"Адмирал Корнилов" в Находке, 1893

Aug 10, 2023 17:09







"Бухта Находка во время посещения крейсера "Адмирал Корнилов", 1893 г. Фото из фондов МВЦ г. Находка



Для меня история Находки (как места) 19-го века началась именно с этого изображения, а точнее с разногласий, им вызванных - между официальной версией (устоявшейся в местном музейно-краеведческом сообществе) и мнением так называемых «независимых историков» (вообще отрицавших сам факт такого визита, по причине отсутствия неопровержимых фактов, подтверждающих сие событие).

Это знаковое, без преувеличения, фото, ставшее источником местной легенды о "гидрографическо-этнографической экспедиции военного губернатор Приморской области Унтербергера П.Ф. в бухту Находка на борту крейсера "Адмирал Корнилов". Причем именно подпись под(на) этим фото послужила местным музейщикам и краеведам источником датировки эпохального события, а разные версии этой фотографии и атрибутировались по-разному, от "пароходо-корвета Америка" до, собственно "Адмирала Корнилова" и "неизвестного сухогруза".



Разные версии одной и той же фотографии, хранящиеся в МВЦ г. Находка.

Вот и начнём с датировки фотографии, на которой можно разглядеть не только некое судно, стоящее на фоне главных и узнаваемых находкинских достопримечательностей той поры (сопок Брат, Сестра и Племянник, именовавшихся тогда «пиками Клыкова»), но и подпись с датой по нижнему краю: «В.П.263 Миноносец Сучена у устья р. Сучена. 29. VI.. 1893.»

Местная историография, которую столь усердно и тщательно цитирует Википедия, гласит: «В июне 1893 года бухту Находка посетил крейсер «Адмирал Корнилов», на борту которого находился военный губернатор Приморской области П. Ф. Унтербергер, в бухте проведены гидрографические исследования» (раздел история Находки, 1890-е годы)



Фрагмент подписи на фотографии, с предполагаемыми знакоместами под цифры и точками-разделителями.

Как можно заметить, зон для размещения римских цифр, обозначающих месяц в датировке, больше чем две - их три (не считая разделителя - точки), соответственно логично будет предположить, что имелся в виду седьмой месяц - июль (VII ), а не июнь (VI). Именно исходя из этого предположения будут строиться все последующие рассуждения и датировки.

А теперь перейдём к самому судну, точнее - к его опознанию. Для этого увеличим фрагмент фото с использованием нейросетевого апскейла:



Опознание типа судна по увеличенному фрагменту

«Сучена» - один из первых разборных миноносцев системы Або (вместе с «Янчихе»). В конце 1880-х, для срочного усиления миноносцами базировавшейся в то время на Владивосток Сибирской военной флотилии было принято решение, которое позволило бы не строить, а собирать (доставляемые по частям) миноносцы на месте - для оптимизации процесса. Корабли, разобранные на несколько секций, грузили на пароходы и доставляли к месту сборки. И в 1892 году миноносцы были испытаны и готовы вступить в строй в составе флотилии.





Миноносец "Сучена" на Дальнем востоке

Но как он оказался в на рейде бухты Находка в конце июля 1893 года и кто сделал это фото? Начнём с ответа на второй вопрос: если рассуждать без краеведческой шелухи, то вероятно это фото авторства В.Н. Попова (Капитан 2 ранга, крейсер "Адмирал Корнилов"), о чем свидетельствует монограмма в начале подписи и номер (все фотографии Попова этого периода, из так называемого японского альбома крейсера, имеют сквозную нумерацию).



Определение ракурса и примерной точки съемки в бухте Находка

Анализируя ракурс и высоту съемки (камеры во время фотографирования), можно сделать обоснованное предположение, что фото снято не только довольно близко к оконечности мыса Астафьева (который сильно изменился за прошедшие 130 лет), но и с борта достаточно высокого судна, которое (судя по авторской подписи) и являлось «Адмиралом Корниловым». Но лично меня смущает подпись - "в устье реки".

От предполагаемого места стоянки миноносца, запечатленного на фото (напротив оконечности мыса Астафьева, на входе в бухту Находка) до собственно устья Сучана (р. Партизанская) около 7 км. Мог ли сей малозначительный факт упустить морской офицер (пусть и доктор) - неизвестно. Опять же, сама подпись по снимком - на известных поповских фото этой серии имеется только монограмма из инициалов и порядковый номер. Так что можно предположить, что подпись могла быть сделана и значительно позже (а возможно и другим человеком, не автором - "с чужих слов"). Кем и когда - остается только догадываться (нужно изучать историю конкретного отпечатка. возможно существуют версии и без "лишних букв").

