В этой главке я хотел лишь изложить сказанное К.Жуковым. Как можно точнее и не упустив ничего существенного. Мне, честно сказать, кажется, что я неплохо справился с этим делом, хоть и не удержался от двух реплик.
Добавлю как примечание, что за пределами остались периодические поминания Кураева, поскольку, слушая, не шибко понял их значение, а читать Кураева не собираюсь.
На следующий раз остается разбор того, что в вышесказанном мне представляется несомненным, что достаточно правдоподобно, а что не очень-то логично, и даже противоречит сказанному в книге.
о1: Булгаков родился и вырос в семье высокообразованных православных христиан. Его отец - не какой-нить провинциальный дьякон как у самого КЖ, а профессор
Киевской духовной академии. Булгаков просто не мог не впитать глубоких и обширных знаний о православном христианстве - исторических, богословских, обрядовых. Причем не механически, а в виде целостной системы-парадигмы.
О2: Хотя уже в молодости Булгаков отошел от православия, видимо, довольно далеко и очень понятно куда, христианская культура, христианская парадигма оставалась чрезвычайно важна для его внутреннего мира и оказывала сильнейшее влияние на его творчество. И собственно МиМ - результат многолетней творческой работы Булгакова над осмыслением христианства и своего отказа от него.
O3: “поэтому” Воланд - это самый настоящий Сатана из христианской религии. И обаяние тайны, печально-иронические манеры не более, чем оболочка, маскирующая бездну самое худшего самое большого зла. Такая трактовка подтверждается и анализом ранних версий книги, где сатанинское мурло было замаскировано гораздо примитивней.
О4: Написание Романа Мастером организовал Воланд. А раз Воланд - Сатана из О3, то Роман однозначно есть анти-Евангелие. Адский замысел его в том, что место величественного Сына Божьего займет какой-то помятый-занюханный Га-Ноцри.
а1 Сам Сатана не мог написать его, поскольку хоть и падшим, но ангелом, существом чисто духовной культуры, лишен возможности творить. Потому что для творчества необходимо и и духовная и телесная культура. Он мог лишь подать идею, обеспечить финансовую (билет) и кадровую (Маргарита) поддержку.
О5 Мастер, таким образом, это последний Фауст. Лишенный энергии и воли, вступивший в сделку с дьяволом бессознательно. Маргарита - это настоящая ведьма с задатками вампира. А уж с точки зрения православия ее поведение отвратительно-кощунственно, причем градус кощунства-греховности нарастает по ходу повествования. (тут КЖ припоминает королеву Марго… но несколько странным образом совсем ничего не говорить про Маргариту из Фауста). Оба М не являются положительными героями, их можно жалеть, но не симпатизировать им
О6 Анти-евангелие могло понадобится Сатане ради единственной цели - как первый шаг Апокалипсиса. Именно для этого он явился в Москву. Сеанс черной магии доказывает, что публика тут вполне созрела, раз теряет разум и человеческое достоинство в погоне за мелкими мещанскими финтифлюшками, не говоря уже о деньгах.
О7 Однако вопреки планам Сатаны московская публика не получает анти-Евангелия! Несмотря на поддержку Сатаны, несмотря на усилия Маргариты, дамы с кучей свободного времени и наверняка со связями в высоких кругах власти. И таким образом Апокалипсис сорван!
О8 (Вот тут смешно! ) А сорвали его всякие советские органы! Особенно - литературные критики. Да, они мерзкие по-человечески, эстетически отвратительные типы, но, с учетом сказанного, оказываются спасителями человечества. Так что Булгаков, возможно не сознательно, а как великий художник, выводит их как меньшее зло, творящее благо через успешное противостояние главному, запредельному злу, которое представляет Сатана-Воланд. И подобное у Булгакова не в первый раз, в Собачьем сердце положительный на первый взгляд профессор Преображенский на второй взгляд оказывается самым мерзким из персонажей.
О9 Покой, дарованный Мастеру, является не наградой, а черезвычайно жестоким наказанием за сделку с Сатаной. Ему дана чернильница, но отнята возможность написать хоть одну настоящую строку.