Историческая рецензия на концертный альбом группы Black Sabbath “Cross Purposes ~ Live” (1995)

Mar 15, 2024 20:10

BLACK SABBATH
Cross Purposes ~ Live
© 1995 I.R.S. / Picture Music International / EMI 7243 8 30069 2 2 / SAV 4913143
13(14) tracks = 70'58"



Как совершенно правильно высказался в своих мемуарах “Iron Man: My Journey Through Heaven and Hell with Black Sabbath” лидер группы, гитарист Тони Айомми (Tony Iommi), «считанные люди помнят о выходе этого бокса». Как же так получилось, что второй официальный на тот момент концертный альбом коллектива так и не обрёл статуса, который он по идее должен был бы иметь, и так и остался в истории великой группы то ли некоей «сноской», то ли просто бедным родственником своего студийного «старшего брата» “Cross Purposes” (1994)? Просто неудачное название и такой же дизайн обложки плюс урезанный как минимум на три номера концертный трек-лист? На самом деле эти дефекты не на пустом месте взялись…

Если рассуждать здраво, то Black Sabbath периода присутствия в группе вокалиста Тони Мартина (Tony “The Cat” Martin) к моменту окончания турне в поддержку альбома “Cross Purposes” никем, во всяком случае в Великобритании и Европе (не говоря уж про Японию) не воспринимался как «не та» группа. Как-никак, Мартин спел на четырёх альбомах группы, а присутствие на двух из них барабанщика-виртуоза Кози Пауэлла (Cozy Powell, 1947-1998) реально придавало ветеранам статус супергруппы не только благодаря собственному имени. Тони Мартин сделал немало для того, чтобы вернуть былое уважение к самому имени Black Sabbath - и концертный альбом с ним у микрофона не то что назрел, но даже несколько перезрел. С выпуском “Cross Purposes” группа к тому же вступила в период идеологической стабильности - свидетельством такой стабильности по-хорошему и должен был стать концертный альбом. И где ж его записывать, как в прямо-таки родном для Black Sabbath знаменитом лондонском зале “Hammersmith Odeon” (ныне - “Hammersmith Apollo”)? То есть теоретически все звёзды складывались в пользу Тони Айомми и его группы.

И сколько бы ни было в последующие годы вылито грязи на “Cross Purposes ~ Live”, это именно нормальный концертный альбом, к которому теоретически не может быть никаких придирок. Чем было хорошо присутствие Тони Мартина в Black Sabbath? Да хотя бы тем, что на концертах с ним группа играла материал и эпохи Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), и Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio, 1940-2010). Кто помнит российское мини-турне группы в Москве и Санкт-Петербурге в ноябре 1989 г., тот это прекрасно знает… Таков же и “Cross Purposes ~ Live”: в 13-трековом аудиоварианте имеется восемь пьес времён Оззи (1970-1975) и одна - времён Дио (открывающая программу “Time Machine”, 1992), а остальные изначально записаны с Мартином: это “Headless Cross” (1989) и три номера с “Cross Purposes” - “I Witness”, “Psychophobia” и “Cross Of Thorns”. В видеоверсию также входят “Neon Knights” (1980), “Mob Rules” (1981) и “Anno Mundi” (1990), и похоже, что 16 треков - это полная программа концерта, включая короткие соло барабанщика Бобби Рондинелли (Bobby Rondinelli - экс-Rainbow) и Тони Айомми. Звук гитары как раз очень плотен, да и ритм-секция работает на отлично - хотя бас-гитару Гизера Батлера (Geezer Butler) хотелось бы слышать в миксе и повыше. Понятные претензии к Тони Мартину - «его голос к концу программы садится» - объяснимы тем, то почти всё мировое турне фронтмен провёл с простудой, и тут уж как не старайся - на пять с плюсом вокальные партии точно не получились. Но это ни в коем случае не очередной позорный концертный хэви-альбом, которых с начала 1980-х мы наслушались в изобилии. Однако никогда нельзя списывать со счетов год выхода этого альбома и его техническую, точнее - форматную реализацию.

