Apr 03, 2015 06:25
Про литературу, Пушкина, Бунина, декабристов, поиск своего пути и разные приятности девушек.
Как-то я писал про то, что ещё в бытность мою учеником средней школы, учительница литературы, после первого же мной написанного сочинения, в 4-м классе, на тему "Кем я хочу стать, когда вырасту" (я тогда написал, что хочу стать водителем-дальнобойщиком, и в красках живописал своё видение этой профессии ) сообщила мне, - мол, ты, Дима, отныне не обращай внимания на те темы для сочинений, что выписаны на доске для класса, а пиши то, что хочешь.
С той поры в сочинениях я писал - то что хочу. И это, как я теперь понимаю - было для меня очень ценно. И учительнице за это, звали её Валентина Дмитриевна, - низкий поклон. Тогда я усвоил, это был ценный урок, что писать нужно - только то, что хочешь; а не то, что можно, модно, разрешено, выгодно, популярно и т.д.
Вспомнил кое-что с этим связанное:
На экзамене по литературе, в 11-м классе, нам задали написать сочинение на тему: "Влияние декабристов на творчество Пушкина.".
Декабристов я всегда не любил. Поэтому писать ничего про них, и их влияние, на экзамене, соответственно - не стал. Какие могут быть сочинения, на тему влияния кого-то там на Пушкина, в начале лета?
Как можно юному созданию, с горячей, пытливой и неуёмной натурой, с безудержной жаждой познания жизни и мира, - шесть часов париться в душном классе, и вымучивать из себя какую-то муть на тему всех этих совершенно никому не нужных декабристов, которые, в своё время, с жиру бесились (и добесились на свою голову)?
- Совершенно было никак нельзя!
Поэтому тогда, как только прозвенел звонок и начался экзамен, я, ничтоже сумняшеся, быстренько, за 15 - 20 минут, списал предисловие из книжки стихов Пушкина (которую кто-то из одноклассников протащил тайком на экзамен), отнёс это всё учительнице и ушёл из класса.
На сочинение было выделено шесть часов. Поэтому когда через 20 минут после начала экзамена я сдал учительнице два листа текста - она была слегка шокирована. Я полагаю, что чуть позже, по прочтению моего сочинения - учительница была шокирована ещё больше. Особенно если учесть, что в конце сочинения, шариковой ручкой, в прекрасном художественном исполнении была нарисована - рожа беса со злорадной ухмылкой на тонких губах, с острой козлиной бородой, с высунутым языком и рожками на лбу. Это я так схематично изобразил влияние декабристов на Пушкина.
Сразу же, по сдаче учительнице своего опуса (в котором, кстати, ни слова не было про декабристов, - так как в предисловии они не упоминались), произошла такая вещь - как только я положил своё "сочинение" на учительский стол, с улицы раздался сигнал автомобиля. Выглянув в окно, я увидел - что это один из представителей местной шпаны подъехал на своём авто, и призывно машет мне рукой из окошка машины.
У меня всегда, надо отметить, были друзья из совершенно различных слоёв общества.
Я спустился на первый этаж (класс был на втором), вышел из школы, и мы поехали с приятелем купаться - на карьеры. А на улице был тёплый ясный день, начало июня, кругом распускаются цветы и повсюду их волнующие ароматы, и запахи молодой зелёной листвы; а на карьерах прохладная, ласковая, слегка пахнущая водорослями вода - тёмная на глубине и прозрачная у берега. Девушки в купальниках на прибрежном, светло-жёлтом, горячем, мягком песке; жар солнечных лучей на их лицах, руках, плечах, груди, спинах, бёдрах, икрах, остывающий в загар; прохлада от близкой воды, блеск глаз, улыбки, смех, гомон голосов, призывные взгляды, почти обнажённые тела, тонкие пальцы, крики чаек, глубокая лазурь июньского неба.
Вот такой шикарный бонус, в виде поездки на карьеры (до которых, без машины, было далековато из города добраться), мне предоставили в награду за то, что я не стал вымучивать из себя никому не нужную муть про декабристов.
В школьном аттестате, напротив графы "Литература", где выставляется оценка, у меня отмечено - "Прослушал", - что соответствует оценке "два". Меня это никогда нимало не смущало. И проблем никаких в жизни не вызывало. В своё время я даже сподобился поработать журналистом и, чуть позже, редактором газеты.
Да и в школьном образовании я разочаровался за полтора года до окончания своего школьного обучения. Поэтому последние полтора учебных года я старался заниматься только тем, что мне нравится. А именно:
осваивал музыкальную грамоту, игру на шестиструнной гитаре, организовывал рок-группу, пел песни, много читал; на уроки ходил не всегда - предпочитал проводить учебное время в кабинете пионервожатой. Ничего крамольного не подумайте (хотя, можете думать всё что угодно)) - мы там с ней беседовали на разные высокоинтеллектуальные (и не очень)) темы. Плюс, ко всему прочему, ей нравились песни под гитару, а я как раз тогда начал преуспевать на этом поприще. И ещё я влюблялся в девушек. А девушки влюблялись в меня; потому как известно - безответной любви не бывает. В общем - я учился - жить, любить и радоваться. Вне рамок школьной программы.
А когда, через несколько лет после школы, я узнал, что один из моих любимых писателей - Иван Бунин, - в своё время бросил учёбу в гимназии, я ещё раз очень порадовался за себя. И за Бунина.