Apr 09, 2016 09:30
Основания и структура модели цельного познания или умного видения.
Введение: улыбаюсь - радуга, как прохлада умного видения.
Начало: общая точка - встреча(символ) познаваемого и познающего. Мир есть и человек в сознании, значит есть общая точка, в которой человек различает ядро предмета, фон, природную статику и динамику содержащихся в нем закономерных процессов или его вид, эйдос, или до-предметно данный самодвижимый, саморазивающийся смысл, человек понимает его в соответствии с моделью познания которой обучен, сущностно отражает, и нужны антиномии-различить смысл в его динамике.
Отметим, что действительность саморазвивается (поскольку кроме действительности вообще ничего не существует), значит действительность имеет принципы своего конструирования, так и мышление, будучи отражением действительности, тоже строит для себя принципы своего конструирования.
Метод познания с наибольшей областью определения - диалектический, его конкретная модель, это основной исторический метод познания человечества.
Здесь понимание "Человек-Другое или Человек-Мир", как "Человек-Отношения-Мир", выбор понимания отношений или онтологии. Типы онтологии различаются от понимания взаимоотношения четырех факторов: идея, вещь, понятие и термин. В логической структуре онтологии центральное значение имеет антитеза диалектики и натурализма. Здесь действительно разные формы мысли, бытие и - логика. Но сама логика не затрагивается характером материала. Так оно и должно быть, поскольку открываются несхожие опытные данности.
В результате, можно говорить либо о феноменолого-диалектической онтологии, либо о натуралистической, только в этих двух направлениях решается основной онтологический вопрос: или сущее есть в явлении, или сущего нет в явлении. В первом случае возникает феноменология, во втором - абстрактно-логическое выведение.
Выбор феноменолого-диалектической онтологии, в которой сущность (вещь) есть, и явление, и имя, тоже есть, и явление сущности, имя вещи, есть проявление сущности и вещи.
Здесь тип проекта познания - диалектический проект науки, есть взаимная связь мышления, языка, деятельности, познания и миропонимания.
Развертывание структуры цельного познания.
1. Абсолютная самость вещи, апофатизм.
2. До-предметность -основания исследовательской модели, здесь:
· символически-выразительная саморазвивающаяся действительность, три ее слоя: смысловой предметности и его выражения- слои логический (диалектика и формальная логика) и естественный, соответственно три взаимно связанных слоя познания: теоретический, эстетический и практический разум,
· бытийные и смысловые связи,
· непрерывность, предел, процесс,
· взаимная направленность: "абсолютная самость -интерпретация (объяснение, истолкование, понимание) - диалектика",
· антиномии, первые категории и их диалектическое развертывание,
· ипотеса - лик, византийско-арабское учение о гипотезе, анти-субъективисткий идеализм, гипотетическая диалектика, например, Иоанн Дамаскин, в различении от только номиналисткой диалектики западной Европы,
· лик бытия - как сущность данная в своем эйдосе и логосе,
· онтологическая прямая «горизонталь», развертывание символов: бытийный, смысловой, или сущностный, интеллигентный или самосознательный, личностный, природный, социальный, мифический.
Под сущностью понимаем смысл, значение, ответ на вопрос "Что это такое?" "Смысл" понимается, как момент сущности. Это сущность в своем бытии. То же - более узкое - понимание относиться и к "значению". Сущность являет себя в эйдосе.
Логические основания антиномий, как смысл в модусе метода меонально-сущностного определения, или эйдетически-сущностный логос, т. е. потенция внутри-сущностных фигурностей, по категориям: сущего, покоя, движения, тождества, различия.
Эйдос есть самотождественное различие, данное как ставшее, как наличное бытие, как определенное качество, т.е. как ставшее, как наличность, как качество смысла.
Выражение сущности есть тождество смысла с вне-смысловым:
• Перво-единое, или абсолютно неразличимая точка, сущность, явлена в своем эйдосе.
• Эйдос явлен в мифе.
• Миф явлен в символе.
• Символ явлен в личности.
• Личность явлена в энергии сущности.
• Энергия сущности явлена в имени.
Эйдос есть то, чем стала неразличимая сущность в своем самовыявлении и становлении. Миф есть то, чем стал эйдос в своем смысловом самовыявлении и становлении.
Символ есть ставшее мифа, и личность есть ставшее символа.
Энергия есть смысловое, символическое становление личности.
Имя есть осмысленно выраженная и символически ставшая определенным ликом энергия сущности.
• четыре основные ступени символического развертывания «Человек-Отношения-Мир», здесь четвертая ступень - творческое преобразование человека и мира с помощью полученных и понятых знаний.
3. Первая, вторая и третья ступени - исследовательская модель, онтологическая прямая «вертикаль»: «апофатизм -тьма». Абсолютное, не ограниченное мышление -развертывание логических начал или тетрактида А. Антиномии бытия и их решения - необходимые общие концепции познания. Выражение и ступени инобытия смысла. Тетрактида В - встреча смысла и вещества, образ их взаимодействия. Взаимодействие косвенное или диалектическое, энергетическое преобразование, в результате такого соединения, получается смысловое становление эйдоса в веществе, или энергия сущности. Здесь основания разума- инобытийная вещь и первосущность абсолютно тождественны в имени. Имя, или энергия сущности, общее и для той, и для другой.
Энергия сущности вещи или слово, есть уже выраженная, понятая вещь, понятая или адекватно (идея слова), или с той или другой степенью адеквации, причем между тем и другим может быть дано бесконечное количество разных оттенков или диалектическое понимание.
4. Третья ступень: Общее и специальное формообразование, развертывание предметности, здесь измеримые величины, типы форм, слои культуры, здесь семь основных способов конструирования сущности, диалектическая классификация наук.
Идея и оптимизация, порождающая модель развития и изменений, структурно-семантическая модель деятельности, алгоритм к цифровому образу и информационной системе. Антиномии явления и их решения - необходимые образцы деятельности, стандарты.
5. Свойства модели -их последовательный вывод, алгоритмы динамики бытия.
6. Четвертая ступень - концепция деятельности, творческого акта и интеллигентности, структурно-семантическая модель деятельности - как основание производственных систем.
Понятие о социальном бытии, как последней известной человеку конкретной действительности, об области организационного развертывания, историческом культурном комплексе, лики бытия- типология, стандарты социальности.
7. Проект-образ.
Здесь:
Направленность социального развертывания: к смыслу, полноте жизни, монолитной художественности.
Критерий эффективности: красота, соразмерность мира и человека.
Критерий успешности: результат как многообразие отношений, соответствие направленности социального развертывания или устойчивое всеохватывающее историческое социальное развертывание, возможность его степенного роста.
Управление, власть: по антиномиям развертывания «Человек-Отношения-Мир».