Майская Сванетия (часть 6)

May 31, 2014 22:06

Утро 12.05 было самым долгожданным событием моего путешествия.

В пять часов я начал особенно усердно маршировать по комнате, скрипеть половицами, махать руками и пыхтеть, всячески намекая спящему Давиду о том, что пора вставать. Будильник сработал - Давид в последний раз мощно всхрапнул и проснулся. Поделившись яркими впечатлениями о ночевке, мы начали собирать вещи.

Сегодня мы должны были подняться на перевал Чхутниери (2722 м), а затем спуститься к поселку Адиши. Со слов Давида дорога предстояла достаточно трудная, именно поэтому мы и не решились вчера на марш бросок из Ушгули сразу в Адиши, остановившись на промежуточную ночевку в Халде.

Завтракать не стали. Еды оставалось мало, а впереди был целый день в пути. Договорились перекусить в самый ответственный момент - перед подъемом на перевал.


Собравшись, мы вышли на улицу. Небо снова было затянуто тучами, но мне уже было все равно - хотелось поскорее начать двигаться, чтобы согреться по дороге. Голод и усталость после бессонной ночи отошли на второй план. Слез прощания с "гостеприимным" Халде тоже не было.

Дорога из Халде на перевал Чхутниери идет вдоль реки Халдесчала в сторону Безенгийской стены и одного из ее ледников - Зарешо-Халде. Пройдя несколько километров по горному серпантину, мы спустились в живописную долину. Вскоре начался постепенный подъем на сам перевал.

Сначала мы поднимались по узкой, но вполне различимой тропинке. Вскоре дорога начала заметно ухудшаться - появились камни, большие участки с остатками нерастаявшего снега и даже целое грязевое болото. В какой-то момент после очередного окружного обхода препятствий мы потеряли тропинку из виду. Не знаю, может быть она действительно закончилась где-то под снегом или оборвалась у грязевого болота, но я сомневаюсь, что выбранный Давидом дальнейший путь к перевалу был именно тем, которым ходят все туристы. По крайней мере на топографической карте пунктирная линия восхождения на перевал выглядит совсем иначе. Наш маршрут если и не был классическим для Чхутниери, то уж самым прямолинейным - это точно. Мы поднимались с уклоном более 30 градусов, а иногда, как мне казалось, и все 45. Я резко сдавал позиции - рюкзак налился свинцом, дыхание сильно участилось, каждый шаг давался с огромным трудом. Глядя на меня, Давид нервничал. Было решено позавтракать и набраться сил. Сидя на крутом склоне, я глядел вниз на пройденный путь и удивлялся сцеплению своих ботинок и собственной живучести. Давид торопился - вот-вот должен был начаться дождь, а дальнейший подъем с таким же уклоном, но уже по мокрой и скользкой траве не радовал ни его, ни меня. Мы доели остатки хачапури с мацони и с новыми силами двинулись к перевалу.

Несколько раз я думал, что мы уже достигли цели - глядя на крутой подъем, я видел его вершину и успокаивал себя "ну еще чуть-чуть и все позади, дальше будет долгожданный спуск". Зря успокаивал. Добравшись на четвереньках до кажущейся вершины, я видел перед собой небольшой пологий участок, после которого начинался аналогичный подъем на следующий уровень. После двух или трех таких подъемов на очередной мнимой вершине мы увидели снег. Это был неприятный сюрприз. По опыту у подножия Шхары я уже знал, что тающий снег в горах - штука опасная. Но сдаваться не хотелось - слишком много времени и сил было потрачено, поэтому было решено разведать ситуацию на месте. Понимая, что я держусь из последних сил, Давид решил подняться на заснеженный участок без меня и уже оттуда подать мне знак. Меня хватило минут на двадцать. Когда пошел дождь, мое терпение лопнуло, и я медленно начал карабкаться наверх. Вскоре я увидел Давида. Опасения подтвердились - снег был везде, обойти его не было возможности. Со слов Давида он сам провалился в него по пояс и еле выбрался. Нам ничего не оставалось, как возвращаться назад. Удача уже второй день улыбалась нам. Жаль, что не тем местом. Давид предложил вернуться в Халде и снова остаться там на ночь. От этой мысли у меня открылось пятое дыхание, и я убедил Давида, что с легкостью смогу дойти сразу до Кала, где мы сможем остановиться в нормальном гестхаусе. Бросив последний взгляд в сторону неприступного перевала, мы двинулись в обратный путь.

