Рецензия на концерт групп Vendel, Mental Slavery и Blazing Rust (20 апреля, рок-бар “Model T Bar”)

Apr 22, 2018 18:38

…И ГРУППЫ ИГРАЮТ ДАЛЬШЕ
Сынок и внучек, это твой 1979-й или 1986-й!
Оглядываясь назад, ты внезапно замечаешь, что лично бывал на концертах, ставших ключевыми для отечественной хэви-металличесой сцены. Итак, автор этих строк присутствовал при легальном рождении отечественного «металла» в облике концерта «Арии» в ДК МАИ 5 февраля 1986 года, пропустив по причине сидения в военкомате не менее важный сборный концерт ещё самодеятельных групп с участием «Чёрного кофе», «Тяжёлого дня» и «Укрощения Марса» в столичном ДК «Меридиан» летом того же года… Зато героически замерзал в январе 1987-го на исторически последнем концерте классического состава той же «Арии». Вспомнить можно многое, но новые времена - они на то и новые, чтобы здесь и сейчас тоже случалось нечто новое и интересное. И оно случилось: фактическое публичное рождение новой волны русского хэви-метала 2010-х произошло 20 апреля в московском рок-баре “Model T Bar” в облике выступления московских групп Vendel и Mental Slavery и питерцев Blazing Rust.

Велик, слишком велик соблазн объявить 20 апреля 2018 года «нашим 8 мая 1979-го», но не выйдет: мы не в тэтчеровской Великобритании со сценой, уставшей от панк-рока. Напротив, у нас корпоративный панк-рок ныне - просто рок-музыка в законе, деятельно навязываемая ищущими своей выгоды радиодеятелями и промоутерами как единственное музыкальное тру-искусство для зелёной молодёжи. Но невозможно не провести параллели: там и тогда - AngelWitch, Samson и Iron Maiden в лондонском клубе “Music Machine”, здесь и сейчас - Vendel, Mental Slavery и Blazing Rust в “Model T Bar”. Пусть размеры площадок несравнимы, так и общественный интерес к рок-музыке 39 лет назад в Британии и в современной России также несравним…

Что больше всего удивило еще задолго до того, как группой Vendel был сыгран первый аккорд - так это сама публика. Нет, это не те заматерелые металлисты со стажем, которых вы встречаете на выступлениях зарубежных звёзд и полузвёзд, и не те персонажи без определённого рода мышления (и в майках с соответствующими надписями), что ходят на концерты понятно каких «русметаллических» групп. Для автора было большим откровением узреть, что в столице существует пусть небольшая, но большей частью лично знакомая меж собой тру-металлическая тусовка, настолько идейно правильная, что просто оторопь берёт. Скажите, часто ли вы встречаете на концертах субъектов в майках с символикой техасской культовой группы Manilla Road? А людей в проклёпанных шипами жилетках, на которых вышиты не только понятные логотипы групп Slayer и Sodom, но и уже прочно позабытых Rumble Militia? В общем, публика напоминала о лете-1986, когда от подобной пестроты на полуподпольных хэви-концертах глаза разбегались - только, понятно, на ином материально-техническом уровне. Отдельно стоит сказать о стойке с мерчандайзингом: когда это, придя на концерт трёх отечественных групп совсем не стадионного статуса, вы получаете шанс обнаружить там их майки пяти разных дизайнов, шесть значков, три настоящих заводских (и совершенно не пиратских) CD плюс модный ныне носитель в формате аудиокассеты? И, что уж совсем редкость в наши дни на хэви-концерте, обнаружить среди зрителей персонажей старше лет эдак 25 было очень, очень сложно - но когда же, если не в молодые годы (концерт, правда, имел ограничение «18+») слушать хэви-метал?

И не просто хэви-метал, но качественный хэви-метал. Открывавший концерт квинтет Vendel, являющийся частью своего состава сайд-проектом широко известного в профильных кругах металлопанковой группы Fatum поразил просто нечеловечески - и вовсе не тем фактом, что это выступление было у Vendel вообще первым в истории, несмотря на состоявшийся некоторое время назад релиз на CD двухтрекового EP “Slayed Not Enslaved”. Тем не менее, группа играла так, как многим, условно говоря, монстрам отечественного металла можно только пожелать - все преимущества состава, явленные на записи, были представлены публике в полной очевидности. В-первых, сам выбор стилистики: много ли вы слышали в России групп, делающих опору в своем творчестве на наследие классиков дум-метала, шведов Candlemass? Вот именно, что наверняка ни одной, а умение музыкантов Vendel соединять классический дум с гитарными гармониями в духе Iron Maiden вообще уникально. Плюс, конечно, открытие вечера - совершенно уникальный вокалист Алексей Горячев, на концерте звучавший ещё убедительнее, нежели в студии. И, как вы сами понимаете, концертная программа Vendel состояла вовсе не из двух пьес. После столь удачного дебюта, не менее удачно поддержанного не самым малым числом поклонников Fatum, с чрезмерным энтузиазмом радовавшихся новой ипостаси своих героев, общение с лидером группы, гитаристом Сергеем Каргальским, принесло ещё пару отрадных моментов. Во-первых, музыканты Vendel считают свой стиль не дум-металом, а «замедленным классическим металлом», а в их полной концертной программе присутствует кавер-версия номера уже упомянутых сегодня Manilla Road “Necropolis” (1983). Комментарии, как говорится, излишни, а послеконцертные восторги поклонников Vendel простирались столь далеко, что довелось слышать буквально следующее: «Сегодня только Vendel - это тру, остальные группы - какие-то позёры!»

