Статуя, изображающая Юлиана.
В книге Жака Бенуа-Мешена «Юлиан Отступник» сказано: «Это была первая в истории попытка вычеркнуть из памяти главу государства и заставить последующие поколения поверить, что его никогда не существовало…»
На самом деле, конечно, далеко не первая. Чем-то подобным занимались, например, в Древнем Египте. Так же поступили с памятью об Эхнатоне. Впрочем, это мелкая придирка. Книжка хорошая. Рекомендуется желающим узнать подробности биографии Юлиана Отступника, как и вообще любителям истории Позднего Рима.
Кстати, биографии Эхнатона и Юлиана имеют некоторые общие черты. Но я не буду увлекаться сравнениями и просто расскажу вкратце о последнем римском императоре-язычнике.
Происходил Юлиан из императорского рода Флавиев. Хотя род этот не так уж и древен в качестве августейшего. Первым августом из Флавиев стал Констанций Хлор (305-306). Следом боролся за империю и правил Константин Великий (306-337).
Юлиан родился в ноябре или декабре 331 года от другого сына Констанция Хлора. То есть он приходился Константину Великому племянником.
Констанций II.
Первые пять с половиной лет детства для Юлиана прошли благополучно. Константин Великий не опасался родни. А вот его сын Констанций II (337-361) решил не рисковать. Ему и без того пришлось драться за империю с родными братьями. Не хватало еще под боком дядей и прочей родни.
Летом 337 года Констанций II приказал умертвить родственников. После резни в живых остались только Юлиан и его старший брат Галл. Что пережили мальчишки, одному Богу известно (или в терминологии Юлиана богам). А только детство они провели в Малой Азии вдали от двора.
О Юлиане сохранилось много работ современников. В том числе и знавших его лично. Да что там - сохранились письма и памфлеты самого Юлиана, его рассказы о себе. По ним историки реконструировали эволюцию воззрений будущего Отступника.
Он с детства увлекся античной литературой, мифологией, философией. С презрением и недоверием относился к христианским священникам.
Тут надо заметить, что христианство IV века действительно выглядело непривлекательно для утонченного любителя философии. Во-первых, христиане отличались фанатизмом. Во-вторых, этот их культ мертвых. В-третьих, нескончаемые дрязги из-за толкования учения, возникновение многих непримиримых течений. Проигравшие ветви христианства объявлялись ересями и подвергались гонениям. В общем, мрак и позор.
Юлиан, смекнув, что негоже транслировать в общество свои истинные воззрения, до поры скрывал свои симпатии к язычеству. Хотя тут надо отметить, что язычество Юлиана, оно тоже специфическое. Он в принципе создал себе собственную религию, в которой объявил высшим божеством Солнце (как Эхнатон).
Брат Юлиана Галл.
Как бы то ни было, а пока у власти стояли Констанций II и христиане о внедрении нового-старого учения не могло быть и речи. Да Юлиан и не мог помыслить, что когда-нибудь станет августом. Скорее большую часть жизни он ждал расправы над собой. Убили же по приказу Констанция его брата Галла.
Случилось это в 354 году. За три года перед тем Констанций, оженив Галла на своей сестре назначил его цезарем Востока.
Тут надо понимать градации, введенные еще императором Диоклетианом. Август - высший титул, он и есть всамделишный и главный император. Но империя-то большая, поэтому в разные ее части назначаются цезари - вторые после августа правители.
Таким цезарем три года пробыл Галл. С женой они умудрились отличиться потрясающей жестокостью, истребляя подданных. За это Констанций отозвал Галла с Востока и приказал его убить.
После казни Галла Констанций некоторое время с подозрением присматривался к Юлиану. И даже посадил его под арест. Как знать, не казнил ли бы император и младшего кузена, кабы за него не заступилась императрица Евсевия. В 355 году Констанций женил Юлиана на еще одной своей сестре и назначил его цезарем в Галлию.
Кто ж тогда знал, что у просидевшего всю жизнь в ссылке философа проснется военный талант?
