Вот
тут статья, которую рекомендую к прочтению.
ИМХО, многие аспекты, о которых и я тоже размышляла в последние годы, разложены по полочкам. Но тут поле непаханое, и если всерьёз рассуждать об идеологии, то нужно писать не статьи, а фундаментальные труды. И эта работа, разумеется, не для тех, кто привык к формату в 140 символов :) Тут нужна отличная теоретическая подготовка, тонны прочитанных книг, немалый жизненный опыт, основательные мозги и - это главное! - совесть. Только тогда получится нечто фундаментальное, вроде "Капитала".
Пока же идёт именно нащупывание форм той идеологии, которая могла бы стать знаменем для нас. До сих пор она оставалась на уровне ощущений, а все практические попытки её воплотить (от царей до генсеков) оказывались однобокими. ИМХО, у нас осталось не так много попыток, чтобы ошибиться в очередной раз.
Позволю себе вставить свои пару копеек.
1. Ключевой особенностью общества России с давних времён была востребована справедливость. Не justice (в дословном переводе с английского "правосудие"), а именно справедливость. Понмаемая по мелочам в разные века по-разному, в главном она оставалась одной и той же: когда за содеянное воздаётся как должно. За доброе добром, за злое - согласно соответствующей статье УК. То есть если условный среднестатистический гражданин сел за руль пьяным и упоротым, и убил кого-то, то должен получить свои от 5 до 12, и если условный "великий артЫст" сделал то же самое, то тоже должен получить свои от 5 до 12. И даже речи не должно быть о каком-то снисхождении только потому, что он Творческая Ылита (как требует тусовочка - понять, простить и отпустить).
2. Не менее ключевой особенностью империи контитентального типа, которой Россия была со времён Ивана Третьего, является не подчинение и поглощение, а интеграция. Мордвин Никон был патриархом Всея Руси в те времена, когда совершенно невозможно было бы представить какого-нибудь индейца-христианина из британских колоний на посту архиепископа Кентерберийского. И причиной его ссылки было отнюдь не происхождение, а затеянная им реформа и недовольство клира. Эстонец Алексий Второй, кстати, тоже застал времена, когда в Англии был невозможен тот же должностной пердимонокль. Эфиоп Ганнибал, немец Миних, малоросс Безбородко, грузин Багратион, тысячи других деятелей (в хорошем смысле этого слова) времён поздних Романовых и СССР, великороссов и многих других - это мизерная доля тех, кто, при всех своих личных тараканах, составляли славу России.
Ключевые слова выше я выделила.
Будем двигаться дальше. Путь в тысячу ли начинается с первого шага.