Михаил Скопин-Шуйский. Часть 6. От Твери до Калязина

Dec 12, 2024 07:52





Изображение Скопина-Шуйского на памятнике в Калязине.





Михаил Скопин-Шуйский. Часть 5. Стратег

Неодолимые препятствия

После поражения армии Зборовского в сражении под Тверью 13 июля 1609 года Михаил Скопин-Шуйский решил двигаться по кратчайшему пути на Москву. В Твери оставался вражеский гарнизон, но он не был значительным и на его блокаду не требовалось много сил.

Но, кроме гарнизона, в Твери было много всякого добра. И это обстоятельство в глазах наемников перевешивало любые стратегические соображения. Особенно при том, что воины Якова Делагарди справедливо считали себя обиженными.

Во-первых, наемникам не заплатили сполна. Во-вторых, обещанный шведскому королю город Корела до сих пор не был передан.

Наемники остались осаждать Тверь, а Скопин-Шуйский с русской ратью двинулся на Москву. Однако без иноземных контингентов армия Скопина не представляла собой внушительной силы.

Тем временем Зборовский отступил на Дмитров, продолжая прикрывать московское направление. Сюда же от Троицкого монастыря двинулись хоругви гетмана Яна Сапеги. Очевидно, что эта армия в открытом бою просто растоптала бы ратников Скопина.

Так что перед русским воеводой возникло одно препятствие. Одолеть его можно при помощи тех же наемников. Они уже пару раз показали, что вполне могут противостоять польской кавалерии. И Скопин повернул назад к Твери, чтобы уговорить Делагарди с его солдатами продолжить поход.

Что тут скажешь? «Но у пана атамана нема золотого запасу, и хлопцы начинают разбегаться в разные стороны». (помните, откуда это?)

Без денег удержать наемников Скопин оказался не в состоянии. Они раскололись на три части. Большая просто плюнула на эту неприбыльную войну и ушла из России. Средняя часть во главе с Делагарди отошла севернее по новгородской дороге и встала там, дожидаясь передачи Корелы. И около тысячи солдат с Христиером Зомме присоединилось к армии Скопина.

Отсутствие достаточной силы - второе препятствие для Михаила Васильевича на пути к Москве.



От Твери до Калязина.

Вдоль по матушке Волге

Оставаться под угрозой удара сборной армии Сапеги и Зборовского было просто опасно. 22 июля 1609 года сократившаяся численно и потерявшая в качестве армия Скопина переправилась на левый берег Волги.

В этом маневре был разумный расчет. Скопин поставил Волгу между собой и армией Сапеги. Если не проворонить противника, всегда можно избежать его нападения. И русские не проворонили, разослав во все стороны конные разъезды.

Армия Михаила Васильевича двинулась вниз по Волге. В этом также был расчет. Так Скопин приближался к недавно восставшим против Тушина волжским городам Ярославлю, Костроме. А за ними уже и надежный Нижний Новгород. В общем, Скопин приближался к базе, где мог получить пополнение и материальные запасы.

Куда шла русская армия? Запись в разряде:

«А как от князя Михаила немцы пошли назад, и князь Михайло Васильевич с товарищами пришли в Калязин монастырь, и стоял в Калязине».

Калязин на правом берегу Волги и нынче является райцентром Тверской области. Что до Калязина монастыря (строго говоря: Троицкий Макарьев монастырь), то он был затоплен при создании водохранилища в 1940 году. Осталась лишь пара островов на святом месте.

Разбивая лагерь при монастыре, Скопин перешел на правый берег Волги. Однако география позволила ему надежно прикрыть расположение войск. Они расположились в треугольнике: одна сторона - Волга, вторая - река Жабня, с третьей стороны лежала открытая местность, но ее перекопали рвом.



Ян Петр Сапега.

Военная пауза

Недели три стояло войско Скопина под Калязином. Трудно сказать, сколько за это время к нему присоединилось новых воинов. Но по всей видимости, немало. В противном случае, было бы непонятно, как русские устояли перед натиском Сапеги.

А пан Ян Сапега воин был изрядный, дело своё знал и не собирался давать врагу опасной передышки. 3 августа Сапега снимает из-под Троицкого монастыря довольно приличный контингент. К нему присоединяется Зборовский.

О численности польско-казацкого войска ничего определенного сказать нельзя. Известны лишь составляющие его полки: Сапеги, Костенецкого, Зборовского, Тянскоронского, Лисовского, Микулинского.

Но что такое «полк» в смысле численности и насколько они различались, какова была доля казаков, поляков, сколько было артиллерии - сплошные вопросы. То же самое касается и армии Скопина.

14 августа Сапега остановился в 10 верстах от лагеря русских под Калязином. 18 августа произошло сражение.



Экспонат Нижегородского музея в Ивановской башне кремля.

Сражение под Калязином

Атакующей стороной выступали поляки. Это понятно. Скопина устраивало ожидание - он продолжал усиливаться за счет подходивших подкреплений. Сапеге требовалось как можно скорее покончить с полевой армией противника, чтобы спокойно вернуться к осаде Троицкого монастыря.

Польские и казачье отряды принялись разгуливать у рва, обороняющего русский лагерь. Вряд ли они рассчитывал взять укрепление конной атакой. Видимо, целью заключалась в выманивании обороняющихся за пределы лагеря.

Однако русские не поддавались на уловки и лишь отвечали огнем с палисадов или острожков. Это ничего не решающее противостояние длилось несколько часов.

Далее Сапега решил атаковать противника со стороны речки Жабни. Видимо, она не велика и вполне форсируема вброд. А укреплений по ее берегу или не имелось, или они были слабы.

Конница увязла в болотистых берегах. Потому русской пехоте (и тысяче наемников Христиера Зомме) удалось опрокинуть переправляющихся через речку воинов Сапеги.

Далее войско Скопина перешло в контрнаступление. Как так получилось, что Сапега не смог остановить наступления русских? Не совсем понятно. Но итог очевиден - поляки и казаки отступили. Нет, они не были разгромлены или даже крепко разбиты. Просто отступили.

Скопин еще не мог развить ответного наступления. Силы его были явно недостаточны. Следовало пополнить армию и вернуть Делагарди с его отрядом.

Продолжение:

Михаил Скопин-Шуйский. Часть 7. Победа и смерть

история, XVII век

Previous post Next post
Up