В сборнике рассказов «Сила сильных» Джек Лондон для многих может раскрыться с неожиданной стороны. Серьезный писатель, социолог, даже социалист. Никаких тебе тут приключений, сплошные мысли, предсказания и даже угрозы капиталистическому обществу.
Заглавный рассказ «Сила сильных» с первых страниц способен обмануть. Описывается, причем на редкость наивно, эволюция некоего древнего племени. Демонстрируется фактически создание племени из разрозненных особей. Упоминается даже создание ими языка. Организация разделения труда. И всё в пределах одного поколения.
Фу ты, ну ты, ну и чушь. Ан нет, не чушь. Дело тут не в племени, не в его эволюции. Не в том, как быстро тут происходит расслоение, разделение на богатых и бедных, на угнетателей и угнетаемых. Дело в их взаимоотношениях, в тех лозунгах, которые бросает Джек Лондон.
Речь идет не о древнем племени, а современном Лондону обществе. Порознь угнетенные слабы, они не способны справиться ни с силой принуждения, ни с пропагандой угнетателей. Силу сильные могут обрести только в единстве, только вместе, только восстав против богатеев. Настоящий Манифест партии Джека Лондона, да и только.
В рассказах «По ту сторону рва» и «Мечта Дебса» Лондон выражает свою мечту о силе сильных движения пролетариата. В первом рассказе речь идет о преображении профессора из благополучной части Сан-Франциско. Тесно пообщавшись с рабочими окраинами, он не вдруг, постепенно бросает свою благополучную жизнь и уходит на «ту сторону рва», к рабочим.
Второй рассказ это уже мечта не какого Дебса, а самого Лондона и одновременно угроза капиталистам. Что будет, если рабочие США, всей страны действительно смогут объединиться и устроить настоящую, без исключений всеобщую забастовку?
Тут разворачивается картина настоящего апокалипсиса. Не какого-то там выдуманного от пришельцев или от эпидемии, а социального. Кто будет кормить и обслуживать высшие классы? Что будут стоить их деньги, если негде купить еды. Еды! К черту все побрякушки. Где взять еду?
Капиталисты у Лондона быстро превращаются в толпу дикарей. Они рыщут по сельской местности, буквально руками убивают корову, дерутся за кусок мяса наравне с оставшимися без заработка полицейскими, солдатами и офицерами. Сельские окраины превращаются в ад. Порядок царит только в рабочих кварталах.
Рассказ «Враг всего мира» мне не очень понравился. Забавное в нем разве что предсказание войны между США и Германией. И назначил ее Джек Лондон на 1939 год. Хм, не Ванга, конечно, но неплохо.
Последние два рассказа «Морской фермер» и «Сэмюэл» - это совсем непривычный Джек Лондон. С чего-то он увлекся описанием жизни обитателей небольшого ирландско-шотландского островка. Суровые пресвитериане, труженики моря, со своими суевериями, предубеждениями, крепко держащиеся за обычаи предков. Вселенная делится на две части: на остров и на весь остальной мир.
Дай мне эти рассказы и список из пяти вероятных авторов, вряд ли бы я из них выбрал Джека Лондона. Внимание к мелочам быта, труда, в описании внешности, характеров, детали и местный колорит - пейзажист и портретист, а не тот знакомый любитель приключений на Аляске. Неожиданно и сильно.
8 из 10