8 марта Ваша покорная слуга зачем-то решила встретить тот дивный день (а точнее, уже вечер) на балете "Татьяна" Ноймайера в МАМТ им. Станиславского.
Слава Богу, удалось попасть по входному билету за 500 р., так как страшно представить, как велики были бы мои муки, подсчитывай я в уме, сколько шампанского, конфет, и прочих радостей можно было бы устроить себе на деньги, потраченные на билет в партер.
Посещая подобные спектакли, задаюсь одним и тем же вопросом: Я сумасшедшая, или мир вокруг немного странненький?..
Как всем известно, фабула поэмы "Евгений Онегин" совершенно ясна и прозрачна даже для самого ленивого и бестолкового школьника. Но для того, чтобы понять смысл творения Ноймайера, необходимо, наверное, проштудировать не один и не два учебника по психоанализу и несколько трудов доктора Фрейда, и даже доскональное знание пушкинского текста вряд ли поможет понять происходящее. Искренне было жалко маленьких детей, пришедших с родителями на этот спектакль. Думаю, впечатление от поэмы, которую они еще даже не читали, им подпортили на корню.
Первые полчаса я пыталась искренне вникнуть в смысл происходящего. Хрупкая красавица Татьяна в исполнении Дианы Вишневой окружена какими-то странными субъектами и декорациями. Вокруг нее происходит не менее странное действо, больше напоминающее сон человека с высокой температурой, нежели что-то, относящееся к творчеству А.С. Пушкина. Очень странные действия, непонятные, откровенно жуткие персонажи (типа мумий, вампиров и клонов Нео из "Матрицы") очень странные и совершенно не эстетичные танцы вкупе с чудовищной музыкой, больше похожей на шум в оркестровой яме перед началом спектакля; лысый Онегин, щеголяющий голым торсом большую часть времени; как неотъемлемая часть "русской культуры" - водка, льющаяся рекой, павлопосадские платки, медведи, серые унылые декорации, кордебалет в ватниках и шапках-ушанках (странно, что не в валенках) - вот обобщенная картина того, что предстало перед зрительной массой (пользуясь выражением Коровьева-Фагота из "Мастера и Маргариты") в театре им. Станиславского. Не знаю, понравился бы такй спектакль Станиславскому, а вот Всеволоду Мейерхольду, изобретателю театральной биомеханики, понравилось бы наверняка, ибо танцем то, что происходило на сцене, назвать нельзя. Больше всего это было похоже на ту самую биомеханику.
Вот во всей этой каше из шапок-ушанок, медведей, платков и водки зрителю предложили увидеть смысл балета "Татьяна". Не исключаю возможности своей бестолковости, но смысла я в этой "каше" не увидела. Никакого. Естественно, будучи "в теме", я улавливала по ходу действия какие-то знакомые моменты - вот Онегин смотрит в театре балет с той самой Истоминой, вот Татьяна пишет письмо Евгению, а вот Ленский в джинсах и с голым торсом ищет вдохновения... Но на этом понимание обрывалось. Прежде всего, понимание логики того, зачем все это происходит. Того, почему это называется словом "балет". Того, почему один странный человек вдруг решил, что его странные фантазии, странное понимание смысла и его странный взгляд на поэму могут быть кому-то, кроме него и некоторых близких ему людей, интересным. Я не понимаю такую самонадеянность. Я не понимаю, почему только на "странности" и знакомом названии литературного произведения можно строить целый балет, заставлять артистов его танцевать, а зрителей - смотреть.
Возможно, я зря поношу Джона Ноймайера, и у него есть где-то в закромах и хорошие балеты, а мне просто не повезло начать знакомиться с его творчеством именно с этой постановки.
Грустно, что эту ситуацию не смогла спасти даже Диана Вишнева.
И тем не менее, немного обидно за "наше всё", от которого, после прочтения Ноймайером, осталось "всего ничего".