И тут мы снова упираемся в необходимость точной датировки события (посещения бухты находка как минимум двумя кораблями Сибирской военной флотилии в июле 1893-го года). Обратимся к периодике тех лет, а именно архивам газеты «Владивосток» 1893-го года, а ещё точнее - к постоянной рубрике «Движение военных судов» (выборка за сезон навигации представлена ниже, вместе с фотографиями судов, упоминаемых газетой):





"Движение военных судов" - по материалам газеты "Владивосток" за апрель-октябрь 1893 года

Действительно, по данным источника, в период с 25-го июля по 6-е августа 1893 года, крейсер первого ранга «Адмирал Корнилов» совершал поход в залив Америка. К сожалению подтвердить данные факты из другого, гораздо более надежного источника (шханечного журнала крейсера), не представляется возможным - данные об этих записях в архивах за интересующий нас год, по всей видимости, утрачены («выбыло»):



Записи о выбытии архивных дел из фонда 870: "Вахтенные журналы (коллекция). (1719-1917)" РГАВМФ

Но в то же время (если верить газете), миноноски Або (которые как в том стишке: "мы с Тамарой ходим парой" совершали походы синхронно вместе с "Янчихе") находились на рейде: 23-го и 30-го июля, а ближайший поход совершили только в сентябре (в залив св. Ольги) и 14-го снова были во Владивостоке. Могла ли одна маленькая, но проворная миноноска "Сучена", за каким-то надом улизнуть (например на совместные минные стрельбы, которые проводились на "Адмирале Корнилове" в период посещения бухты), скажем, 27-го-28-го, а вернуться к полудню 30-го - неизвестно (несколько часов нормального хода с рейда Владивостока до Находки по хорошей погоде)?

Могла ли газета проглядеть факт исчезновения и возвращения небольшого, по сути, корабля из отряда миноносок - можно только догадываться. Конечно, в отличии от шханечных журналов "Корнилова" той поры (сплошные "выбыло" целыми страницами подряд), фонды по "Сучене" вроде как сохранились (хотя и частично), так что теоретически есть шанс найти подтверждение или опровержение сему факту... быть может кто-то эту информацию найдёт. Однажды.

Но вернемся к визиту крейсера и обстоятельствам, этому сопутствующим. В фондах МВЦ г. Находка хранится целая серия фотографий (оригиналы находятся в ЦВММ), относимых к этому периоду истории находки (и конкретно к визиту боевого корабля и генерал-губернатора в эти места):

Серия - Бухта Находка:

  1. «Миноносец «Сучена» в устье реки Сучена»;
  2. Группа охотников-туристов с "Адмирала Корнилова";
  3. Бухта Находка во время посещения крейсера "Адмирал Корнилов"
  4. Неизвестная шхуна в бухте Находка;
  5. Погрузка угля на баржу;
  6. Прогулка у оз. Солёного;
  7. Неизвестная хибара в Находке (район фактории?)
  8. Портрет девочки (возможно в интерьере крейсера "Адмирал Корнилов")
  9. Постройки аборигенов в бухте Находка
  10. Местные жители №1
  11. Местные жители №2
  12. Крейсер "Адмирал Корнилов" на рейде бухты Находка;

С первым фото мы уже (будем считать) разобрались. Фото №3, по всей видимости, сделано на пляже мыса Астафьева - при сравнении бросаются в глаза практически идентичные профили скалистого мыса и растительности на нём (с учётом съемки с близкого ракурса, но разного расстояния):



Вид мыса Астафьева с борта крейсера и группа прибывших гостей и членов экипажа на пляже.

На это же указывает светотеневой рисунок фотографии - вторая половина дня или начало вечера. Конечно немного смущает дальний план - на горизонте видны сопки восточнее Сестры и как-будто бы текстура деревьев (листьев), что с расстояния во всё те же 7-8 километров практически невозможно.



"Живописный уголок берега б. Находка, густая зелень на склоне. У развивающегося на флагштоке флага стоят матросы и офицеры. 4 женщины и маленький ребенок сидят на стульях, впереди них 3 офицера сидят на траве." Фото из фондов МВЦ г. Находка. Раскрашено ИИ.

Но не будем забывать не только про качество старого снимка, но и то обстоятельство, что перед нами не скан оригинала, как таковой, а перефотосъёмка (иначе будет очень сложно объяснить размытие/замыливание и общий тоновой дисбаланс, с глубокими провалами в светах и тенях).

Так что скорее всего «текстура» леса является сложением оригинальных шумов фотопластинки и шумов камеры (даже не беря во внимание сканер и его параметры), которой и переснимали сотрудники находкинского музея в фондах ЦВММ (СПб). И вопросы отчасти можно снять, найдя оригиналы, хранящиеся в Центральном Военно-морском музее.



