Взгляд Клима Жукова на роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Oct 16, 2024 17:49


В этой главке я  хотел лишь изложить  сказанное К.Жуковым. Как можно точнее и не упустив ничего существенного. Мне, честно сказать,  кажется, что я неплохо справился с этим делом, хоть и не удержался  от двух реплик.

Добавлю как примечание, что за пределами остались периодические поминания Кураева, поскольку, слушая, не шибко понял их значение, а читать Кураева не собираюсь.

На следующий раз остается  разбор того, что в вышесказанном мне  представляется несомненным, что достаточно правдоподобно, а что не очень-то логично, и даже противоречит сказанному в  книге.
о1:  Булгаков родился и вырос в семье высокообразованных православных христиан. Его отец -  не какой-нить провинциальный дьякон как у самого КЖ, а профессор Киевской духовной академии. Булгаков просто не мог не впитать глубоких и обширных знаний о православном христианстве  - исторических, богословских, обрядовых. Причем не механически, а в виде целостной системы-парадигмы.
О2: Хотя уже в молодости Булгаков отошел от православия, видимо, довольно далеко  и  очень понятно куда, христианская культура, христианская парадигма оставалась чрезвычайно важна для его внутреннего мира и оказывала сильнейшее влияние на его творчество.  И собственно  МиМ  -  результат многолетней творческой работы Булгакова  над осмыслением христианства  и своего отказа от него.

O3: “поэтому” Воланд - это самый настоящий Сатана из христианской религии.  И обаяние тайны,   печально-иронические манеры не более, чем оболочка, маскирующая бездну самое худшего самое большого  зла. Такая трактовка подтверждается и анализом ранних версий книги, где сатанинское мурло было замаскировано гораздо примитивней.

О4: Написание Романа Мастером организовал Воланд. А раз Воланд - Сатана из О3, то Роман однозначно есть анти-Евангелие. Адский замысел его в том, что  место  величественного Сына Божьего займет какой-то помятый-занюханный  Га-Ноцри.

а1 Сам Сатана не мог написать его, поскольку хоть и падшим, но ангелом, существом чисто духовной культуры, лишен возможности творить. Потому что для творчества необходимо и  и духовная и телесная культура.   Он мог лишь подать идею, обеспечить финансовую (билет) и кадровую (Маргарита)  поддержку.

О5 Мастер, таким образом, это последний Фауст. Лишенный энергии и воли, вступивший в сделку с дьяволом бессознательно. Маргарита - это настоящая ведьма с задатками вампира. А уж с точки зрения православия ее поведение отвратительно-кощунственно, причем градус кощунства-греховности нарастает по ходу повествования.  (тут КЖ припоминает королеву Марго… но несколько странным образом совсем ничего не говорить про Маргариту из Фауста). Оба М не являются положительными героями, их можно жалеть, но не симпатизировать им

О6 Анти-евангелие могло понадобится Сатане ради единственной цели - как первый шаг Апокалипсиса. Именно для этого он явился в Москву. Сеанс черной магии доказывает, что публика тут вполне созрела, раз теряет разум и человеческое достоинство  в погоне за мелкими мещанскими финтифлюшками, не говоря уже о деньгах.

О7 Однако вопреки планам Сатаны московская публика не получает анти-Евангелия! Несмотря на поддержку Сатаны, несмотря на усилия Маргариты, дамы с кучей свободного времени и наверняка со связями в высоких кругах власти. И таким образом Апокалипсис сорван!

О8 (Вот тут  смешно! ) А сорвали его всякие советские органы! Особенно - литературные критики. Да, они мерзкие по-человечески, эстетически отвратительные типы, но,  с учетом сказанного, оказываются спасителями человечества. Так что Булгаков, возможно не сознательно, а как великий художник, выводит их как меньшее зло, творящее благо через успешное   противостояние главному, запредельному злу, которое представляет Сатана-Воланд. И подобное у Булгакова не в первый раз, в Собачьем сердце положительный на первый взгляд профессор Преображенский на второй взгляд оказывается самым мерзким из персонажей.

О9 Покой, дарованный Мастеру, является не наградой, а черезвычайно жестоким наказанием за сделку с Сатаной. Ему дана чернильница, но отнята возможность написать хоть одну настоящую строку.

litteoriya, tren'

Previous post Next post
Up