Из фондов Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова
Попалось мне одно интересное фото вековой давности, подписаное как: «
Группа японских военных, представителей сухопутных войск и морского флота, 1920 год». Место действия - берег
у бухты Лашкевича (в ту пору - Ченьювай), где ещё с конца 19-го века располагалась пристань, а затем и портопункт. События, запечатленные на фото, относятся к периоду военной интервенции Приморья (1918-1922 годы).
Если верить музейной датировке, то с момента первой высадки десанта в заливе Америка (с 1972-го года - залив Находка) прошел уже год (в апреле 1919-го, после памятных залпов с крейсера «Кент»). Но японские (как и американские) войска пришли в залив Америка
позже и в большем (нежели можно увидеть на снимке) составе.
В кадре весьма комфортно расположилась группа из представителей японского императорского флота и сухопутных войск (включая армейского повара), а так же местного населения (вероятно смотрителя портопункта, в огороде у дома которого и был сделан снимок - хорошо виден на открытке №41).
Серия японских открыток повествующих о высадке японских войск в заливе Америка и последующему походу на с. Владимиро-Александровское
Найденные из этой серии открытки вполне укладываются в единую хронологическую канву - от разгрузки припасов и личного состава японского экспедиционного корпуса (а так же лошадей), до переправы через протоки реки Сучан (по порядковым номерам, с оригинальными подписями на английском):
38. LANDING OF WAR-HORSES, AMERICA BAY
39 ...(отсутствует)...
40. JAPANESE TRAFFIC DEP., AMERICA BAY
41.
ARRIVAL OF JAPANESE ARMY, AMERICA B. 42.
ARRIVAL OF JAPANESE ARMY, AMERICA B. 43.
ON THE WAY TO VLADIMIR ALEXANDROVSK. 44.
A TEMPORARY BRIDGE. Судя по всему, акция (помимо прямого назначения - доставки войск и припасов) носила явно пропагандистский характер, призванный показать японскому (и не только) обществу, как именно их военные учувствуют в оккупации российского Дальнего Востока:
«Военная экспедиция в Сибирь, начавшаяся в августе 1918 г., была войной, для оправдания которой не существовало никаких «великих принципов». Послав самый многочисленный военный контингент (70 тыс. человек), что было нарушением договорённости с партнёрами по совместной военной экспедиции, Япония так и не смогла установить в трёх дальневосточных регионах (Приморье, Приамурье и Забайкалье) стабильную антибольшевистскую власть.
Повод для военной экспедиции, заключавшийся в необходимости противостоять «подталкивающей экстремистов экспансии Германии на Восток», утратил свою значимость в результате революции в Германии и окончания Первой мировой войны, а после эвакуации из Владивостока чехословацкого корпуса несостоятельной стала и цель его «спасения». Японские военные оставались в России, хотя в начале 1920 г. из дальневосточных регионов свои войска вывели США, а затем Англия и Франция.
Это вызывало критику Японии со стороны международного сообщества и вместе с тем порождало в японском общественном мнении недовольство военной экспедицией и давало толчок движению «за невмешательство в дела России». «Николаевский инцидент», в ходе которого в Николаевске-на-Амуре были убиты проживавшие там японцы, посеял в Японии страх перед «экстремистами» и одновременно дал начало дискуссии по вопросу об оправданности самой политики интервенции.
Первоначально критика военной экспедиции звучала из уст таких представителей либеральной интеллигенции, как Исибаси Тандзан и Ёсино Сакудзо, затем вопрос об экспедиции стал обсуждаться в парламенте, а на первом в Японии первомайском митинге 1 мая 1920 г. была принята резолюция с требованием «немедленного вывода войск из Сибири». В следующем 1921 г. после сообщений в СМИ о голоде в России в Японии развернулось «движение помощи голодающим», а на первомайском митинге 1922 года был выдвинут лозунг «признания рабоче-крестьянской России».
Общественное мнение эволюционировало от критики бессмысленного пролития японцами крови к сочувствию к гражданам России и далее - к требованиям признать Советскую власть. Эти требования выдвигались как профсоюзами и социалистами, так и капиталистами, стремившимися к налаживанию торговли с Россией, чтобы преодолеть послевоенную депрессию.» (из монографии
«Российско-Японские отношения»)
Местоположение фотографий на топографической карте местности (РККА, 1942-1943 года).
К сожалению, пока найдены далеко не все открытки из этой серии, но при этом отдельно находятся и другие фотографии, явно относящиеся к фотохронике данного события (с той же датировкой). Например, под ненайденным (пока) номером 39 могло быть
вот это фото:
蘇城派遣隊の「アメリヵ」灣上陸と軍艦三笠 - «Высадка отряда Сученга в заливе «Америка» и боевой корабль «Микаса» (автоперевод с яп.)
