Как я и предполагал, мой
вчерашний пост про турбизнес оказался скучноватым, но без него никак нельзя было обойтись. В дальнейшем, я не раз буду на него ссылаться.
Сегодня поговорим о более интересной теме - о том, что включает в себя пакетный тур, что оказывает большее влияние на цены и почему покупка пакетного тура часто оказывается выгоднее, чем покупка билетов и бронь отелей по отдельности. Сразу скажу, что речь будет идти о массовых направлениях, которые формируют примерно 80-90% продаж, для индивидуальных или просто не массовых туров, тем меньше работает это правило.
Как я уже писал вчера, пакетный тур формируется туроператором и включает в себя авиаперелет, проживание в отеле, трансфер, страховку. В редких случаях, что-то еще. Наибольший вес имеют перелет и проживание, стоимостью трансфера можно пренебречь (если не брать индивидуальный на лимузине), страховка тоже не дорогая, но про нее все же напишу подробнее, есть там хитрая хитрость, о которой надо знать.
Перелет. Если мы говорим о массовых пляжных направлениях, то скорее всего рейс будет чартерный. От регулярного он отличается тем, что билеты на него продает не авиакомпания, а заказчик - туроператор. В последние годы многие туроператоры обзавелись собственными самолетами или авиакомпаниями, например, NordWind у Пегаса, I Fly у Теза, Royal Flight у Корала и так далее. Часто операторы меняются блоками мест. Например, в этом году из Волгорада в Египет заказчиком борта в Хургаду является Корал, а в Шарм - Пегас. Операторы не стали меряться, кто круче, и конкурировать, ставя собственные борта на одни и те же направления, а просто взяли друг у друга по несколько десятков кресел. Кроме того, чуток и у того и у другого взял Анекс и в итоге все летят на оба курорта.
Теперь смотрим, что будет происходить, если туры на какую-то дату продаются плохо. Тот оператор, чей самолет, может снизить стоимость билета хоть до нуля. Один черт, если продали 80% мест, то отменять себе дороже. А вот блочнику это сделать сложнее, так как он то за свои кресла в любом случае оплатит. Поэтому, если знать, кто заказчик рейса, низкие цены лучше ловить именно у него.
Бывают туры на регулярке, в этом случае, туроператор покупает билеты у авиакомпании по спецаильному тарифу. Он обычно чуть дешевле, чем розничная цена, но дороже всяких акций и распродаж авиакомпаний.
Отель. Вторая составляющая, в значительной степени определяющая стоимость тура, это оплата проживания в отеле. На массовых направлениях туроператоры заранее выкупают блоки мест и продают их, назначая цену самостоятельно. Чем больше блок, тем важнее его загрузить, тем в большем диапазоне могут меняться цены на него. Когда цена может резко упасть? Ну, например, когда в отель заезжает большая группа и потом разом выезжает. Помню, когда я только начинал заниматься туризмом, одним из первых заказов была конференция человек на 200 в Турции. Я был дико удивлен, когда, рассчитывая на скидку за объем, получил от оператора расчет с ценами примерно на 30% выше, чем на сайте. Потом разобрался. Во-первых, блока из 100 номеров в отеле у оператора не было, часть пришлось добирать из числа свободных у отеля (или у другого туроператора), их цена получилась выше. Во-вторых, чтобы 200 человек могли заехать в один день, отелю надо, грубо говоря, дня три работать только на выезд, не заселяя туристов и освобождая номера. Такая же ситуация с выездом. Разом освободилось 100 комнат, как их загрузить? В этот момент, цены могут резко упасть, т.к. отелю надо восстановить загрузку.
Практически в любом случае, блочные цены операторов существенно ниже, чем цена отеля на букинге или других подобных сайтов. Недавно популярный блогер
puerrtto сильно удивлялся тому, что через турфирму забронировал номер в Шарме вдвое дешевле, чем на букинге. А между тем, все просто. Он оформился через Корал в один из Отиумов, это отели, которые полностью контролируются этим туроператором. Цены от стойки там если и есть, то заградительные, загрузкой отеля полностью занят Корал.
Сейчас некоторые операторы играются в игру под названием "живая цена". Это когда цена может измениться несколько раз в течение дня автоматически. Пошли клики по отелю на сайте, хоп, и накинули десяточку. И наоборот.
Как и обещал, пара слов о страховке. Страховые полисы мало кто читает, а зря. Сейчас в целях удешевления, операторы делают обязательную медицинскую страховку с франшизой долларов в 30. То есть, если стоимость услуг врача составит от 0 до 30 долларов, ее оплачивает турист, а если от 30 до 15000 тысяч - уже страховая. 90% случаев обращения к врачу сводятся к тому, что надо залечить какую-то царапину, померять давление и прочие мелкие неприятности. Стоит это как раз ту самую тридцатку, которую придется отдать. Лучше не жадничать, а купить нормальный полис без ограничений, их продают все агентства, стоит он копейки.
Завтра расскажу, что такое раннее бронирование, горящие туры и продажи «по фортуне», а также дам несколько советов, когда и как поймать лучшую цену.