Па́вел Фёдорович У́нтербе́ргер, военный губернатор Приморской области (1888-1897)

Как альтернативу можно предложить местом съемки пляж в районе современного НСРЗ (там раньше располагалась фактория Находка, давно почившая к моменту прихода крейсера), но обратите внимание на то, куда устремлены взгляды едва ли не половины группы в кадре - они смотрят вправо, на что-то, находящееся за границами кадрами. Что же это могло быть, что так привлекло их внимание?

Первое предположение - второй фотограф (и как следствие - вторая фотокамера), который отвлек внимание призывом «посмотреть на вылетающую птичку». Мы знаем, что фотокамер на крейсере было (как минимум) две, вспомним известный снимок «фотодуэли» на борту корабля между доктором В.Н. Поповым и лейтенантом А.Г. Бутаковым (здесь и далее, я буду ссылаться на материалы книги Крейсер I ранга “Адмирал Корнилов". 1885-1911. под авторством Р. М. Мельникова). Правда ракурс для групповой съемки этот второй (Лейтенант Бутаков? «Личный фотограф генерал-губернатора?)





На крейсере I ранга “Адмирал Корнилов" в дальнем плавании. 1894 г. Капитан 2 ранга В.Н. Попов “снимает"

Но есть и другая версия: если мы всё же принимаем теорию, что фото сделано на пляже мыса Астафьева, то источником отвлечения внимания мог стать сам крейсер, точнее - пушечный салют с него. Момент вполне крайне подходящий: на берегу поднят российский флаг, «туристы» (в числе которых и генерал-губернатор) во главе с командиром корабля, выстроены в ряды для памятного фото (к тому же и для самого крейсера этот визит в бухту, по всей видимости, был первым, исходя из хронологии службы). Так что совсем исключать такую возможность (даже если она кажется чересчур надуманной) так же будет неправильно. Я бы предпочел считать её доминирующей (во всяком случае до тех пор, пока не обнаружатся новые, более убедительные свидетельства).

О привязке фото №6 я уже писал ранее. Как мы можем убедиться, экипажем крейсера берега бухты Находка были обследованы (посещены) едва ли полностью. Тем более, что на крейсере имелись два паровых и два минных катера (помимо гребных шлюпок).



Группа охотников на берегах бухты Находка, 1893 г. Фото из фондов МВЦ г. Находка

Фото №2 рассказывает нам о том, чем занимались именитые гости во время пребывания крейсера в бухте - охотились на фазанов, коих в местных краях водилось в избытке и вкусовыми качествами, надо полагать, обладали отменными. В центре снимка (под номером 1) командир корабля - капитан 1-го ранга М. И. Ельчанинов, чуть правее (2), по всей видимости П.Ф. Унтербергер, а ещё правее (3) - О.В. Линдгольм.



Группа русских дипломатов и офицеров в Японии. М. И. Ельчанинов - выделен рамкой: Имеет ордена святой Анны 2 степени и святого Станислава 2 степени. Иностранные: орден Данеброг, орден Прусской короны, орден Вендской короны, орден Франца Иосифа.

Ну и остальные офицеры корабля, учувствовавшие в охоте, а так же матросы и китайский кули в качестве проводника (скорее всего из прислуги О. В. Линдгольма).



Обед на крейсере "Адмирал Корнилов", рейд Владивостока, 19 сентября 1893 года. Чуть левее центра кадра, возвышая над остальными (с фоном из размытой фигуры) - командир крейсера М. И. Ельчанинов.

Учитывая тот факт, что у Отто Васильевича в этим местах была дача, то вполне вероятно, что и охотились господа неподалёку - в её окрестностях (у одноименного мыса - Линдгольма). Во всяком случае подобные пологие склоны в районе дачи как минимум имелись:



Вид на мыс Астафьева и Линдгольма - возможное место съёмки группового фото 1893 года на панораме 1931-го.

Фото №4 перекликается с фото №12, по всей видимости мы видим одно и то же судно, но разных ракурсов: в первом случае с борта (откуда-то из района кормы крейсера), а во втором - общий вид двух кораблей на внутреннем рейде бухты Находка. Но что это за судно?



Фрагмент фото №12 - крейсер "Адмирал Корнилов" в бухте Находка.

Сравнительный анализ показывает, что по всей видимости это шхуна «Сибирь», принадлежавшая Отто Линдгольму:



Шхуна "Сибирь"

К тому же присутствие самого Отто на этом мероприятии добавляет (помимо конструктивного сходства) дополнительные очки в пользу такой версии. Ну и если посудить трезво, то какое постороннее судно может вот так запросто и спокойно встать на якорь в непосредственной близости от боевого корабля императорского флота? Значит - «свои». А хозяин судна находится на борту гостеприимного крейсера.



Айна Линдгольм на в экстерьере крейсера "Адмирал Корнилов" (слева), вид с кормы крейсера (справа).

Помимо прочего, одно из фото с портретом девочки (№8) опознано, как сделанное у кормовой стенки адмиральской рубки крейсера, а сама девочка является дочерью хозяина местной дачи: Айна Линдгольм.