И судя по подписи к фотографии, японские бильдредакторы той поры не особенно заморачивались с текстами и фактологией: если трактовать буквально, то на снимке должен быть «
Микаса» (броненосец, спущен на воду в 1900 году, сохранился до наших дней в качестве музея), который, конечно же, бывал у берегов Приморья (и сел на камни у о-ва Аскольд), но при этом никакого сходства с изображённым на фотоснимке кораблём он не имеет. Так что же это за корабль, возможно ли его опознать?
Да, вполне возможно (в основном благодаря своему исключительному носу с бушпритом, который трудно спутать с чем-либо, прекрасно видимом даже на плохого качества изображениях этой фотохроники):
IJN Shikotan-Maru
Оказывается, это весьма примечательная посудина (с более чем полувековой историей), построенная в 1870 году компанией William Denny & Brothers, Dumbarton под именем «
Batavia» для Cunard Line:
SS Batavia
- С 1870 по 1883 стояло (с перерывами) на грузопассажирской линии (перевозило иммигрантов) Ливерпуль-Бостон.
- 2/12/1880 отплыл из Великобритании в экспериментальный рейс в Бомбей для Cunard Line и в переходе сел на мель возле Перима.
- - В 1882 г. зафрахтован для службы в качестве транспорта для "Египетской Экспедиции" (Англо-египетской войны).
- В 1884 г. продан компании John Elder & Co. в качестве частичной оплаты за пароходы Etruria и Umbria, ее зарегистрированным владельцем является сэр Wm Pearce, Bart., член парламента, который также контролировал Guion Line.
- 11/2/1887 - Канадская тихоокеанская служба на Тихом океане;
- 3/1891 - Вернулся в Ванкувер во время своего 15-го и последнего рейса C.P.R. Впоследствии он был зафрахтован компанией Upton Line, а в 1892 году был передан компании Northern Pacific Steamship Company и переименован в «Tacoma»;
- 12/1892 г. по 1895 г. переоснащен двигателями тройного расширения.
- 10/1898 г. продан компанией Guion S.S. Co., Ltd, которая была ее зарегистрированными владельцами с 1889 г., компании North American Mail S.S., США, и передан в американский регистр;
- 1901 г. продан Northwestern Commercial Company;
- 2/1904 куплен Northwestern Commercial Company и зарегистрирован на имя ее дочерней компании Northwestern S.S. Company;
- 15/3/1905 захвачен японцами во время русско-японскй войны при попытке отправить груз во Владивосток. Куплен R. Yamashina и переименован в «Shikotan Maru»;
- 04/1915 осуществлял доставку японских войск в Далянь (5 вышел из порта Уно, 9-го прибыл первым в Далянь);
- 1918-1922 служил в качестве японского военного транспорта (доставка войск в российские порты);
- 1923 куплен Momosuke Miyata, Kobe;
- 10.03.1924 сел на мель у берегов Японии во время рейса из Циндау в Шанхай с грузом угля, а после снятия с мели разобран в Китае.
А вот что об этом сообщают японские источники:
( Головной корабль Канаямы ) - 8172 тонн - Шикотан-Мару - Армейский транспортный корабль (автопер. с яп.)
- «Шикотан-Мару» (色丹丸 - яп.) (Бывшее североатлантическое пассажирское судно Cunard): грузопассажирское судно, стальное, принадлежащее Ямашине Рэйдзо (Урага), валовая вместимость 2712 тонн, главный двигатель тройной паровой двигатель, мощность 218 номинальных лошадиных сил, скорость 12 узлов, пассажировместимость 12 человек первого класса, 20 пассажиров второго класса, третьего и ниже классов - 81 человек, построено компанией William Denny & Brothers в Англии в 1870 г., ранее известной как «Батавия», а затем «Такома»...
- ...он переходил из одной американской пароходной компании в другую, но во время русско-японской войны, перевозя припасы из Такомы во Владивосток, был захвачен крейсером «Такачихо» во льдах у берегов Хоккайдо. Корабль, ставший японским судном, сменил название на «Шикотан-Мару» и действовал как правительственный корабль для армии. После русско-японской войны корабль был продан частному частному судовладельцу. С тех пор «Shikotan-Maru» действовал в водах Восточной Азии, пока не сел на мель недалеко от Шанхая в октябре 1924 года. Позже его сняли и отправили на слом в Шанхае. Согласно Taisho Era Nihon Kisen Senmeiroku, «Shikotan-Maru», по-видимому, сохранил свои прежние каюты, но, похоже, на самом деле он использовался как грузовое судно.
Информация полностью подтверждается, теперь у нас нет сомнения, что это за корабль. Но как он попал в окрестности Находки, в условном 1920-ом году?
Японская открытка: "Схема доставки войск во время сибирской экспедиции"
Как можно понять из вышеприведенной схемы, отправка экспедиционного корпуса осуществлялась из северных портов острова Хонсю - Аомори и Фунакава (Акита).
