Декабрь 1980. Как я возненавидел «Аквариум».

Oct 16, 2008 00:39

Мои друзья, коллеги и знакомые прекрасно знают, что я терпеть не могу «русский рок» в целом и «группу» «Аквариум» в особенности. Нет, не то чтобы я волнуюсь и подпрыгиваю от злобы, но для меня этот, с позволения сказать рок-коллектив олицетворяет всю ту мерзость, что разрушила отечественную профессиональную рок-сцену 80-х, для которой я придумал не самое лучшее и довольно неуклюжее определение «русскоязычный рок». То есть я имею в виду нормальную рок-музыку общемирового образца, только на русском языке и исполненную как полагается - то есть профессионально и с завидной сценической энергетикой.

Но многие воспринимают моё отношение к «”А” с кружком» (кажется, в 80-е это название так полагалось записывать) как-то странно и кривобоко: жил такой вот чувак Баронин, наслушался он групп «Автограф» и «Диалог» (якобы совковых и официозных), да и невзлюбил санкт-петербургских ленинградских интеллектуалов.

С точки зрения дня сегодняшнего, самое удивительное в истории моей нелюбви к «Аквариуму» - это факт, что возненавидел я эту группу еще до первых посещений мною настоящих, по моей собственной классификации, рок-концертов. И за полгода, не меньше, прежде чем я услышал со знаменитой виниловой 7" записи «Автографа» в более-менее приличном качестве.

Зато к тому моменту я был изрядным поклонником Uriah Heep, Deep Purple, Jethro Tull, Genesis и Yes - что и определило мое нелестное отношение к сим подпольным звукоизвержениям. Короче говоря, я сильно невзлюбил «Аквариум» еще тогда, когда большинство и названия-то такой группы не слышали - в декабре 1980 г.

В сентябре того года я поступил на первый курс Московского Института электронной техники (МИЭТ), который, как известно, находится в Зеленограде. А в моем подъезде тогда проживал некто Серега Воронцов - мы с ним учились в одной школе (он на два года старше меня), и в старших классах я уже менялся с ним каким-то фирменным винилом на время. Через Серегу я контактировал и с его однокурсниками-меломанами, среди которых заметной персоной был Михаил Баюканский - да-да, этот тот самый «писатель», впоследствии увековеченный в книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов русского рока» (1999).

Но в те годы Михаил промышлял записями фирменных пластинок на катушки, благо техническое оснащение, хорошие связи и длинные рубли позволяли ему делать это на высочайшем уровне. В общем, когда я пошел на первый курс, наше с Михаилом общение продолжилось. Память о фестивале «Весенние ритмы. Тбилиси-80» была еще свежа, и я очень хорошо помню, как в одной из наших бесед (дело было в начале декабря) Михаил сказал мне, что он ожидает небывалого расцвета отечественного прогрессив-рока - вот он, дискать, слыхал записи групп «Диалог» и «Автограф», и это просто великолепно! Я, естественно, стал выпрашивать у него эти записи - так, послушать. Михаил гордо сказал мне, что у него этих записей нет, но он готов принести мне записи очень многообещающих панков из Ленинграда - группы «Аквариум», а еще запись некоего Майка, тоже из Ленинграда, которого Михаил отрекомендовал как «нового Высоцкого».

На тот момент знакомство с панком ограничивалось у меня лишь Sex Pistols, которые, помнится, насмешили - я отчего-то воспринял их как пародию на Status Quo. Но ведь панки считались в СССР «фашистами»! Короче, я был заинтригован.

На следующий день в институте мне была передана 525-метровая катушка с этими записями.

Водрузив дома оную катушку на магнитофон, я не услышал никакого панка. И вообще ничего хорошего я не услышал. Как сейчас понимаю, мне была доставлена запись того самого московского акустического концерта «Аквариума», состоявшегося в сентябре 1980 г., о котором с таким придыханием до сих пор пишет отечественные «музыкальные критики». Я был просто взбешен - ожидал услышать нечто энергичное, но вместо этого пришлось внимать каким-то вялым акустическим опусам, не похожим в то время даже на плохую копию Jethro Tull, а так - на какое-то расширенное перкуссией КСП. Тем более, что с сентября 1978 г. я был завсегдатаем всяческих школьно-институтских танцев - а до ноября того же 1980 г. они у нас в МИЭТе проходили под живые рок-групп - и о концертной, пусть и «самодеятельной», энергетике знал не понаслышке.

Где-то на четвертой песне мне все это надоело, и я перевернул катушку - дабы услышать весьма немузыкальные хрипы и завывания того самого Майка. Майк и вправду косил под Высоцкого, но раздражал куда сильнее «Аквариума». Тут я сломался уже на второй песне…

Возвращал я катушку Михаилу со словами: «Ты мне обещал панк, а принес какое-то акустическое говно. Не перепутал ли чего?» На что был получен ответ, что эта музыка рассчитана не на тех, кто уже хорошо знаком с западным роком, а, скорее, на «любителей Высоцкого и КСП».

Предлагаю данную фразу высечь в камне на каком-нибудь монументе - ну, хотя бы в честь «русского рока»…

Вот так я возненавидел «Аквариум».

лично я, мемуаразм

Previous post Next post
Up