Состоявшееся примерно в то же время, что и задержание Надежды Савченко, нападение на Андрея Юрова, закончившееся нанесением ему нескольких ударов и обливанием зеленкой, вызвало острую реакцию воронежских правозащитников.
Она последовала не только из-за инцидента с членом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, но и ввиду акций против ряда лиц, также относящихся к правозащитному движению и оппозиции. Их организация «Группировка перемен» выбрала на роль
пятой колонны» в Воронеже. Негодование по поводу насилия и требования найти и наказать совершивших преступление абсолютно оправданы. Опасения и воспоминания о не самом чистом прошлом правозащитников вызывает риторика, которой сопровождаются эти требования.
Например, выдвигается тезис о «двух волнах фашизации Воронежа».
Первой волной, очевидно, считается ряд происходивших в городе конфликтов с участием неонацистских субкультурных движений. В первом варианте доклада «Воронежский пульс» участники МПД и другие правозащитники из Дома Прав Человека были отнесены к субкультурам и назывались одними из главных борцов с неонацистскими группами. При этом в тени остается и тот факт, что основную роль по предотвращению распространения ксенофобии в Воронеже сыграли правоохранительные органы, и то, что противостояние правозащитников с праворадикалами было зачастую продолжением борьбы двух идеологических течений субкультуры скинхедов - анархо-коммунистического и неонацистского. И сопровождалась последняя борьба внутри субкультуры насилием с обеих сторон.
Преступников-нацистов, совершивших свои нашумевшие преступления в Воронеже в 2000-ые годы, нашли и обезвредили правоохранительные органы. Как и членов других неонацистских группировок, возникших на волне социально-экономического кризиса и войны в Чечне. Заслуги Дома Прав Человека в этом отсутствуют. Зато были освоены гранты на противодействие фашизму, прочитаны лекции и проведены мероприятия с туманной отдачей, приобретена определенная международная репутация.
В брошюре воронежских правозащитников «Страх и ненависть в Воронеже. Обзор ситуации с ксенофобией в Воронежской области за пять лет (2004-2008)» изданной при поддержке Благотворительного Фонда Дж. и К. МакАртуров в рамках проекта «Молодежные действия - ПРОТИВ ксенофобии, расизма, национализма - ЗА толерантность и Права Человека» ее авторы отмечают:
«Воронежская область за последние годы приобрела печальную известность как один из центров агрессивного национализма в современной России. Однако акты насилия на почве ненависти - это лишь верхушка айсберга, их глубинные истоки находятся в системе общественных отношений и ценностей. Конечно, Воронежская область не единственный регион, где активно действуют националистические группы, однако на ее примере можно увидеть ту среду, которая не противостоит явлениям ксенофобии, страха и ненависти... Мы надеемся, что эти тексты и предложенные рекомендации помогут в дальнейшем размышлении о том, как остановить «чуму в городе» и как вернуть Воронежу имидж спокойного, безопасного и гостеприимного города».
Однако, действия самих правозащитников и лиц, напрямую связанных с ними, спокойствие, безопасность и гостеприимство города нарушали в немалой степени. Например, случай с избиением группой лиц, включавшей Александра Вялых, координатора воронежского ДПНИ Олега Чернявского и его коллег по движению не получил огласку только из-за того, что, по имеющимся данным, дело завершилось примирением сторон - Чернявского элементарно купили. Широко известным стал другой эпизод насилия со стороны воинствующих «антифа» - весной 2008 года воронежские анархисты разгромили офис того же ДПНИ, члены которого в Воронеже ни разу не были замечены в насильственных действиях. О своей акции «антифа»
написали так:
«Воронежские анархисты ВРСА совершили нападение на штаб-квартиру воронежского отделения ДПНИ, расположенную по ул. Ломоносова в районе СХИ. В ходе атаки на штаб разбит монитор компьютера и испорчена часть нацистских листовок. Анархистом Палычем избит координатор ДПНИ-Воронеж Олег Чернявский... Данное нападение является контр-акцией против проведения “Русского Марша” в Воронеже, организаторами которого выступают ДПНИ, СС и КРО “Родина”».