«Сверху: Через три дня после отплытия капитан наблюдает за западным побережьем западных Филиппин. Большой энтузиазм» - «Мой полк ушел на войну 2-й приз в порту Фунакава. Достопримечательности Сентула. 28 декабря 1921 г.» - «Внизу: Армейский транспортный корабль Шикотан-Мару (2718 тонн)» (автоперевод с яп.)
На втором снимке, по всей видимости, запечатлено японское побережье северной части о-ва Хонсю (справа-сверху, но в нумерации документа он первый), медленно растворяющееся в туманной дымке.
Вид на мыс Поворотный с борта Shikota и на современных -панорамах. Профиль сопок с верхнего снимка отмечен фиолетовой линией.
И разумеется, по пути следования во Владивосток они проходили мыс Поворотный, который, благодаря своему уникальному профилю (и прилегающим сопкам) легко опознается на втором снимке.
Японские открытки: Shikotan-Maru в качестве армейского транспорта
Наряду с другими японскими транспортами, «Шикотан-Мару» доставлял оккупационные войска во Владивосток и (судя по датировкам фотографий) позднее забирал их оттуда:
"Сцена высадки первокурсников полка в Урасио (Владивосток) - 6 мая 1922 г." (автоперевод с яп.)
К сожалению, про поход в Находку данные документы не говорят ровным счетом ничего. Что же касается остальных кораблей, то тут ситуация обстоит несколько сложнее.
Небольшое, но высокое судно переднего плана - вероятно портовый буксир (опознать его пока не представляется возможным, не хватает данных), выполнявший функций по доставке припасов, артиллерии и лошадей (наряду с лодками) от борта транспортного корабля на берег. А вот тонкая серая полоска на горизонте это, скорее всего, японский эскадренный миноносец, в роли корабля сопровождения и поддержки:
Опознание типа по силуэту (слева) и Эскадренный миноносец «Усио» в Владивостоке, 1920 год (справа)
Но дело в том, что в рассматриваемый период (интервенции в целом) Приморье посещал не один, а как минимум три эскадренных миноносца японского флота:
- Arare 「霰(初代)」 - 7-й эсминец класса «Харусамэ».
- 28 августа 1912 г. - присвоен третий класс.
- 1914 - Первая Мировая Война. Занимался охраной территории Сингапура.
- 1918 - Сибирская экспедиция. Занят в береговой охране Приморья.
- 1 апреля 1924 г. - Выбыл из списков флота.
- Ushio「潮(初代)」 - 19-й эсминец типа «Камикадзе».
- 28 августа 1912 г. - присвоен третий класс.
- 1914 - Первая Мировая Война. Участвовал в наступлении на Циндао.
- 1918 - Сибирская экспедиция. Занят в береговой охране Приморья.
- 1 декабря 1924 г. - Входит в состав тральщика.
- 1 апреля 1928 г. - Выбыл из списков флота.
- 6 июля 1928 г. - Временно назван «Заброшенный эсминец № 12».
- 31 января 1924 г. - Заброшенный корабль.
- Nenohi 「子日(初代)」 - 20-й эсминец класса «Камикадзе».
- 28 августа 1912 г. - присвоен третий класс.
- 1914 - Первая Мировая Война. Участвовал в наступлении на Циндао.
- 1918 - Сибирская экспедиция. Занят в береговой охране Приморья.
- 1 декабря 1924 г. - Входит в состав тральщика.
- 1 апреля 1928 г. - Выбыл из списков флота.
- 6 июля 1928 г. - Временно назван «Заброшенный эсминец № 13».
- 31 января 1924 г. - Заброшенный корабль.
И это помимо отряда из ещё нескольких кораблей данных классов (встречается упоминания о четырех эсминцах), действовавших в районе Камчатки и других северных (для Японии) водах, сопровождая транспортники имперского флота.
Японская открытка: "Корабли транспортного сопровождения Северного экспедиционного флота
Но кто же из них побывал в Находке? Увы, ответа на данный вопрос так же пока не найдено. И что же мы из всего вышеописанного имеем в итоге, что это даёт для понимания описываемого события?
Как минимум то, что небольшая группа из трёх (как минимум) кораблей, в составе транспорта, миноносца и буксира, доставила в бухту Ченьювай (Лашкевича) небольшой военный отряд (исходя из вместимости и грузоподъемности «Шикотан-Мару» и эсминца), с лошадьми, повозками, оружием, амуницией, провиантом и личным составом. Никакого вооруженного сопротивления отряд не встречал, шли спокойно, с остановками, фотографируя практически каждую стадию «агитоперации» (PR-акции, говоря современным языком).
Судя по изображению на нашей фотографии, дело происходило в августе-сентябре (пышная растительность на огороде, в мае такого не бывает, да и для июня рановато), 1919-го или 1920-го годов. А флаги расцвечивания у домика портопункта свидетельствуют о том, что событие предполагалось подавать «празднично», с воодушевлением (пришла новая власть, способная навести порядок и принести благополучие). Но кто были эти люди, что за отряд, кто его возглавлял и командовал? Пока вопросов больше чем ответов, поиск продолжается...