Окончание.
Чтобы понять как же (и когда) крейсер I-го ранга«Адмирал Корнилов» оказался в Находке, стоит последовательно изложить известные факты о перемещении корабля (и его экипажа, по всей видимости) за 1893 год.
Итак, что удалось отыскать (в том числе и благодаря
историческому форуму):
МАЙ 1893
Первое упоминание я японской прессе - 官報 1893年05月08日 (надеюсь библиотека правильно перевела даты с японского летоисчисления, им-то виднее, по идее):
Official Gazettes 大蔵省印刷局 [編] (日本マイクロ写真, 明治26年):
○兵事會京都府ニ於テハ去月二十七日ヨリ兵事擔任ノ郡書記竝ニ市ノ區書○軍艦發著露國軍艦「アドミラル、コルニーロフ」ハ去月二十九日橫濱港ニ向ヒ長崎港ヲ拔錨セリ(長畸縣)○學事○生徒派遣東京商船學校航海科 (Совещание по военным вопросам префектуры Киото ノテハフヨリヨリ, 27-го числа месяца служил в качестве секретаря округа и секретаря округа Нисиノ, ○Военный корабль Луго выдал военный корабль «Адмирал, Корни-Роф» ハナュルカルルルTo ヒ На Порт Гасаки ヲ Якорь セリ (префектура Нагадзи) ) ○ Школьные дела ○ Отправка учащихся Отдел навигации Токийской школы торгового флота (автоперевод с яп.)
Т.е. в начале мая (нужно учитывать тот факт, что дата в японской библиотеке относится к публикации газеты, плюс разница между юлианским и григорианским календарями - вот и считайте) крейсер ещё был в Нагасаки.
- 4 мая - Приход в порт Лазарев из Японии (Внимание! Датировка дана по старому стилю! В 19 веке латинский календарь опережает Юлианский на 12 дней.)
Крейсер 1-го ранга "Адмирал Корнилов" весной 1893 года.
В это время у корейских берегов терпел бедствие другой крейсер российского флота -
«Витязь», на помощь которому (после срочной телеграммы в Японию) и поспешил герой данного повествования.
Фото крейсера "Витязь", 4 мая 1893 года, во время первого прихода "Адмирала Корнилова" в порт Лазарев. Фото с сайта Оиак.Рф.
Приведу лишь цитаты из
книги, что непосредственно связанны с хронологией «Корнилова» в мае-июне 1893-го года:
Вид кормы крейсера Витязь, терпящего бедствие в порту Лазарева, 1893 год. Фото с сайта Оиак.рф
4 мая, с рассветом, в бухту вошел крейсер «Адмирал Корнилов» под флагом командующего Эскадрой Тихого океана контр-адмирала С.П.Тыртова. В восемь часов утра он стал на якорь у острова Вишневского. От борта корабля отвалил катер с командующим на борту и направился к «Витязю». К этому времени с верхней палубы корабля сняли всю артиллерию и медные погоны орудий, торпедные аппараты, вентиляторы, якоря. Весь рангоут, кроме мачт, спустили на воду, разобрали переборки юта.
Корниловцы на "Витязе", май 1893 года. Фото; В. Попов, из фондов ЦВММ / МВЦ г. Находки
Выдержки из рапорта начальника Эскадры Тихого океана контр-адмирала С.П. Тыртова: «По осмотре моем крейсера I ранга "Витязь" он оказался затонувшим по верхнюю палубу, кроме носовой части жилой палубы, в которой на левой стороне воды немного; часть правого борта верхней палубы тоже под водою, и во время прилива и зыби по ней ходит бурун. Крейсер всем своим пузом лежит на каменьях, накренившись на правый борт на 7°».
Крейсер "Витязь" на камнях порта Лазарева, 1893 год. Фото с сайта Оиак.рф
После осмотра «Витязя» Тыртов направился в лагерь. Его состояние он признал удовлетворительным.
Офицеры с "Корнилова" в береговой лагере экипажа крейсера "Витязь", май 1893 года. Фото; В. Попов, из фондов ЦВММ / МВЦ г. Находки
Палатки, остовы которых сделали из бамбуковых стволов и обтянули брезентом, были просторными и чистыми. Строились палатки для камбуза команды и командирской столовой.