Я шел на автопилоте. Особых эмоций по поводу сегодняшней неудачи у меня не было. Мы, скорее всего, были первыми, кто попытался перейти пешком через Чхутниери в этом году. Не зря мы не видели по пути ни одного следа своих предшественников. Их в этом сезоне просто не было. Зато теперь у меня появился еще один повод вернутся в Сванетию. Но уже не раньше июня, чтобы снег на перевалах окончательно растаял.

В Кала мы пришли в тот же день. За плечами были бессонная ночь в Халде и около 15 км пешком, из которых несколько сотен метров подъема запомнились особенно ярко. Неугомонный Давид уже планировал маршрут до Латали на следующие дни, а я просто сидел на лавочке и радовался мелочам - сброшенному на землю рюкзаку, снятым ботинкам и даже самой лавочке, на которой можно сидя подремать. В этот момент позвонила Ксения. Узнав о наших приключениях, она предложила сократить дорогу до Латали с двух дней до трех часов. Перспектива оказаться уже сегодня вечером в "home sweet home" была очень заманчивой, и я с легкостью променял два дня пешком на три часа в машине. И не пожалел.

Вечером в гостевом доме Ксении и Гиглы меня ждал горячий душ, ужин с медвежатиной и мягкая постель. В некоторых ситуациях для счастья нужно совсем немного.

Фотографий этого дня не было не зря. Я их просто не делал. День оказался настолько трудным для меня, что мне было не до поиска удачных кадров, выбора правильной композиции и установок экспозиции...

На следующий день я проснулся новым человеком. Предыдущий день без фотоаппарата не прошел для меня даром. Руки чесались, и я решил перед завтраком немного поснимать.

Практически каждое весеннее утро в Латали выглядит примерно так...






Сначала ты просыпаешься в небе среди облаков...


...а затем спускаешься на поляну с одуванчиками.


Уютный яблочный сад перед домом Ксении и Гиглы со знаменитыми многофункциональными гамаками. В них можно не только спать, но и погружаться в нирвану, открывать третий глаз или просто валять дурака.


Любуясь этой красотой и наслаждаясь спокойствием, забываешь обо всех своих проблемах и кажется, что люди здесь живут легко и беззаботно, как облака, которые каждое утро спускаются к ним с неба. На самом деле все гораздо прозаичнее. То, что для мимолетного туриста рай, для местного жителя - обыденность и ежедневная рутина.


После "скромного" завтрака...


...я решил провести весь сегодняшний день в Латали.

Гуляя по улицам, я встретил местного паренька Звиада.


Звиад оказался на редкость общительным молодым человеком, учитывая то, что он ни слова не понимал по-русски, а я - по-грузински. С помощью жестов и международного языка эсперанто Звиад предложил мне показать достопримечательности Латали в обмен на скромное вознаграждение. Я был не против.

Сначала Звиад повел меня в церковь Пророка Ионы...








...а затем мы поднялись над Латали...




...к местному филиалу конторы по заготовке рогов и копыт (http://lib.ru/ILFPETROV/telenok.txt, Глава XV).




Судя по складским запасам и ассортименту продукции, дела в конторе шли хорошо. Остап Ибрагимович был бы доволен.


Чуть выше расположена маленькая церквушка.


Несмотря на то, что внутри никого не было, дверь была открыта, и любой желающий мог помолиться и поставить свечку.




Погуляв еще немного со Звиадом, я вернулся домой.


Вечером я познакомился с новыми гостями Ксении - Женей и Сарой из Франкфурта-на-Майне (салют, ребята!).

На следующий день мы договорились пойти вместе в общину Бечо.

(продолжение следует)
Previous post Next post
Up