Нет, уж чем, а позёрами «остальные группы» точно не были. Уже хорошо известные не только в столице музыканты состава Mental Slavery только что не в буквальном смысле поставили ничуть не сократившуюся количественно публику на уши - самодельный мошпит наличествовал в небольшом зале от первого такта программы этой группы до последнего! Оно и неудивительно: с музыкальной точки зрения творчество Mental Slavery - сверхвысокоэнергетичный кроссовер-трэш, наследующий классикам полит-трэша Nuclear Assault, но отличающийся чисто панковским подходом по сценической подаче. Надеюсь, не нужно объяснять, что среди товарищей, чрезмерно бурно радовавшихся этому ураганному сценическому сету, было немало личностей с хорошо поставленными отнюдь не подручными средствами гребнями, каковых личностей автор не упомнит с лета 1987-го.

И, наконец, хедлайнеры концерта - Blazing Rust! О завидных статях дебютного полноразмерного альбома питерских музыкантов “Armed To Exist” уже написано немало хорошего и в отечественных, и в иностранных профильных СМИ, однако всем известно, что студийная запись - это одно, а живое выступление группы - нечто совершенно другое. И вот это «другое» удивило и поразило донельзя: в деле Blazing Rust оказались совершенно профессиональным, безо всяких скидок, коллективом, куда более интересным, нежели масса иностранных стилистически близких составов, привозимых к нам промоутерами за немалые деньги. Если вам была жизненно необходима иллюзия, что на дворе 1980 (или около того) год, вы являетесь увлечённым читателем рок-еженедельника KERRANG! и попали в лондонский клуб “Marquee” на концерт подающих огромные, просто галактического масштаба надежды молодых героев новой волны британского хэви-метала (NWOBHM) - то она сбылась около 23.00. Поскольку группы, исповедующие ретро-хэви, из-за границ России к нам не доезжают, то выступление Blazing Rust было редким шансом познакомиться с тем, что такие коллективы предлагают публике на сцене. Безупречная и непривычно динамичная для местных традиционных металлистов (нет, я снова не буду называть их имён - вы их и так знаете!) игра инструменталистов сочеталась со спонтанным сценическим шоу, а вокалист Игорь Арбузов проявил себя по-хорошему самоуверенным фронтменом совершенно в духе героев NWOBHM. И, будучи хедлайнерами, Blazing Rust не поскупились на исполненный материал - в сет группы вошли все девять пьес с “Armed To Exist” - сбылось пророчество о том, что этот альбом и слушается как единая концертная программа! - уместно разбавленные отлично сыгранными уместными кавер-версиями британских героев Saxon (“And The Bands Played On”, 1981), Uriah Heep (“Too Scared To Run”, 1982) и Tank (“This Means War”, 1983). Приём публики совершенно не подвёл, но хотелось бы напомнить неуёмной молодёжи о том, что классический хэви-метал британской модели - музыка, для мошевания неподходящая, но зато крайне пригодная для хаеротрясения и игры на воображаемых и картонных гитарах.

Расходились слегка за полночь, и мысли о том, что хорошо бы двинуть эти группы на мировой рынок даже не приходили в голову. Куда важнее было осознание того, что ты только что присутствовал при историческом событии, а именно публичном рождении, как выражаются сами музыканты, «новой волны русского хэви-метала» - хорошо, сократим это определение до NWORHM. Понятно, что без поддержки радио и иных СМИ и принципиальной англоязычности подобных групп незамедлительного результата не будет, но неужто самим 20-25-летним смертельно не надоел корпоративный поп-панк и около-металкор, выдаваемый модными личностями за настоящую «молодёжную музыку протеста» (против чего?) Если вовремя, то есть сейчас оседлать волну NWORHM и сделать её коммерческой, то это будет отличный шанс показать, что хэви-метал в России не начался и не закончился на двух понятно каких составах, а молодая публика получит музыку более куда более содержательную и энергичную чем те электрические объедки даже не с мирового рок-стола, которые с непонятным упорством скармливаются ей персонажами с плохими личными вкусами. Ведь эти группы будут играть и дальше - не упустите свой коммерчески и идеологический шанс! Ну и лично от автора: как же это здорово после такого концерта вспомнить максиму «сегодня вечером - вот что значит быть молодым!» и всю дорогу до дома придумывать название для этой статьи, причём в голову пришло и очевидное: «Артиллерия всех калибров - ТТТРРАХ!» Да-да, персональное спасибо музыкантам Vendel, Mental Slavery и Blazing Rust и хозяевам клуба “Model T Bar” за то, что они помогли автору этих строк мысленно перенестись если не в 1986-й, то уж точно в 1992-й - время великих надежд, связанным тогда с группами «Валькирия», Blackjack, Gods Tower, LC, Mental Home и NecroK.I.L.L.Dozer и непосредственно журналом «ТТТРРАХ!». Да, кто помнит: как и 26 лет назад, Империя готова нанести ответный хэви-удар. Получится ли на этот раз?











концерты

Previous post Next post
Up