В "кают-компании" (палатке - офицерской столовой) в лагере. Справа - Попов, рядом - Зарин. С сайта Оиак.рф
Спасенное с крейсера имущество лежало, укрытое брезентом. Тут же в командирской палатке Тыртов написал свой первый доклад в Санкт-Петербург.
Лагерь экипажа крейсера "Витязь" в окрестностях порта Лазарева, май 1893 года. Фото; В. Попов, из фондов ЦВММ / МВЦ г. Находки
5 мая по заведенному распорядку в пять утра сыграли побудку. Затем - завтрак и начало работы. К обеду снялись с якоря пароход «Россия» и транспорт «Алеут». Они возвращались во Владивосток. На судах убыли батарейный командир «Витязя» лейтенант Михаил Иванович Голтов, а также пять комендоров для приведения артиллерии аварийного крейсера в порядок. Телеграмма управляющему Морским министерством от контр-адмирала С.П. Тыртова: «Посылаю "Забияку" Владивосток за провизией для эскадры, простоит там три дня, на нем также часть спасенных вещей, ими же нагружу "Сивуч" и отпущу Владивосток, пока он не нужен. Артиллерия отправлена туда же на пароходе "Россия", "Корнилов" взял якоря, цепи, мины, "Бобр" и в особенности "Алеут" крайне полезны.
Останки крейсера "Витязь" , июнь 1893 года. Фото с сайта Оиак.рф
10 июня лагерь на берегу бухты Порт Лазарева заметно опустел. Двумя днями ранее на транспорте «Алеут» ушли во Владивосток лейтенанты Константин Васильевич Мордвинов, Евгений Пантелеймонович Елисеев, Алексей Александрович Зуров и Петр Яковлевич Дрешер. Вместе с ними убыли 50 матросов. Перебрались на борт крейсера «Адмирал Корнилов» еще 60 человек из команды «Витязя».
Готовились к отъезду во Владивосток лейтенант Андрей Алексеевич Горшков и младший инженер-механик Дерягин вместе с 20 матросами. После обеда снялся с якоря и ушел во Владивосток крейсер «Адмирал Корнилов». С ним убыл начальник эскадры Тихого океана контр-адмирал С.П. Тыртов. Больше ему здесь делать было нечего. Спасательные операции прекратились. Поднимать «Витязь» стало нецелесообразно, да от него мало что и осталось...
(«Б.Г.МАСЛЕННИКОВ -
Авария крейсера «Витязь», изд-во Гангут»)
ИЮНЬ 1893
- 10 июня - уход из порта Лазарева во Владивосток.
Далее можно ориентироваться по сообщениям в отечественной периодической печати (Газета Владивосток
за 1893-й год):
- 12 июня - пришел крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры в Тихом океане Контр-Адмирала Тыртова.
- 17 июня - ушел крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов в порт Лазарев, а флаг Начальника Эскадры был перенесен на мор. кан. лодку Бобр.
Останки крейсера "Витязь" по состоянию на 20 июня 1893 года, в момент второго посещения "Адмиралом Корниловым" порта Лазарев.
- 22 июня - пришел крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов.
- 23 июня - Стоящие на рейде военные суда: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов.
ИЮЛЬ 1893
- 2 июля - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры в Тихом океане.
Объявление в газете Владивосток от 4 июля 1893 г.
- 9 июля - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Нач. Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
- 14 июля - ушел крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов на стрельбу в Амурский залив.
- 16 июля - пришел крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов из Амурского залива.
- 23 июля - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Нач. Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
- 25 июля - ушел крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов в залив Америка.
Крейсер 1-го ранга "Адмирал Корнилов" и шхуна "Сибирь" на рейде Находки, июль-август 1893 года. Фото: А.Г. Бутаков, из фондов ЦВММ / МВЦ г. Находки. Предположительно фото сделано из района бывшей фактории, в районе нынешнего НСРЗ.
АВГУСТ 1893
- 6 августа - пришел крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов из бухты Находка.
- 13 августа - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
- 20 августа - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
- 27 августа - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
СЕНТЯБРЬ 1893
- 1 сентября - ушел крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов в практическое плаванье.
