аутентичном качестве и с тем настроением, которое закладывалось в них изначально. Хорошая песня всегда хороша, и в наши дни даже неважно, когда и с каким качеством она была записана когда-то: современный цифровой ремастеринг способен творить чудеса. Именно так обстоит дело с этими архивными альбомами Рустэма Султанова - их материал подвергнут ремастерингу по 24-битному процессу.

Но технические подробности рядовому слушателю не так уж и важны, хотя именно они сейчас позволяют ему слышать абсолютно все «новые старые» песни так, как будто они исполнены и записаны только что. Ведь, простите за банальность, целью издания архивного материала является донесение до слушателя того эмоционального состояния, в котором пребывал автор-исполнитель во время давней записи. И вот здесь оба альбома, «Бессонница» и «Невмоготу», способны удивить всякого, кто позабыл - а то и вовсе не знал - что же это такое, бард-рок, применительно к акустическому творчеству наших музыкантов середины 80-х.

Самое главное в этих альбомах - и что роднит тогдашнее творчество Рустэма Султанова с записями той же эпохи его коллег-конкурентов - это довольно сильный уход от постулатов творчества отечественных бардов 60-х и 70-х. Если патриархи стиля постоянно забывали об исполнительской технике, выразительной игре на гитаре, да и зачастую о эмоциональной вокальной подаче, подразумевая, что «слова скажут всё», то в 80-х для такого песенного материала изменилось многое. Прежде всего - Рустэм Султанов был, как слышно, отлично осведомлён, что происходит на зарубежной сцене у тамошних «поющих композиторов». И пусть кто-то морщится и говорит, что «а здесь же разрешённые стихи» - да, все тексты песен взяты либо у советских поэтов, либо у европейских классиков конца XIX - начала XX века в канонических переводах - музыка и весьма энергичная, либо глубоко лирическая подача автора-исполнителя не дают слушателю расслабляться почти ни на такт.

Для тех, кому интересна техническая история создания этих работ, будет небезынтересно узнать, что их запись велась на 9-струнной гитаре - такой набор струн был выбран именно для игры рок-песен на «акустике». Три верхних сдвоенных струны давали очень насыщенное звучание в среднем диапазоне, плюс здесь удавалось хорошо подчеркнуть звук басовых струн. Технически - всё совсем просто: на записи имелись только советские студийные микрофоны и простейший гитарный флэнжер. Эффект холла - естественный: запись велась в четырёхэтажном доме, в подъезд на первый этаж ставилась колонка а на верхнем этаже снимался звук. Результат - в некоторых песнях слышно щебетание домовых ласточек.

Результат этих трудов не пропал зря уже в конце 80-х: номера «Вдохновение» и «Невмоготу» в 1988 г. вошли в сборный альбом всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия» «Золотой камертон 2». А в 1987-1988 гг. Рустэм Султанов под эгидой музыкальной рубрики газеты «Комсомольская правда» «Клуб 33 1/3», как раз и бывшей вдохновителем конкурса «Золотой камертон», объехал с концертными выступлениями фактически весь СССР. Особым успехом на концертах пользовались пьесы «Бессонница», «Быль», «Прощание», «Невмоготу» и «Ночной экспресс», но кроме них можно и нужно отметить и такие номера, как «О! Тирза», «Одинокий костёр», «Вдохновение», а также «Узник», «Дьявольский совет сочинителям», «Молитва» и «Часы». Эти песни и сейчас не звучат никаким «нафталином» - хорошо и изобретательно исполненная толковая песня прекрасна всегда.

На обоих альбомах хорошо слышно, что песни для их автора - никакая не новинка: они исполнены с той страстью и энергией, которая выдаёт их уже довольно долгую к тому моменту концертную жизнь. Так что оба альбома - не поделия из серии «сочинил, пришёл в студию и записал»: перед нами - явно набор песен, прошедших тщательный отбор. Причём этот отбор осуществлял не только их автор, но и та публика, которая внимала этим песням на самодеятельных концертах Рустэма Султанова. И, если уж проводить параллели, то ну ум приходит не самый популярный у нас исполнитель - заслуженный и известный мастер тихих песен, англичанин Кэт Стивенс (Cat Stevens).

Казалось бы, зачем выпускать полностью акустические и столь просто аранжированные и исполненные альбомы, да ещё и архивные, в нашу эпоху, когда музыкальным миром во всех смыслах рулит технический прогресс? Но в том и дело, что настоящие песни никогда не начинаются с решения сугубо технических вопросов: никто и ничто не заменит живую душу исполнителя, то чувство, которое музыкант сперва доверяет акустической гитаре и микрофону, а потом уже, в записанном виде - нам с вами. Это - всегда уместное возвращение каждого конкретного артиста не только к собственным корням, но и к самой сути музыки и песен. И прекрасно, что Рустям Султанов сейчас издал свои архивные записи, то есть альбомы «Бессонница» и «Невмоготу». Подобный шаг для артиста всегда уместен и оправдан, а его поклонник и просто слушатель обретает редкую возможность заглянуть в творческую лабораторию музыканта, пусть и очень простую и скромную лабораторию.

cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up