“The Illustrated Encyclopedia Of Rock”: 40 лет у меня дома

Jan 27, 2023 20:23

За всеми неурядицами дней сегодняшних забылось, что 24 января исполнилось 40-я годовщина того дня, когда в моей библиотеке появилась первая музыкальная книга, она же первая книга на английском языке - “The Illustrated Encyclopedia Of Rock” (by Nick Logan, Bob Woffinden and IPC Magazine Ltd. - 3rd Edition, 1982, Salamander Books, London).

“You remember how it all began…”



На самом деле я мог бы стать обладателем первого издания этой книги (1976) ещё в конце сентября 1982 г. Отлично помню, как на меня в коридоре родного МИЭТа набежал мой малахольный однокурсник и «несколько меломан» Олег Корпусов (он учился в первой группе нашего факультета ЭМ) с едва ли не криком: «Тут чуваку деньги нужны, он настоящую английскую рок-энциклопедию продает! В отличном состоянии! Поехали смотреть!» Ну а как не поехать - всё мое знакомство с зарубежной музлитературой сводилось к тому времени к газетному на 8 полосах приложению к американскому журналу Rolling Stone (это был репортаж-газета с фабрики по производству гитарных примочек не помню какого бренда, подаренная мне еще летом 1979 г. моей одноклассницей Олей Ивановой - и куда я его потом дел?), а также каким-то черно-белым тощим рок-ежегодником за 1977 г., виденным в мае 1979 г. в гостях у известного зеленоградского фарцовщика Андрея Петрова, да черно-белым же каталогом небезызвестной фирмы Zildjian, что и сейчас радует нас барабанными тарелками. Два последних издания просто давали посмотреть «из рук в руки», а тут предлагают купить рок-энциклопедию!

Отправились на какую-то загаженную съемную квартиру в первый микрорайон Зеленограда, где нам совершенно незапомнившимся чуваком была предъявлена эта мощнейшая книга, и действительно в отличном состоянии, с совершенно неубитой обложкой. Мы с Олегом Корпусовым просмотрели её просто с открытыми ртами, а потом осведомились о цене. «70 рублей», - ответствовал чувак, - «и торг неуместен». Это была цена нового фирменного LP-альбома, только что распечатанного и играного один-два раза, да и торг был, действительно, неуместен, но ни у меня, ни у Корпусова таких денег просто не было. Стипендия в родном богатеньком институте составляла 55 руб., но дело было даже не в этом - я понимал, что родители вряд ли положительно отнесутся к подобной инвестиции, хотя дома и царил культ книги. Повздыхали мы с Корпусовым и от интересной покупки отказались.

Но мечта об обладании рок-энциклопедией крепко засела в голову, хотя по тем временам она относилась к области ненаучной фантастики. Хотя, как сказать… Мой отец работал заместителем лаборатории гидравлических испытаний во ВНИИГиМ (Всесоюзном научно-исследовательским институте гидротехники и мелиорации) недалеко от станции «Петровско-разумовская» Ленинградской железной дороги, плюс читал лекции в учебном институте побратиме, и у него постоянно были аспиранты приподнятого уровня. В тот момент одним из таких аспирантов был уроженец Бангладеша по имени Вахид (фамилии, естественно, не помню).

Вахид мало что был считай что капиталистическим иностранцем (мало ли их в те годы училось в СССР, вот таких людей из стран третьего мира), но не простым иностранцем. Он был младшим сыном в семье не очень мелких бангладешских бизнесменов, промышлявших фармацевтическим бизнесом не только у себя на родине, но и в Великобритании - старшие брат и сестра Вахида учились именно в Лондоне и на описываемый момент жили именно там. А Вахида, как младшего, отправили учиться в СССР - ну, авось, что-то из парня да выйдет. К поздней осени 1982 г. Вахид бывал частым гостем у моих родителей, да и я к нему в общагу на Петровско-разумовской заезжал побухать. Бухали, а Вахид отлично готовил, и именно он приучил меня к острым индийским приправам, которых я до того и в глаза не видал - он привозил их, да-да, из Лондона, куда наведывался к брату и сестре пару раз в год.

