я вчера потрясающий фильм посмотрела --
The Lion in Winter, тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года.
Фильм -- по пьесе Джеймса Голдмена (про которого я, собственно, ничего не знаю, а Википедию вы и сами сможете прочесть) 66-ого года, с Питером О'Тулом (*swoon*) в роли Генриха Второго Плантагенета и Кэтрин Хепберн в роли Эленор Аквитанской.
Фильм о том, как сильно переплетены и неотрывны жгучая ненависть и безумная, болезненная любовь, вызвавшая эту самую ненависть -- когда и то, и то длиться целую жизнь.
***
Реплики слушать нужно очень внимательно -- особенно реплики Эленор -- что ни реплика, то цитата -- но у меня не вышло -- дочка спала -- поэтому телевизор был включен супер-тихо, а на диске не оказалось английских субтитров (смотрела с французскими, ха!) -- пересматривать сейчас сил нет (фильм идет два часа с гаком) -- да и опять дочка спит -- но пересмотрю обязательно. Мне запомнилось больше смешное, чем острое, но это особенности моей слабой памяти -- буду, буду пересматривать (So! The royal corkscrew finds ME twisted?).
Фильм очень театральный, у семейства Плантагенета практически отсутствует свита, костюмы практически условные (но очень точные); двенадцатый век показан во всей своей прелести -- с земляными полами, покрытыми соломой, везде снующими псами и ведрами вместо шлемов.
***
Не смотря на то, что от Питер О'Тульских глаз можно закачаться, от Кэтрин Хепберн я просто умерла -- эта женщина может выразить тысячу самых разных чувств только уголками своего узкого большого рта. В детстве я не понимала, почему она считалась красавицей -- мне она казалась каракатицей угловатой -- теперь я не понимаю себя в детстве.
***
Кто на ком женился когда и кого родил в этой семейке будет на порядок почище семейки Генриха Восьмого. Эленор Аквитанская, вообще-то, была потрясающей теткой -- образованной, умной и смелой -- если я не ошибаюсь, это при ее дворе были написаны Les Lais de Marie de France -- Герцогиня Аквитанская ездила в крестовый поход со своим первым мужем Людвигом Седьмым Французским (с ним у нее "не сложилось" -- Людвига растили не королем, а в церковь, и королем он стал лишь после смерти старшего брата, Филипа -- Эленор с ним было, мягко говоря, скучновато -- однако развелись они потому, что Людвигу нужен был сын, а у Эленор с ним все дочки рождались), несколько раз едва не была похищена, родила кучу детей (из них восемь -- с Генрихом Вторым), интриговала, интриговала, интриговала (владение Аквитанским герцогством делало ее нешуточным игроком в те времена -- ее владения, собственно говоря, превышали владения короля Франции), в конце концов пережила практически всех своих многочисленных детей и была похоронена рядом со своим любимым Генрихом, протоив которого строила столько козней....
***
Я все не могла понять, кого мне напоминает актер, играющий Ричарда? А кого красивенький дяденька-король Филип Август? Когда начались титры, пришлось стукнуть себя по лбу -- Sir Anthony Hopkins was Richard, while Mr. Timothy Dalton played King Philip. Duh!
любящие супруги:
Генрих и Филип:
А вот могила голубков Генри и Эленор, выловленая мною в просторах гугла:
I was impressed by the casting of an older Hepburn as Eleanor to the younger O'Toole -- Henry, indeed, was eleven years his wife's junior. Правда, нужно признаться, что разница между Хепбурн и О'Тул не 11, а все 25 лет -- но так тем более впечатляет.
anyhoo, I'll leave you with a quote:
Prince John: A knife! He's got a knife!
Eleanor: Of course he has a knife, he always has a knife, we all have knives! It's 1183 and we're barbarians!