Один из лидеров воронежских анархистов Александр Вялых напрямую связан с Домом Прав Человека. Он хорошо
известен как активист анархо-коммунистического Межпрофессионального союза трудящихся (МПСТ), а также как одна из ключевых фигур «Черного Блока». На Интернет-странице этого объединения имеются
ссылки как на ресурс анархистов ВРСА,
взявших на себя ответственность за нападение на офис ДПНИ, так и на сайты Молодежного Правозащитного Движения, Межрегиональной Правозащитной Группы, а также Межрегионального Свободного Профсоюза Студентов (МСПС) - организации, зарегистрированной в Доме Прав Человека, воронежское отделение которой
возглавлял Александр Вялых. Одним из учредителей МСПС является Наталья Звягина, также бывшая заметной фигурой среди воронежских «антифа».
Она же
значится среди учредителей ИА «
Артикль20» (зарегистрированного опять-таки в Доме Прав Человека), которое
ставило своей целью освещение ситуации в области права на свободу собраний и ассоциаций, гарантированных статьей 20 Всеобщей декларации прав человека. На сегодняшний день заголовки 5 последних новостей о Воронеже на страницах данного СМИ выглядят
так:
-
Дело Романа Хабарова: хроника преследования;
-
Воронежский областной суд оставил украинку Савченко под арестом;
-
Украинская летчица Надежда Савченко написала письмо президенту Порошенко;
-
Надежду Савченко обвиняют в убийстве по мотивам политической ненависти;
-
Надежда Савченко (Украина) обнаружена в СИЗО №3 Воронежа.
Трудно объяснить, чем продиктовано такое внимание к фигуре украинской летчицы, служившей наводчицей в добровольческом батальоне «Айдар». Комплектовалось это формирование в том числе и так нелюбимыми правозащитниками националистами. Неоднократно его бойцы обвинялись в мародерстве и жестоком обращении с мирным населением, до сих пор появляются сведения о попытках его
роспуска по этим причинам. Обвиняется Надежда Савченко в совершении преступления, никак не связанного с соблюдением прав на свободу собраний и ассоциаций. Масштабная пропагандистская кампания по «обелению» и романтизации образа Савченко идёт сейчас на Украине, ориентируясь не только на местное население, но и на страны Запада. Очевидно, именно интересы США и Евросоюза, спонсировавших Майдан и втянувших страну в гражданскую войну, являются тем единственным связующим звеном между воронежскими правозащитниками и Надеждой Савченко. Марионеточное киевское правительство и обитатели воронежского Дома Прав Человека служат одним и тем же интересам одних и тех же стран и организаций. И именно в Воронеже в данное время это проявилось очень наглядно.
Эффективность же работы Дома Прав Человека с точки зрения распространения ценностей прав человека в городе выглядит сомнительной. Наиболее ярко это проявилось 20 января 2013 года, когда многочисленной толпой был разогнан пикет ЛГБТ-активистов. Непосредственными свидетелями того, что их работа не принесла никакого результата, были и несколько правозащитников.
Не прибавляет популярности им и уголовное дело по по подозрению в незаконной организации азартных игр с извлечением дохода в особо крупном размере (часть 2 статьи 171.2 УК РФ) и участии в организованном преступном сообществе (статья 210 УК РФ) в отношении группы лиц во главе с Олегом Мешалкиным, в числе которых под следствием находится Роман Хабаров, тесно связанный с Домом Прав Человека и прямо называвший себя правозащитником. Уголовное дело, возбужденное в результате деятельности, далекой от защиты прав человека, очевидно, не может придать доверия среди общества к работе воронежских правозащитников из ДПЧ.
Ни эффективной, ни популярной их деятельность не стала. И в продолжении ее могут быть заинтересованы совсем не граждане России, живущие в Воронеже или органы власти. Конечным ее выгодоприобретателями могут быть только те, кто организовал переворот на Украине с последующей гражданской войной, кто мечтает уничтожить Россию с помощью серии спровоцированных конфликтов. В этой связи все более непонятным выглядит пребывание Дома Прав Человека, почти открыто вставшего на сторону врага, на муниципальной собственности за счет горожан.