#shtrih При попытке понять что творится за пределами личного опыта, в первую очередь, конечно, это историческая тематика, попадаются такие факты и события, которые с одной стороны как бы частные и ограниченные, но которые не только (а может и не столько) сами по себе высвечивают важные для меня черты “Большого Происходившего”. Не менее существенно-интересно их осмысление-переосмысление в дискурсах различных неорас.
В значительной степени это судьбы людей, игравших роли второго-четвертого плана. Для меня один из таких людей - Гайдар. И не только для меня.
Все знают и каноническую легенду времен СССР и... эта... ну, переосмысления разного рода культурных и передовых людей. Но как-мне попалась любопытная, (хотя и длинная) работа ровно "про это" . В частности любопытна она тем, что автор ее, мягко говоря, не просоветский, он пишет про антикрасных вооруженные группы или повстанцы или “бандиты” в кавычках. Но его рассказ произвоидит впечатление удивительно честной попытки разобраться, с разбором исторического контекста и необходимыми оговорками.
ссылка
Александр Шекшеев - Гайдар и красный бандитизм: последняя тайна (narod.ru) Заключение:
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. За столь короткий срок нахождения в Ачинско-Минусинском районе А.П.Голиков (Гайдар) не мог быть руководителем и «героем» ликвидации здесь «бандитизма». Не являлся он также и «карателем», автором преступлений, которые совершили до него иные. В то же время Голиков не отличался от других представителей красной военщины, способных перенести свою ненависть к вооружённому и сражающемуся противнику на окружающее население. Будучи психологически истощённым, находясь в состоянии постоянного стресса, являлся инициатором и участником расстрелов, других преступлений, характерных для Гражданской войны. Он был винтиком в системе террора, который оказался для РКП(б) решающим средством удержания власти.
Вместе с тем Гайдар, в отличие от многих лиц со сходным поведением, оказался болезненно совестливым человеком, для которого содеянное им в Хакасии обернулось жизненной трагедией. Подвижнический труд на литературном поприще и принятая за Родину сравнительно ранняя смерть на полях Великой Отечественной войны во многом искупают неправедные поступки его молодости.