- 9 сентября - пришел крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов из практического плаванья.
- 10 сентября - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
- 17 сентября - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
- 24 сентября - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
Обед на крейсере "Адмирал Корнилов", рейд Владивостока, 19 сентября 1893 года. Чуть левее центра кадра, возвышая над остальными (с фоном из размытой фигуры) - командир крейсера М. И. Ельчанинов.
ОКТЯБРЬ 1893
- 1 октября - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
- 5 октября - ушел крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов в Амурский залив для практических занятий.
- 7 октября - пришел крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов из Амурского залива.
- 8 октября - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
- 15 октября - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
- 22 октября - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
- 29 октября - Стоящие на рейде военные суда в полдень: крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова.
НОЯБРЬ 1893
- 1 ноября - Ушла эскадра: Крейсер 1-го ранга Адмирал Корнилов под флагом Начальника Эскадры Контр-Адмирала Тыртова, крейсер 2-го ранга Разбойник, и крейсер 2-го ранга Забияка, все три в Японию.
Далее снова обращаемся к японским источникам:
官報 1893年11月21日
錨昨二十日長崎港ニ向ヒ三角港拔錨(海軍省)●露國軍艦「ラスボイニツク」「ザビヤーカ」及「アドミラル、コルニーロフ」ノ三艦ハ本月十七日露國浦潮斯德港ヨリ橫濱港ヘ投錨(神奈川縣)●英國軍艦「ダフネ」ハ本月 - Якорь 20 числа три корабля российских военных кораблей «Расбойницк», «Забияка» и «Адмирал Корнилов» были спущены на воду 17 числа этого месяца. Стоявший на якоре в порту Йори Иокогама (префектура Канагава) британский военный корабль «Дафна» в этом месяце (автоперевод с яп.)
Новый год, надо полагать, он встретил там же (в связи с окончанием навигации в приморских водах). Итак, с датировками посещения крейсером бухты Находка в 1893 году, я полагаю, мы разобрались. Но, кстати говоря, благодаря всё тому же форуму и энтузиастам, работавших непосредственно в архивах ЦВММ, удалось
выяснить, что как минимум один раз в 1894-м году, крейсер снова посещал Находку.
Минные стрельбы в бухте Находка, 1893-1894 гг., Фото из альбома "Русская эскадра в Чифу (Китай) в 1895 году: издание лейтенанта Алексея Бутакова по собственным фотографиям". Из фондов Российской государственной библиотеки.
Вид совершенно характерный и уникальный (в деталях) для Находки - слева выглядывает хребет Чандолаз, а справа нисходящая цепь вершин сопок, узнаваемая на многих более поздних снимках. Примерно такую же картину горизонта можно наблюдать со смотровой площадки над НЖБФ (ныне разрушенной и засыпанной углём), то есть фотокамера А. Бутакова в момент съемки находилась на этой линии самой прямой, между смотровой площадкой и видимым из Находки хребтом Чандолаза (но на уровне воды в акватории бухты, разумеется):
Определение азимута съемка фотографии с минных стрельб на "Адмирале Корнилове" в 1893-1894 годах в сравнении с более поздними фотоснимками.
В строевом рапорте вице-адмирал С.П. Тыртов докладывал: «4 сентября Корнилов пошёл в бухту Находка. 6 сентября я на миноносце Уссури тоже ходил в Находку. 11-го, Корнилов вернулся из Находки, туда же пошёл Нахимов». То есть корабли эскадры поочерёдно «ныряли» в бухту, очевидно, для практики минных стрельб (и прочих тренировочных практик). Так что у бухты Находка богатое наследие, связанное с военно-морским флотом - и как место для тренировок и как база, впоследствии.
Выводы по данной серии фотографий:
В результате вышеприведённых изысканий удалось восстановить более-менее стройную хронологию перемещений крейсера «Адмирал Корнилов» в 1893 году. Выйдя в начале мая из японского порта Нагасаки, корабль поспешил к месту аварии крейсера «Витязь», в порт Лазарев (исторически - Гензан, ныне
Вонсан в КНДР). Пробыв там более месяца, ушёл с грузом имущества с «Витязя» во Владивосток, затем вернулся сюда снова в районе 20-го июня и по возвращении на базу практически всё время оставался на рейде до конца июля (не считая редких выходов на практические занятия для тренировки экипажа - служба есть служба).