И вот примерно в начале декабря-1982 отец как-то сказал мне: «Знаешь, Вахид на католическое Рождество едет в Лондон до конца января и спрашивает, что тебе оттуда привезти». Ну я и сказал, особо ни на что не надеясь: «рок-энциклопедию». Сказал - и забыл: мало ли у меня в том декабре было забот и печалей: масса курсовиков, масса ненавистных учебных предметов, зачеты и экзамены по которым неумолимо надвигались, отвратительные отношения с прекрасным полом… В общем, я, будучи реалистом, даже не относился к собственной просьбе серьёзно: кто ж мне сюда рок-энциклопедию из Британии потащит… То есть я как-то не переживал, и даже действительно забыл о собственной просьбе, поверьте! Тем более что в ночь на 1 января 1983 г. я нагулялся до дичайшего похмелья в гостях у своего однокурсника Олега Галушко, а зимняя сессия оказалась печальной - в первый и последний раз за весь институт я получил «неуд» на экзамене. Экзамен тот был по мерзкой и ни разу не пригодившейся ни в профессиональной, ни в какой жизни электротехнике, а принимал его не менее мерзкий дедуля Спартак Васильевич Шаблыгин, читавший нам лекции и доставший решительно всех, до декана нашего факультета включительно (не шутка).

Печальное происшествие с первой «двойкой» случилось 21 или 22 января, а переэкзаменовка была как раз 24-го. Сходил, пересдал на «тройку» - больше пересдающим старый мстительный говнюк не ставил. Ладно, в том семестре стипендию давали с одной «тройкой», так что хоть тут не пострадал. Прихожу домой, а тут с работы звонит отец и торжественным тоном объявляет, что Вахид привёз мне рок-энциклопедию! Я прямо у телефона чуть не до потолка подпрыгнул от такой новости - какое тут отсыпаться после экзамена, тут же вечером Событие будет!

И Событие было. По возращении с работы отец вручил мне в бумажном пакете изрядную книгу, в которую я вцепился как черт и просидел с ней около часа, просто пролистывая и рассматривая немалочисленные фотографии… Особенно моё юное самолюбие грело то, что в книге имелся раздел “The 80’s” с материалами о группах и артистах от AC/DC и Adam and The Ants до Wild Horses и XTC. Конечно, на следующий день не преминул похвасаться книгой перед жившими рядом приятелями-меломанами, к у которых она вызвала просто шок.

Книга затем в меру тогдашнего знания английского языка читалась и рассматривалась каждый день на протяжении двух лет, не менее. Именно благодаря этой рок-энциклопедии я подтянул свой английский до приличного уровня - в середине III курса он оказался в полном упадке по причине освоения в институте «технического английского», от которого проку не было. Ну и конечно, я получил первое и точное представление о том, что такое настоящая, безоценочная музыкальная журналистика из «большого мира». Не случайно первая мысль том, что рано или поздно надо будет заняться музжурналистикой, пришла мне в голову как раз после тех зимних каникул, а точнее - 10 февраля 1983 г.

Конечно, за столько лет книга изрядно потрепалась - точнее, она потрепалась так ещё до осени 1985 г., когда я давал её посмотреть-почитать многим важным людям, среди которых были и Александр Ситковецкий, и Ким Брейтбург, и ряд зеленоградских дискотекарей. Но с последними было сложно - этих дискотекарей занимало в основном, чтобы я благодаря рок-энциклопедии не стал более популярен в родном городке, чем они сами. Напрасно они об этом заботились - мне нужна была не личная популярность, а новые (и не очень) фирменные LP для перезаписи, но даже этих альбомов я от местных модных т-щей не дождался.

На родном же институтском потоке книга не вызвала никакого ажиотажа - это, кстати, ещё и хороший ответ на вопрос «насколько на самом деле была нужна советской молодёжи рок-музыка?» Барышни, как всегда, задавали вопросы вида «а зачем тебе это надо?», а сокурсники в основном ссылались на своих армейских замполитов, произнося речи о вреде рок-музыки. Всё, как всегда… Что же касается моей тогдашней так называемой подруги, то увидивши у меня эту книгу, она прочитала мне столь долгую воспитательную лекцию, что непонятно, как я не указал ей на дверь немедленно. И то верно, нечего было мне терпеть до августа-1985.

Но плевать на всё: эта книга оказалась для меня одной из важнейших в моей жизни и определила многое. Спасибо моему покойному отцу и его бывшему аспиранту Вахиду - где бы в мире он сейчас ни находился и чем бы ни занимался.

Зеркало этого материала ВКонтакте.

лично я, мемуаразм

Previous post Next post
Up