Галлия того времени представляла собой печальное зрелище. Германцы ходили по ней туда-сюда, разоряя города. Войска прятались по крепостям. Экономика приходила в упадок.
Новый цезарь взялся за дело рьяно. В 356-358 годах он провел ряд решительных походов. Отбил города. Вытеснил варваров за Рейн. Сам сходил за великую реку. И наконец в августе 357 года одержал блестящую победу в сражении под Страсбургом.
Далее он занялся экономикой. Наладил торговлю, упорядочил налоги. И, что самое любопытное, понизил их. Пониженные налоги народ стал платить, и в итоге казна только выиграла.
Реконструкция римского солдата IV века.
Всё шло хорошо до января 360 года. Констанций IIзадумал большую войну против Сасанидов и затребовал на Восток галльские легионы. Несложно догадаться, что легионеры оказались не в восторге от перспективы бросить теплые места и семьи и шлепать через всю империю. Чтобы сложить головы в песках восточных пустынь. Начался форменный бунт.
Как обычно действовали мятежные легионеры в Римской империи? Провозглашали своего императора. Так проступили и на этот раз, едва не силком принудив Юлиана принять титул августа.
Юлиан попытался в письмах разъяснить ситуацию Констанцию. Дескать, ты не думай, я лично ничего такого против тебя не имею. Оставь нас в покое, и будем жить в мире. Ну да это не оригинально, так писали многие прежние узурпаторы.
Констанций разъярился и повернул свои легионы с Востока на Запад. Юлиан же тем временем вторгся в Иллирию, повел наступление в Италии и начал продвигаться к Константинополю.
В 362 году должна была состояться решительная схватка между двумя императорами. Однако 3 ноября 361 года Констанций II внезапно скончался. Прямых наследников он не оставил, и войска с чистой совестью присягнули его кузену и зятю Юлиану.
11 декабря 361 года Юлиан без боя вступил в Константинополь. Как в свое время Константин Великий мог считать, что ему помог христианский Бог, так и Юлиан мог рассудить, что в его случае сработал Бог-Солнце.
Впереди оставалось всего полтора года жизни. Август многое успел за это время. Провел экономические реформы, упорядочил почтовую службу, издал эдикт о веротерпимости (фактически изгнав христиан из руководства империей).
Не успел он сделать только одного - повернуть течение истории вспять. Смог бы Юлиан насадить свою религию, проживи, скажем, 20 лет - вопрос. Я думаю: нет. Эхнатон вон ничего не смог насадить за примерно 12 лет реформ. Умер и забыли.
Солид Юлиана.
Юлиан же в своем нетерпении совершил ошибку, ввязавшись в большую войну с Сасанидами. Возможно, причиной его ошибки стал фанатизм. Дескать, я призван как воплощение Бога-Солнца распространить его власть над всей вселенной. По факту же это было продолжение старой вражды Ирана (государств, здесь сменяющих друг друга) и Империи.
Поход начался удачно. Выступив 5 марта 363 года из Антиохии, армия Юлиана спустилась по Евфрату до его сближения с Тигром, переправилась через обе реки, выиграла сражение под Ктесифоном (столицей Сасанидов в Междуречье), осадила город.
Дальше всё пошло наперекосяк. Вспомогательная армия на помощь не пришла, с продовольствием становилось туго. Тут бы и замириться с Сасанидами. Благо те предлагали выгодные условия. Но Юлиан закусил удила и даже попытался уйти от Ктесифона дальше на восток.
Несколько дней марша по пустыне окончательно изнурили армию, и под давлением обстоятельств и своих военачальников август приказал поворачивать назад. На обратном пути он и пал в бою 26 июня 363 года.
Версий причин его смерти несколько. Первая и самая популярная - императора поразило копье своего же легионера-христианина. Вторая - самоубийство. Дескать, Юлиан понял, что проиграл, разочаровался и просто бросился на врага, чтобы тот покончил с ним. Ну и третья - банальная случайность в бою, бывает, мол.
Как бы то ни было, а реформы Юлиана умерли вместе с ним, оставив по себе лишь романтичную легенду и вечное «что если бы» для любителей альтернативы.