25-го июля крейсер вышел в сторону залива Америка, где, по всей видимости, простоял на рейде бухты Находка (чуть севернее мыса Линдгольма) полторы недели, пока экипаж тренировался в минных стрельбах, гулял по
берегам малонаселенной (разве что немногочисленными
манзами, большая часть которых
проживала в районе мыса Астафьева) бухты, поднялась на паровом катере вверх по
Сучану и посетила деревню
Владимиро-Александровское, в ту пору, надо полагать, существовавшую в виде двух раздельных деревень - Владимировки и Александровки.
Господа, в лице старших чинов крейсера (командира корабля М. И. Ельчанинова и других офицеров), а так же генерал-губернатора П.Ф. Унтербергера и местного предпринимателя, человека-мыса-и-
корабля О.В. Линдгольма (неплохо поднявшимся на
строительных подрядах от военного ведомства) охотились
на фазанов неподалёку от места стоянки, весьма вероятно в окрестностях
дачи Отто Васильевича, которые он
великолепно знал.
6 августа крейсер вернулся во Владивосток, откуда 1 ноября убыл на зимовку в Японию и у российских берегов, по всей видимости, появился снова только в 1894 году.
Хронологически, по номерам с оригиналов фото, первым, сделанным в бухте Находке (из общедоступных) является
снимок с миноносцем «Сучена», стоящим на рейде Находки у мыса Астафьева (с хорошо узнаваемыми профилями сопок Брат и Сестра, а так же устья Сучана между ними в качестве фона). Фото В. Попова под номером 263. Далее идёт снимок (авторства всё того же Попова) с
групповым портретом на пляже у мыса Астафьева, под номером 271:
Фрагмент фото с нумерацией снимка, авторства В. Попова, конец июля 1893 года.
И несмотря на то, что первая цифра выглядит больше похожей на «8», логика подсказывает, что это скорее всего двойка - даже в сравнении с предыдущим, 263-им снимком видно, что доктор Попов верхний завиток у двойки делал «кругляшком», да и нижняя горизонтальная черта так же нехарактерна для восьмерки. А светлые травинки фона, сливаясь с линиями символа, окончательно замкнули контур цифры, сделав своё черное дело.
В противном случае придётся предположить, что «Адмирал Корнилов» в примерно таком же составе участников посещал бухту Находку когда-то ещё, через год или два, о чём у нас не имеется никаких достоверных сведений. Так что скорее всего это всё тот же конец июля 1893-го года. Снимок под номером
277 - всё те же манзы у фанзы, вероятнее всего в окрестностях мыса Астафьева (который был обустроен ловцами морской капусты задолго до открытия бухты парходо-корветом «Америка») или же ближе к даче Линдгольма (что и отмечено на старых картах).
Одна из последних фотографий авторства В Попова из этой серии имеет номер
336 и сделана во Владимиро-Александровском. Путем несложных арифметических вычислений получаем: 336-263=73 - это минимальное (основываясь только на общедоступных фото, на которых представляется возможным разглядеть номер) число снимков, которые сделал доктор Попов за полторы недели пребывания в бухте Находка и окрестностях залива Америка.
Похожая картина складывается и в отношении находкинской серии А. Бутакова (второго фотографа с «Корнилова»): вероятно один из первых снимков, сделанных на
борту крейсера, идущему по проливу Босфор-Восточный на восток (в сторону Находки - исходя из вышеизложенного это должно быть 25 июля 1893 года), имеет номер
713 или близкий к тому (нижняя часть цифр срезана, так что утверждать наверняка проблематично). А одна из последних числится под номером
752. Исходя из той же примитивной логики получаем цифру 39. Итого, даже по самым скромным подсчетам, получаем около 120 снимков, сделанных двумя камерами, из которых мы знаем меньше двух дюжин.
Что-то наверняка хранится в фондах ЦВММ, что-то привезли (и не всё показали) сотрудники МВЦ г. Находка. Ну а что-то утеряно навсегда. Так или иначе, со временем «всплывут» и недостающие кадры этой «этнографической прогулки губернатора», о которой, кроме фотографий, неизвестно практически ничего.