Рецензия на цифровой альбом Олега Ковалёва “Ars Longa Vita Brevis” (2023)

Sep 26, 2024 02:29


ОЛЕГ КОВАЛЁВ
Ars Longa Vita Brevis (Digital Album)
© 2023 Олег Ковалёв
10 tracks = 40'21"



Универсальная ссылка на цифровой альбом Олега Ковалёва “Ars Longa Vita Brevis”
Цифровой альбом Олега Ковалёва “Ars Longa Vita Brevis” на iTunes / Apple Music
Слушать цифровой альбом Олега Ковалёва “Ars Longa Vita Brevis” на Яндекс.музыке
Слушать цифровой альбом Олега Ковалёва “Ars Longa Vita Brevis” на ВК-музыке

Люди, именующие себя «музыкальными обозревателями» обязаны знать, что поп- и рок-музыка развиваются в известном смысле по спирали, и поэтому нет никакого смысла, услышав материал, неожиданный по музыкальным решениям, сразу же громко возглашать нечто вроде: «вот оно, неслыханное!» Многие удивятся, что подобные процессы идут и на отечественной русскоязычной сцене, и отнюдь не всегда они имеют вид музыкально-текстовой петросяновщины при строгих сценических костюмах или привешивание коллективу в названии приставки «ВИА» (сиречь «вокально-инструментальный ансамбль» в честь сомнительно прекрасных 1970-х) и введение в состав как правило кривой и малооправданной в конкретном музыкальном формате духовой секции. Суть возрождения позитивного старого в новом - не во внешних атрибутах, но, как может показаться некоторым странным, в мелодике музыкального материала и его вокальной и инструментальной подаче.

Сила дебютного альбома московского композитора и вокалиста Олега Ковалёва заключается именно в том, что он смог совершить нечто одновременно почётное (для одних) и почти богохульственное для слишком многих других. Наиболее уместно отнести стилистику альбома “Ars Longa Vita Brevis” к мелодик-металу как облегчённому и в должную меру опопсованному пауэр-металлу европейской модели, причём на ум приходит не самая слабая параллель - интернациональный состав Place Vendome, в России более чем уважаемый и популярный, а также и самый поп-ориентированный материал не нуждающихся в представлении финнов Stratovarius.

Но не всё так просто. Мы не можем однозначно сказать, каков был замысел автора, но мелодик-метал в его подаче вызывает в памяти географически куда более близкие параллели, а именно как раз те самые ВИА полувековой давности, ухитрявшиеся приводить безнадёжные песни членов Союза композиторов СССР в довольно-таки слушабельный вид путём толковых аранжировок, которые были подслушаны у западных корифеев рока, а равно фанка и фьюжна. При этом надо отметить, что примерно в трети случаев мелодика этих старинных во всех смыслах песен была вовсе неплоха, и в модной по тем временам аранжировке была способна заиграть новыми красками… В дальнейшем этот подход получил развитие в полной 12-трековой версии так до сих пор и не изданного полностью альбома московской группы «Аракс» «Колокол тревоги» (1981) уже с наполовину авторским материалом. А для тех, кто любят вспоминать о чём попроще, можно провести параллель в творчестве Олега и группы «Альфа» 1983-1985 гг.: поп-материал в рок-аранжировках. Просто? Другое дело, что каждой эпохе - своя рок-музыка.

Важнейшее достоинство альбома “Ars Longa Vita Brevis” заключается в том, что это именно нормальная русскоязычная рок-музыка (а не какой-то там текстовой «русский рок»), рассчитанная на не лишённого минимального вкуса и здоровых эмоций слушателя любого возраста. Всеохватность аудитории посредством понятной мелодии и понятной и в хорошем смысле слова мелодраматической вокальной подачи, а равно и современных на наше время аранжировок делают эту работу, не удивляйтесь, идеологическим наследником тех самых двух миньонов Юрия Антонова (1979), записанных с группой «Аракс». Только вместо «модной музыки в духе Smokie» - тот самый мелодик-метал на границе с AOR'ом («роком для взрослых»), о котором уже шла речь выше. Что ещё лучше - материал альбома на удивление ровен по звучанию.

Инструментальное вступление к альбому «Увертюра Renascentia Litterarum» выдержано в лучших традициях представлений рядового слушателя о европейской классической музыке, и первый же полноценный номер альбома, «Феникс» не противоречит таковой «европейскости». Ведь он подан в стилистике именно европейского пауэр-метала, точнее - его классики 90-х, однако подача здесь очень близка к той, что характерна для поп-музыки. Дальше - больше: пьеса «Икар» - это среднетемповый симфо-поп, а баллада «Менестрель» (да-да, четвёртый трек альбома - это, как и должно быть, баллада!) также выдержана скорее в симфо-стилистике. Далее без остановок, а звук к концу альбома всё больше напоминает даже о 80-х - причём и со стороны инструментальных и вокальных партий, и со стороны общего звучания на границе рока и попа, особенно показательны в этом смысле как раз замыкающие программу треки «Юпитер или бык», «Оступившийся ангел» и «В добрый путь». «Красиво и оптимистично», скажет слушатель, и мы не будем спорить с ним. Остаётся добавить, что и тексты песен у автора очень грамотные и сбалансированные - они не провоцируют ни на поиск глубоких смыслов и уж совсем не похожи на лозунги, «заставляющие задуматься». Возможно, что эти тексты - в некотором смысле эталон для нашей песенной сцены.

И последнее. Понятно, что альбомы не пишутся в одиночку - и тем более понятен вынос на обложку имени лидера московской группы Arida Vortex, гитариста Романа Гурьева, проделавшего в роли «мастер-аранжировщика» (как гласит обложка) серьёзнейшую работу по превращению мелодий и идей Олега Ковалёва в полноценный песенный материал. Стилизации под 90-е и 80-е - это и его рук дело, ведь неравнодушие Романа к обеим музыкальным эпохам хорошо известно. Результат оказался «немного предсказуем»: у двух артистов получился альбом, напрочь разрушающий представления нерадивого слушателя о рок-музыке как о чём-то «социальном» и даже опасном и разрушительном. Побольше бы таких работ - глядишь, наши люди перестали бы бояться не то что звучания электрогитар, а даже их внешнего вида, и вновь обрели бы представление о том, что и в современной музыке самым важным является не какая-то наспех подсмотренная и придуманная «модность», а песенные мелодии и способы их вокальной и инструментальной подачи.

cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up