Давно не была в Большом театре, не в курсе того, кто и как сейчас там танцует. А вчера был такой повод - день рождения моей любимой балерины Майи Плисецкой - грех не просветиться.
В первом акте выступали т.н. звезды большого театра, исполнившие коронные вариации легендарной Майи Плисецкой.
То, что было показано вчера, было воспринято мною как пародия на балеты, которая танцевала Плисецкая, как картонная подделка.
Практически каждая вышедшая на сцену звезда (либо раздутая, либо уже сдувшаяся) удачно подчеркнула тот факт, что Времена Великой Майи канули в лету. Сегодня запись танца Майи, поспроизведенный хоть на гигантском проекторе на сцене Большого, хоть на экране мобильника - поражает, восхищает до слез. Живые "звезды" на сцене Большого вчера - удручали, огорчали, вызывали зевоту, в общем делали всё что угодно, но только не то, что было бы достойным подношением памяти Великой балерины.
Несуразные фигуры, ярко выраженная ученическая старательность прим в исполнении любого движения (на этом фоне очень выгодно выглядели реальные ученики хореографической школы им. М. Плисецкой - уже практически готовые "звезды")... Даже не хочется говорить о таких вещах, как артистизм, музыкальность, энергия, жизнь, вдохновенность - о том, что было в танце Майи, о том, что всегда было краеугольным камнем балета, и то, что сегодня, как кажется, полностью исчезло.
Конечно, несправедливо мазать всех одной краской, поэтому необходима ложка мёда в этой бочке дёгтя.
Думаю, никого не удивит тот факт, что Мария Александрова в вариации Китри из 1 акта "Дон Кихота" была прекрасна и умудрилась заполнить собой огромную пустую сцену Большого театра.
На Марии Аллаш в "Раймонде" глаз отдохнул на красивых линиях, грамотных движениях и лёгкости исполнения.
Анжелина Воронцова (Михайловский театр) ярко и выгодно отличилась на фоне всех выступивших в первом акте, воскресив своим танцем то, что воспевала Плисецкая на сцене - свободу, жизнь, искренность. И ее страстный танец, грациозные движения, мягкие женственные линии тела словно вернули в прошлое и показали всем, каким должен быть танец, достойный исполнения на сцене Большого Театра.
Обсуждать Ульяну Лопаткину в скромной компании Андрея Ермакова нет смысла. Нет смысла обсуждать легенду, описывать гения.
Светлана Захарова, которую тоже многие считают гением, в Кармэн-сюите была катастрофически скучна. Это ж надо быть тоскливой занудой в таком горячем и выразительном спектакле!.. Но гению Захаровой это с блеском удалось. Глаза девушки из серии "я не такая, я жду трамвая" в парадоксальном сочетании с вульгарными замашками уличной женщины не придали зрелищу интереса, а фирменные "раздиры" давно набили оскомину и перестали впечатлять.
Безжалостный контраст прошлого и реальности показал: если раньше Балерина была танцующей актрисой, то сегодня балерина - это любая особь женского пола, взгромоздившаяся на пуанты. С этой точки зрения следующему подобному мероприятию просто необходимо включить в программу еще двух звезд: Новоиспеченную приму Мариинки Оксану Скорик, виртуозно владеющую всеми последними трэндами Большого балета: принципиальностью (принципиально не слышит музыку), уравновешенностью (каменной непрошибаемостью в любой роли) и трепетностью (трепещущей, видимо от страха упасть) а также Николая Цискаридзе, замаскированного во вдову Симону. Для того, чтобы хоть кто-то из звезд Большого вышел на поклон четыре раза. Просто так. Для контрасту..