Семейство Линдгольм, 1894 год

Ну и ещё одно обстоятельство, в обоснование версии о том, что второе судно - это шхуна «Сибирь», следует из писем Элеонор Лорд Прей:

«...Хочу уrоворить Сару поехать с Линдrольмами в следующее воскресенье на две недели в Находку, так как полаrаю, что это будет ей на пользу. Я не поеду с ними в этом rоду, ибо они продали «Сибирь» и плыть надо на «Новике», а он ходит туда только раз в две недели, и мне не хочется оставлять Фреда на столь долrое время. (1898)»

По всей видимости, Отто Линдгольм отправил часть семьи и прислугу на своей шхуне заранее, сам же отправился в путь из Владивостока на крейсере, вместе с генерал-губернатором:



Опознание места съемке на палубе крейсера, сравнение деталей на фото с макетом корабля

Но не исключено, что и домашние Отто Васильевича и (возможно) супруга генерал-губернатора вполне могли добраться до Находки на борту крейсера - в конце-концов, несколько часов пути на палубе (или в кают-компании) довольно крупного судна (да ещё и в хорошую погоду) не столь уж обременительное мероприятие (как для гостей, так и для экипажа).



Местоположение крейсера "Адмирал Корнилов" 25 июля 1893 года - пролив Босфор Восточный (Владивосток)

Ещё одно упоминание о визитах местного олигарха и генерал-губернатора мы находим здесь:

Поздней осенью 1894 года, когда стояли ясные и тихие дни, О.В.Линдгольм снова отправился на охоту в бухту Находка на шхуне «Сибирь» в обществе военного губернатора Приморской области Павла Федоровича Унтербергера и нескольких друзей. Место очень понравилось Унтербергеру своим живописным видом и уютностью. Линдгольм спросил, не мог ли он приобрести эту землю в собственность. Павел Федорович ответил, что не может ничего обещать, но если такой запрос будет получен им, то он направит его генерал-губернатору на рассмотрение.  Линдгольму удалось получить положительное решение своего вопроса. Туда был отправлен землемер для определения территории. Линдгольму лишь оставалось уплатить небольшую цену за пользование землёй и тотчас приняться за её освоение. К осени 1895 года дача была готова принять своего хозяина и членов его семьи. О. Линдгольм со своей семьей и гостями часто наведывался сюда для отдыха, для проверки работы золотого прииска, находящегося в его владении и расположенного недалеко от бухты.

Таким образом, вырисовывается довольно однозначная картина: «застрельщиком» идеи визита крейсера в бухту Находка мог стать Отто Васильевич (человек, строитель маяков и одноименный мыс), руководствуясь своими, сугубо меркантильными, интересами. Что, конечно же, не исключает и побочных целей миссии (возможно она планировалась задолго до конца лета): погрузка пробной партии сучанского (?) угля, а так же проведение минных стрельб с крейсера и других тренировочных мероприятий для экипажа (для чего практически безлюдная и укрытая от посторонних глаз бухта подходила как нельзя лучше).

Фото №5 так же легко привязывается в окрестностях бухты и благодаря ему понятно, что первые пробные испытания сучанского угля в котлах кораблей российского флота были проведены на два года раньше, чем об этом говорят нам энциклопедические источники:



Определение местоположения фотографии погрузки угля на баржу - район мыса Астафьева

Кстати, баржа, которую за собой тащит крейсер вероятно и является той самой, что загружается углём на снимке №5 (то есть фотографии принадлежат одной серии и описывают одно событие).

Есть и ещё одно фото, из вышеупомянутой книги, которое так же привязывается к бухте Находка и даёт нам информацию чем занимался экипаж за время этой полуторанедельной экскурсии, а именно - тренировки в минных стрельбах:



Торпедные стрельбы на "Адмирале Корнилове". Привязка по рельефу вершин и склонов сопок.

Таким образом, мы получаем представление о том, где находился крейсер во время посещения бухты Находка и какие фотографии однозначно сделаны на её берегах:



Приблизительное место стоянки крейсера "Адмирал Корнилов" на рейде бухты Находка в 1893 году

Помимо этого, тем же источником (подборкой фотографий в МВЦ г. Находки) утверждается, что за время визита были посещены деревни Владимировка и Александровка (будущее Владимиро-Александровское), члены «экспедиции» поднялись вверх по устью Сучана (ныне - реки Партизанской).

Серия - Владимиро-Александровское:


Продолжение следует...

крейсер "Адмирал Корнилов", бухта Находка, история Приморья, город Находка, история Находки, Залив Америка, Унтербергер, шхуна "Сибирь", мыс Астафьева, миноносец "Сучена", ЛИНДГОЛЬМ Отто Васильевич, 1893

Previous post Next post
Up