Сказать, что в 1994-1995 гг. на рок-сцене Великобритании и, соответственно, в профильной журналистике царил разброд - значит не сказать ничего. Гранж уже умер, но в определённом смысле ещё брыкался, и изо всех щелей (преимущественно американских) на слушателя и читателя лезли группы, среди которых даже простые поп-панковые составы казались даром небес. Ставка делалась либо на сверхтяжелый и, скажем вежливо, активный звук (любимцы тогдашних журналистов вроде Pantera, Rollins Band, Rage Against The Machine и Downset) в сочетании же с активной и политкорректной жизненной позицией, либо вообще на не пойми какое расхлябанное звучание. “Cross Purposes ~ Live” слушался на фоне всего этого и укуренного ретро-рока The Black Crowes впридачу каким-то откровением космического уровня, которое¸ цитируем, «никто не будет слушать в 1995 году». Немодно! Именно поэтому вконец опустившийся британский журнал Metal Hammer в мартовском номере 1995 г. вкатил альбому оценку 1/5 и присовокупил: «Такая работа лишь показывает, насколько фальшивым является этот состав Black Sabbath - он даже хуже, чем альбомы с Дио… Группа звучит больше похоже на Rainbow, чем на Black Sabbath».

Но вред концертному альбому нанесли не только неумные и старающиеся поспеть за всем сразу журналисты, но и издатели, выпустив его в серии “Sound & Vision” комплектом из одинарного CD и VHS-видеокассеты. То есть покупателю вместо издательских традиций были преподнесены сомнительные новшества - ну кого можно было удивить видеоформатом VHS в 1995 г.? Но новшества были освящены именем могущественного дистрибьютора EMI, и в тот же год под каток такой дурной мультиформатности в одной коробке попали ещё два не менее достойных артиста, а именно Marillion с концертником “Live From Loreley” (запись 1987 г.) и даже Iron Maiden (всем теперь известный двойник “Maiden England”, 1988). В серии “Sound & Vision” в таком же формате выходили ещё и концертные альбомы Кейт Буш (Kate Bush), Тины Тёрнер (Tina Turner), Джо Кокера (Joe Cocker) и Клиффа Ричарда (Cliff Richard), но успеха в тот год даже они не снискали. Бокс CD+VHS ещё и стоил прилично - автор сам видел его в продаже в Праге в марте 1997 г. в нормальном музыкальном магазине за цену около $30 по тогдашнему курсу. Причём надо заметить, что, несмотря на разные номера CD и видеокассеты в пределах одного бокса, они никогда не продавались раздельно, и все имеющиеся сейчас на вторичном рынке CD “Cross Purposes ~ Live” - продукт разборки боксов. Но ужасной редкостью на вторичном интернет-рынке ни отдельный CD, ни бокс даже сейчас не являются. В 2003, 2010 и 2012 гг. концертное видео переиздавалось в DVD-формате, в том числе и в Японии, но совершенно неофициальным образом.

Вероятно, было бы гораздо лучше, если бы этот концертник изначально вышел в формате двойного CD, но с полной программой выступления, и отдельно - концертного видео. Плюс ко всему сам CD очень убого оформлен - всего четырёхстраничный буклет почти безо всяких выходных данных (ничего, кроме трек-листа и авторства пьес). Плюс ошибка в трек-листе: неуказанным треком перед “Headless Cross” идёт полутораминутное соло Бобби Рондинелли, и в CD входит 14 треков, а не 13, как указано. При этом соло Тони Айомми перед номером “Paranoid” в отдельный трек не выделено… Остаётся только надеяться, что у Тони и до ремастеринга “Cross Purposes ~ Live” (и переиздания) руки дойдут - как и до всех студийных работ Black Sabbath с Тони Мартином.

Концертный видеоальбом группы Black Sabbath “Cross Purposes ~ Live” на YouTube

image Click to view

cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up