Как отдельный человек, так и общество в целом имеет один общий закон - закон
самосохранения. Человеку этот закон дан от природы в качестве инстинкта, обществу же его пришлось выстрадать, заплатив за опыт большой кровью, в качестве культурной традиции. Последняя сформировалась как потребность в базовых
ориентирующих установках, отражающих закономерности (приемлемые для всех без исключения) действий отдельного человека, социальной группы, общества в целом в сфере приложения физических и интеллектуальных сил с одной стороны, и в сфере выражения чувств, с другой.
Религиозные конфессии и государства, с их законами нравственности, экономики и политики - это те самые институты самосохранения общества, построенные во избежание кровопролития, истребления и самоуничтожения. Общество училось самосохраняться реальной жизнью, без наставников со стороны, приобретая опыт саморегулирования страстей человеческих разумной силой на протяжении тысячелетий.
Процесс этот не завешен и продолжается до сих пор. Человеку в этом смысле и повезло и не повезло. Для него жизнь не только порядок, который нужно принимать и
повторять, но, принимать с ориентирующей установкой на изменение и улучшение. На него с рождения наваливается столько всего, к чему он не готов, но уже обязан обществом, что голова идет кругом, не поспевая соединить еще только формирующимся, далёким от зрелости Сознанием требования собственного человеческого
Чувства с требования порядка уже сложившегося в обществе. На него грубо и ласково давят добрые и злые, умные и не очень, просвещенные наукой и околонаучные шарлатаны, родные и чужие… НАСТАВНИКИ!
Общество, в качестве единого наставника, требует от человека только его знания и навыки, но совершенно не нуждается в проявлении, а уж тем более в демонстрации его чувств. В этом случае комфортно себя чувствует лишь тот человек, у которого потребность в знании согласуется с его чувствами, который испытывает удовольствие от получения, выражения и применения собственных знаний. И как жаль, что это встречается не часто.
Все люди являются заложниками своего случайного (по праву рождения) социального статуса, своей случайной окружающей среды, приспособливаясь к которым, они и вынуждены узнавать не то, что приятно, не то, что согласуется с требованиями их индивидуального человеческого Чувства. Более того, хотя статистика на этот случай отсутствует, как много несчастных людей, в которых Сознание и Чувство, самым активным образом противореча друг другу, терзают душу и тело. И, ведь, они тоже становятся наставниками… Тем не менее, необходимость в устранении болезненных переживаний и обретении здоровой устойчивости требует от человека согласования сознательных и чувственных процессов.
Обзор исторических тенденций самосохранения в обществе позволяет сделать оптимистический прогноз для ищущего и просвещенного человека. Он так же должен и может найти свой путь к своему индивидуальному человеческому образу существования. Даже если он начнёт преодоление с помощью наставника, всё равно, он сделает это сам, усилием собственного Сознания, доверяя ʺподсказкамʺ собственного Чувства, научившись не бояться его, порой завышенных требований, но ограничивать сознательной Волей, находя разумную меру.
Если человек не сделает это сам, то Время за него постарается.