ЕЩЕ ОДИН ПРОЕКТ, УБИЙСТВЕННЫЙ ДЛЯ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДЫ

Feb 27, 2015 16:46

Оказывается, власти Иркутской области возвращаются к идее формирования «агломерации». Конкретнее - к проекту "Байкальский луч", включающему строительство автомобильного моста через исток Ангары - http://newsbabr.com/?IDE=133408
Мало того. «Мост между Листвянкой и портом Байкал будет построен в границах участка, который предполагается включить в туристскую особую экономическую зону "Ворота Байкала". Документы на расширение границ турзоны сейчас находятся на рассмотрении Минэкономразвития РФ».


Фото 1. Исток Ангары. На противоположном берегу - пос. Порт-Байкал.

Трудно представить что-либо более абсурдное для экономики и вредное для природы. Мост длинной примерно в 1 км (и стоимостью, полагаю, несколько миллиардов рублей) свяжет с правым берегом Ангары поселок Порт-Байкал, насчитывающий несколько сотен жителей, являющийся автомобильным тупиком (вдоль Байкала можно проехать лишь по старой Кругобайкальской железной дороге). Для чего? Единственный возможный ответ - для застройки этого поселка и прилегающих территорий гостиницами, турбазами, особняками. «Для развития цивилизованного туризма». Ведь в Листвянке «освоены» уже практически все привлекательные участки.
Но зачем все это? Чем будете завлекать новые толпы туристов? Это не «Байкальская Гавань» (особая экономическая зона в Бурятии) с ее пологими берегами, песчаными пляжами, обширной и более-менее прогреваемой полосой мелководья. Здесь (Порт-Байкал) берега круто обрываются в Байкал, пляжей нет, вода ледяная. Листвянка уже давно стала пунктом кратковременного знакомства с Байкалом, и местом, откуда начинаются водные туры, пешие походы. Как в Листвянке, так и в Порту-Байкал особо делать нечего, здесь туристы проводят, как правило, лишь 1-2 дня.
Так для чего же это «планов громадье»? Тем более, что речь идет о территории Прибайкальского национального парка, где (вне населенных пунктов) масштабное строительство запрещено. Обстоятельство, забытое и областной властью и Минэкономразвития РФ. Впрочем - уже есть прецедент. Эти самые «Ворота Байкала» несколько лет назад «отхватили» от национального парка примерно 2 тыс. га в дельте р. Голоустной. Тогда потратили круглую сумму на проект - и передумали. Дошло наконец, что не годится этот участок для массового туризма. Но уникальные природные территории - реликтовая тополиная роща, ценные водно-болотные угодья дельты Голоустной - в состав парка никто возвращать, похоже, не собирается. Но это была земля сельхозназначения, которой нац. парк не владел, а лишь должен был следить за её природоохранным режимом. Другое дело район Порта-Байкал. Это уже земли лесного фонда, федеральная территория. Хотя…. После сочинской Олимпиады для желающих «освоить» территории национальных парков и заповедников недостижимых целей больше нет. Теперь возможно всё.
В чем суть «Байкальского луча»? Присоединение к Иркутску поселка Листвянка (вероятно и Порта-Байкал), находящегося в 70 км от города. Идея, не имеющая ни экономического, ни иного здравого смысла, карикатурно смотрящаяся на карте. Однако такой проект - «золотое дно» для земельных спекулянтов, стремящихся «ввести в оборот» территорию национального парка, для желающих построить роскошные особняки вблизи Байкала. А вот для развития туризма проект более чем спорен.
Для природы же он просто убийственен. После того, как в конце 1950-х под воду Иркутского водохранилища ушли железнодорожные рельсы, проложенные вдоль Ангары от Иркутска до Порта-Байкал, ангарское левобережье  стало зоной покоя. Без дорог и населенных пунктов. И природа начала восстанавливаться. Разрастались пятна сохранившейся коренной темнохвойной (кедр, пихта) тайги. Темнохвойный подрост поднимается на обширных прилегающих площадях. Здесь, в каких-то 40-60 км от Иркутска (!), в значительном количестве обитают медведь, благородный олень, кабарга, кабан. Помню, лет 15 назад, рысь украла гуся с одного из дворов Порта-Байкал. Много глухариных токов. Гнездятся беркут, филин и другие редкие птицы, характерные для малонарушенных природных ландшафтов.
Зато правобережье Ангары вдоль Байкальского тракта в период после 1950-х превратилось в сплошной «ковер» из дачных товариществ, туристических объектов, разнокалиберных особняков.
Теперь власть захотела построить мост, по которому орда автомобилей и квадроциклов устремится в леса за Портом-Байкал. Имеющиеся проселки станут разъезженными дорогами, возникнет и густая сеть новых. Как поганят байкальскую природу джипы и квадроциклы нагляднее всего показал пример острова Ольхон - http://vryabtsev.livejournal.com/7914.html
Какие уж там медведи и олени. Все живое распугают, все вокруг исковеркают колесами, завалят мусором. Огромные пространства лесов и вовсе сожгут за считанные годы.
И наконец - сам исток. Красивейшее место. Река Ангара вытекает из Байкала широким (около 1 км), но мелководным (глубины порядка 1,5-2 м) потоком. Кажется, это второй (после р. Ниагара) по величине речной исток мира. Быстрое течение, несущее глубинную байкальскую воду, зимой не позволяет замерзать значительному отрезку реки. До строительства Иркутской ГЭС этот незамерзающий участок в отдельные зимы достигал г. Иркутска, а это более 60 км. Создание ГЭС резко сократило его размеры. В сильные морозы полынья теперь имеет менее 1 км в длину. С давних пор здесь существует крупнейшая в материковой Северной Азии естественная зимовка водоплавающих. Более 90% всех зимующих уток приходиться на долю гоголя. В разные годы (и по разным оценкам) их учитывали 3-10 тысяч.
Мост погубит красоту этого уникального природного места. Он пересечёт единственный участок, незамерзающий в морозы. Критически важный для зимующих уток. Сократит район их зимовки, резко снизит численность. Зимой здесь часты сильные туманы, поэтому утки будут налетать на опоры моста - и в большом количестве гибнуть.
Самая интересная утка - морянка, гнездящаяся в тундрах. В материковой Северной Азии она зимует только здесь. И постоянно держится посередине самого широкого участка истока, немногим ниже кромки байкальского льда. Именно на трассе моста. Морянка первой и исчезнет.


Фото 2. Морянки в истоке Ангары.
Ответственные чиновники возразят: «Какие такие птички? Речь о миллиардах! Разве могут быть сомнения!»
В пределах Иркутской области вся Ангара - еще недавно являвшаяся самой чистой из всех рек мира - превращена в цепь водохранилищ (Богучанское заполняется), загрязненных промышленными и бытовыми стоками. Единственный оставшийся кусок ангарской поймы между Иркутском и началом Братского водохранилища - вотчина заготовщиков гравия и застройщиков.
Теперь жадные руки тянутся к последнему, что осталось от нашей Ангары - к ее истоку!
Деньги для авторов этого проекта - высшая и единственная ценность?
Разумеется, в официальном обосновании не упомянут про перспективы выгодного «освоения» финансов. Только про интересы государства и общества. А природа? Ее у нас много. Еще Лену и Нижнюю Тунгуску нужно «освоить».

О недавней поездке в исток Ангары - http://vryabtsev.livejournal.com/13834.html

кризис заповедной системы, Ангара, антиэкологический маразм

Previous post Next post
Up