Генрих Наваррский около 1584 года.
Славный король Анри IV. Часть 5. Варфоломеевская ночь и прочие неприятности (1572-1576) Все места заняты, сир!
Генрих III не был бестолковым политиком. Наследство он получил незавидное - при его восхождении на престол Францию раздирала так называемая Пятая гугенотская война (1574-1576). В ней, кроме католиков и гугенотов, в схватку кинулась и умеренная партия.
Все роли были расписаны. Партию ультракатоликов возглавляли Гизы (точнее Генрих Гиз и его родня). Главой гугенотов был признан принц Конде, двоюродный брат Генриха Наваррского. Номинальным главой умеренной партии стал брат Генриха III Франсуа Алансонский (он же Анжуйский).
Парадоксально, но в этом раскладе не находилось места королям Франции и Наварры. И вот Генрих Наваррский бежит из Парижа. А Генрих Французский даже вроде бы потворствует побегу.
Очень неглупый ход, надо заметить. Чтобы внести раздор в стан врага, туда нужно выпустить еще одну сильную фигуру.
Впрочем, Генриху Наваррскому встроиться в новую реальность было не так чтобы очень легко. Почти четыре года он провел в отрыве от Юга. Три с половиной года формально являлся католиком и предателем протестантизма в глазах его подданных. Даже родное королевство Наварра, Беарн не принимало отступника.
Таким образом, первый вопрос, который должен был однозначно разрешить Анри, вопрос религии. Несколько месяцев после побега наваррский король не демонстрирует никаких предпочтений. Почему?
Тут дело такое. Одна сторона вопроса - королевство Наварра. И тут надо быть протестантом. Другая сторона - наместничество в Гиени по милости короля Франции. И тут желательно быть католиком. Наварра, конечно, королевство. Зато Гиень больше и богаче.
13 июня 1576 года Анри, наконец, определяет выбор. Он с сестрой Екатериной присутствует на проповеди. Это можно трактовать как официальный переход в протестантизм.
Франсуа Анжуйский.
От мира до войны один шаг
Тем временем Пятая гугенотская война завершилась так называемым «миром Месье» - по имени или титулу Франциска Анжуйского, получившего по итогам переговоров солидное приращение своих владений. Протестанты тоже не остались в накладе. Их права были существенно расширены. Богослужения разрешались везде, кроме Парижа.
В этот период Анри воплощает как бы средний путь, путь разума и патриотизма. Пока противоборствующие группировки растаскивают Францию на части, сохранять страну пытаются два короля: Генрих III и Генрих Наваррский.
Казалось бы, они должны быть врагами. Понятно желание Генриха III собрать сильную Францию. Но каков мотив Анри?
Всё просто. Между Анри Наваррским и престолом Франции в данный момент находятся всего двое: Генрих III и его брат Франсуа. Причем оба не отличаются крепким здоровьем. Их старшие братья (Франциск II и Карл IX) умерли молодыми. И как знать, не завтра ли корона Франции станет короной Анри?
Растаскивание Франции на части осуществлялось не только по линии разлома католики-протестанты. Наместники провинций постепенно становились полунезависимыми «вице-королями». Франция распадалась.
А тут еще новый виток противостояния - Шестая гугенотская война (1576-1577). Гизы и Франциск Анжуйский наносят протестантам контрудар. Католики берут реванш. Генрих III едва смог утихомирить их и заключить мир, ущемивший права протестантов.
Анри Наваррский принял участие в Шестой войне. Но участие предельно вялое. Принц Конде сильно упрекал кузена.
Старая королева Екатерина Медичи стремилась сохранить мир. И пошла на личные переговоры с наваррским зятем. В ноябре 1578 года она привезла ему в Гиень супругу Марго Валуа. Муж и жена воссоединились после почти трехлетней разлуки.
Маргарита Валуа.
Влюбленные и их война
Не секрет, что брак Анри и Марго не был браком по любви. Политика и ничего больше. Оба супруга прекрасно утешались на стороне. И не раз, и не два. Но год-другой их совместной жизни на Юге в районе 1580 года парочка выглядит влюбленной. Наступила короткая весна отношений.
Жить в Наварре они не смогли. Маргарита продолжала исповедовать католицизм. Эта религия в Наварре была запрещена. Попытки организовать для королевы частные службы привели к беспорядкам. Влюбленные выехали в наследственные владения Анри.
Термин «влюбленные» накрепко вошел в историографию. Даже Седьмую гугенотскую войну 1579-1580 годов именуют не иначе как войной влюбленных.
Впрочем, и эту войну начали отнюдь не наши «влюбленные». Принц Конде решил вернуть «собственность» Бурбонов провинцию Пикардия на северо-востоке Франции. Да и сами гугеноты отказались вернуть католикам города-крепости, срок возврата которых прошел.
Наваррский король вроде бы и не хотел войны. Равно как и Генрих III. Но ситуация быстро вышла из-под их контроля. Хотя ситуация была куда запутаннее. Всё в коротком очерке не охватишь.
Оба короля играли еще и свои партии. В частности, король Франции поддерживал маршала Бирона в противовес формальному наместнику Гиени Анри Наваррскому. Ну а того такое положение дел раздражало.
В общем, Анри взялся за оружие и наконец совершил свой первый военный подвиг - взял в мае-июне 1580 года крепость Каор. Пятидневный штурм во многом удался благодаря отчаянной храбрости гугенотов и самого Анри. Он дрался в первых рядах, вдохновляя своих дворян и солдат.
Впрочем, вскоре на юг явился более опытный вояка маршал Бирон. Он быстро навел порядок, разбив небольшую армию неопытного в военном деле Анри Наваррского.
В продолжении войны оказались незаинтересованными обе стороны. В переговоры вмешалась Екатерина Медичи, и 26 ноября 1580 года во Фле был подписан новый договор. Маршала Бирона убирали из Гиени, спорные крепости оставляли за гугенотами «на шесть лет». Всё завоеванное в ходе войны гугеноты возвращали католикам.
Это был «мир короля наваррского». Так же как ранее заключенный называли «миром Месье». Анри выиграл. Принц Конде проиграл. Генрих III утвердил новое положение дел. Не без ущерба своему брату Франсуа Анжуйскому.
Но после этой войны весна влюбленных закончилась. Анри и Марго вновь начинают расходиться. По этому поводу в мемуарах рассказывается много пикантных историй. Итог дин - в 1582 году Марго Валуа покидает мужа и едет в Париж.
Продолжение следует.