"Российские национальные парки и заповедники могут принять более 15 млн. посетителей в 2015 г., отметил глава Минприроды России Сергей Донской в ходе совещания, посвященного итогам и перспективам работы по развитию познавательного туризма на федеральных ООПТ. Сегодняшний объем посещений составляет всего 8 млн. в год… С. Донской также отметил, что познавательный туризм может стать хорошей альтернативой отдыху за рубежом в условиях сложной макроэкономической ситуации» -
http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=138751Да, в 2015 г. наплыв туристов в ООПТ неминуем. Помню, как в 1999 г. на Байкале произошло заметное увеличение посетителей - жителей городов Прибайкалья. Именно потому, что отдых в других регионах (и странах) из-за резкого падения уровня доходов многим стал недоступен. Позднее этот поток постоянно возрастал благодаря «автомобилизации населения». И теперь мы имеем примерно 600 тысяч ежегодных «гостей» Приольхонья и Ольхона. Что уже принесло огромный и невосполнимый ущерб и красоте ландшафта, и живой природе -
http://vryabtsev.livejournal.com/9055.html1. На о. Ольхон.
Хотя: «по словам заместителя директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Всеволода Степаницкого, развитие познавательного туризма на федеральных ООПТ должно быть неразрывно увязано с целями сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. В частности, для каждой ООПТ внедрены принципы и методические подходы, регулирующие порядок посещения, правила поведения посетителей и направленные на минимизацию антропогенного воздействия на природные комплексы и объекты».
Должно быть «неразрывно увязано», а в реальности - не увязалось. Методические подходы и правила посещения действительно существуют. Но, например, в Прибайкальском национально парке (ПНП) их придерживается очень небольшой процент посетителей. Для остальных все это - «филькина грамота». И будет таковой оставаться, пока многократно увеличенный штат инспекторов, оснащенных наземным и водным транспортом, не начнет массово пресекать массовые же нарушения природоохранного режима.
Но никакого «закручивания гаек» как не было, так и нет. Есть лишь призывы в массовом порядке приезжать в ПНП - и платить за посещение деньги. Помниться, в ежегодных отчетах и специальных информационных справках, отсылаемых на имя В.Б.Степаницкого, я писал про эти последствия и угрозы «туризма на ООПТ».
Но вместо того, чтобы решать острейшие проблемы, руководство заповедной системы взяло за правило их не замечать. Вот и на упомянутом совещании о них - ни слова. Для каждой ООПТ правила посещения прописаны - и говорить более не о чем.
Кто из отечественных ООПТ рекордсмены по туристическому потоку? Это национальные парки: Сочинский, Прибайкальский, Куршская Коса. «Лосиный Остров» сюда вставлять не буду, т.к. он находится в особом месте, живет в очень особых условиях (я бы сказал - в иной стране). Но этих трех на совещании не было. Вместо них были представители заповедников «Вишерский», Тебердинский, «Саяно-Шушенский», «Хакасский», национальных парков «Плещеево озеро», «Югыд ва» и «Кенозерский». Потому что «Все указанные ООПТ занимают лидирующие позиции в сфере развития познавательного туризма».
А как же быть с 3 названными мною парками-рекордсменами? Каждый из них по числу туристов переплюнет эту десятку вместе взятую. Наверное, не хочется признавать, что, если туризм принимает огромные масштабы, наши национальные парки не в силах охранять природу. А ведь этот рост (с 8 до 15 млн.) наверняка пополнит список парков, принимающих за сезон по несколько сотен тысяч человек. А некоторым и десятков тысяч хватит, чтобы стать вытоптанными пустырями. На Байкале, к примеру, в критической ситуации может оказаться Забайкальский национальный парк - составная часть ФГБУ «Заповедное Подлеморье». В которой заповедность присутствует лишь в названии.
Рано или поздно, но «закручивать гайки» в ООПТ (особенно нац. парках) придется. Но мы упорно будет ждать до тех пор, пока разрушительные последствия нашего «познавательного туризма на ООПТ» не станут очевидны для всего мира.